Традиционно во Владимирской области динамично развивается молочное животноводство, объемы производства сырого молока ежегодно увеличиваются на 3-5%. Мощности позволяют, есть куда реализовывать продукцию, качество на высоте… Но регион почему-то чаще закупает «молочку» в других областях. Возят ее из Рязани, Твери, Москвы, Иваново, Липецка и даже Сибири и Калининграда. Та же история - со сливочным маслом.
Иван Аксенов, президент Торгово-промышленной палаты Владимирской области, винит низкую вовлеченность местных сельхозпроизводителей в сферу государственного и муниципального заказа региона. А тут еще закрытие молочного завода «Danone» существенно отразилось на снижении объемов переработки молока: сейчас 81% к уровню прошлого года.
В то же время проблемным считается мясное животноводство, констатирует директор регионального департамента сельского хозяйства Константин Демидов:
– Третий год уже живем без крупных предприятий по свиноводству. Отрасль представлена частным сектором и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Это все равно не помогло очистить регион от АЧС. Происходят вспышки, на текущий момент зафиксировано 8 очагов. Пока еще рано говорить о том, что промышленное производство (по свиноводству) будет возобновлено. Также есть проблемы, связанные с выращиванием на мясо крупного рогатого скота. Объемы стагнируют, увеличения особого нет. В основном, это связано с высокой себестоимостью производства мяса.
Вернем поголовье?
Новшеством стала поддержка малых предприятий в виде гранта «Агропрогресс». На «обкатку» программы в бюджет заложили порядка 8 млн рублей, позволяющих субсидировать малым сельхозпредприятиям инвестиционные кредиты на 30 млн рублей (речь о возмещении 25% тела кредита). Приоритет на этот год – как раз приобретение племенного скота. Нынешнее поголовье свиней – менее трех тысяч голов на всю область. Привлекая инвесторов на три площадки (оставшиеся с былых времен) в планах развести порядка 150 тысяч голов «хрюшек».
В этом году также провели конкурс на отбор участников по программе «Агростартап». Из 27 претендентов отобрали 13 получателей грантов на общую сумму 42 млн. Скоро объявят конкурс на дополнительные гранты по развитию сельхозкооперации, семейных животноводческих ферм, затем доведут субсидии сельскохозяйственным кооперативам и крестьянско-фермерским хозяйствам на модернизацию материально-технической базы.
Что касается последнего пункта, то не секрет, что устаревшее оборудование минимизирует инвестиционную привлекательность любого производителя. Поэтому поставка техники по системе областного лизинга – направление стратегическое.
– У компании «Владагролизинг» уставной капитал превышает уже полтора миллиарда рублей. Это позволяет поставлять примерно половину всей техники селу. То есть, по сути, это у нас основной поставщик всей техники в АПК. В бюджете на будущий год заложено увеличение уставного капитала компании на 230 млн рублей, и мы рассматриваем сейчас возможность ещё на 100 млн увеличить эту сумму, так же, как в этом году, когда была проведена эмиссия на 230 млн. Чтобы сохранить темпы развития, мы планируем на будущий год также увеличить взносы в уставной капитал компании, – говорит директор департамента сельского хозяйства Владимирской области.
Демидов подчеркнул, что правительство нацелилось на постепенное снижение прямого субсидирования сельского хозяйства и переход на косвенные меры поддержки через создание условий для эффективной работы. Это более 30 видов господдержки и чуть больше 1,5 млрд рублей по госпрограмме, что сопоставимо с объемами прошлого года. Косвенные меры поддержки – около 400 млн. К слову, наша область входит в разряд лидеров не только по ЦФО, но и по России, по оперативному доведению господдержки до сельхозтоваропроизводителей. Уже сейчас они получили больше 72% от годового лимита. Для сравнения, по ЦФО этот показатель чуть менее 50%, по России - 53%.
«О хлебе насущном» позаботились отдельно. До производителей хлебобулочных изделий и муки довели порядка 40 млн рублей. Плюс за оперативность в августе выделили дополнительно еще 19 млн, что должно помочь приостановить рост цен на продукцию.
В этом году из-за засухи общие убытки от недобора урожая и погибших культур (около 20% яровых) перевалили за 1,3 млрд рублей. У селян под угрозой оказалось обеспечение скота кормами на зимний стойловый период и, самое главное, на подготовку к весне будущего года. Губернатор выделил дополнительные средства из областного бюджета - 300 млн на обеспечение комплекса весенне-полевых работ на 2022 год. Также в августе производителям зерна выделили 17 млн из тех денег, что государство получает от экспортной пошлины на зерно.
У нерадивых будут изымать плодородные земли?
Ежегодно вводится в оборот около 8 тысяч гектаров неиспользуемых земель. Как ни странно, это не приводит к увеличению посевных площадей. Почти все старания нивелирует «выбытие земель из оборота». То есть в одном месте вводят, в другом выводят... Причем, обрабатываемые земли можно ввести только после проведения определенного комплекса культурно-технических работ. Дорогих во всех отношениях. В 2021 году губернатор согласовал на это 20 млн. Плюс 11 млн дополнительных средств на благоустройство сельских территорий из резервного фонда правительства. Но кто несет ответственность за упаднические земельные участки и как их «вернуть» в оборот?
– Практикуется «уход от ответственности», когда земли передаются «от брата к свату». Однако такой переход к родственникам не освобождает от ответственности, от уплаты земельного налога в повышенном размере. Вместо налоговой ставки 0,3% как для земель, используемых в сельском хозяйстве, они получают 1,5% до тех пор, пока новый собственник не принесет положительный акт проверки. Раньше на освоение давали 2 года, с 2016 года этого срока нет. По умолчанию, осваивать земельный участок надо сразу, – резюмировала руководитель Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям Светлана Пантюхина.
Ситуацию надо рассматривать глубже. Пока процедура изъятия земель не отработана в рамках законодательства: не определены конкретные сроки владения земельным участком, а также начальная или рыночная цена, с которой надо выходить на торги к заинтересованным лицам. Единственной мерой воздействия пока остается штраф. За зарастание сорняками физлица платят от 20 до 50 тысяч рублей.
«Прозрачный» контроль как стимул. С 1 июля 2021 года АПК контролируют по-новому. Новый закон № 248-ФЗ в корне изменил систему надзора и сделал проверки прозрачными, а проверяемых - более защищенными.
Почерпнуть всю информацию о проверках можно в Едином реестре видов контроля и Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. В отличие от данных с сайта Генпрокуратуры РФ, новые реестры имеют более широкий охват. Учитываются не только проверки, но и иные виды контроля: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
В приоритете – профилактические мероприятия с хозяйствующими субъектами. Если раньше в одном и том же регионе государственные и муниципальные органы могли применять разный подход при проведении проверок, то сейчас необходимо обеспечить единство. Новый закон не допускает бессистемных и бесконтрольных проверок в отношении одного и того же лица.