10 октября в 12:37
  1. Общество

Власти Владимира не смогли справиться с кризисом в сфере пассажироперевозок

Пригодность города для жизни во многом определяется качеством системы общественного транспорта. Но во Владимире пока городские автобусы часто являются, увы, источником раздражения, а не комфорта. Журналисты «ВВ» в утренний час пик проверили, как автобусы соблюдают график движения, и пообщались с (не) довольными пассажирами.

С начала 2021 года выросло количество «тематических» - транспортных жалоб в Центр Управления Регионом. Так, было зафиксировано 274 обращения, из них – 85 по поводу графика графика движения (рост показателя на 81 целую). На изменение класса и количества автобусов пожаловались 74 человека, на неудовлетворительные условия проезда – 30 владимирцев. 

Также в числе минусов – непродуманная маршрутная сеть, хамское отношение со стороны кондукторов, небезопасная манера вождения и проблема с валидаторами для оплаты проезда банковской картой.

Всемирно известный специалист по проектированию систем общественного транспорта Джаретт Уолкер составил картинку идеального городского автобуса для управленцев. На основе этих критериев мы решили задать вопросы владимирцам.

Он довезет меня куда нужно? Отвечаем спойлером — не всегда. Наличие остановок вблизи точек отправления и назначения – проблема новых микрорайонов города. Мы отправились в одну из таких «загородных» городских территорий. Остановка – Пиганово. Электронного табло здесь нет, предлагается ориентироваться по приложению. 

– Езжу на работу в соседний город, а живу в Пиганово. Мой служебный автобус отходит в 7 утра с другого конца города – остановка «Химзавод». К остановке (точке отправления) мне идти около 10-ти минут. Печально, что автобус, на котором я езжу – 20С, часто отклоняется от графика – то раньше приедет, то позже. Для меня эти 10 минут играют ключевую роль, ведь из-за этого я опаздываю на служебный транспорт. То есть мне нужно выходить заранее на полчаса? Вдруг водитель решит приехать пораньше. Среднее ожидание автобуса в шесть утра на моей остановке – больше 15-ти минут, – говорит жительница Пиганово Татьяна.

На отдаленность остановки пожаловались и в Добром. На «Улице Радищева» женщина, увидев журналистов, сама завела беседу:

– Знаете, я хожу сюда с улицы Соколова-Соколенка. Там только 11-й ходит, но плохо. В другой раз больше часа-полтора ждешь. А по графику – 40-45 минут. Альтернативы у нас нет. У меня инвалидность. Вот хожу на эту остановку, идти далеко – 10-15 минут. Жду 24-й, а он тоже часто не по графику ездит. Когда не надо, они стоят, а когда надо – нет. Хоть бы еще один пустили транспорт, – посетовала Надежда Михайловна.

Я могу доверять ему? И снова мимо. Мимо остановок бодро проезжают владимирские автобусы, за что горожане «выражают благодарность» перевозчикам.

Один из жителей высказался на эту тему в соцсетях:

– Хотел оставить жалобу на автобус 23 маршрута. Сегодня в районе 19.20 ждал этот маршрут на остановке «Рябинка», дабы доехать до Октябрьского проспекта. Но автобус проехал остановку, причём в нем находились пассажиры. Разглядеть номер автобуса, к сожалению, не успел, запомнил только цифры 4 и 8 на номере. Проблема в том, что я каждый день сталкиваюсь с тем, что подолгу приходится ждать либо 23-й, либо 11-й автобус, днем уехать можно, а вот вечером - нет. Позвонил на номер 33-48-50, но трубку не взяли.

– Хочу выразить благодарность «новому» перевозчику «ТП Владимир» за то, что домой приходиться добираться с пересадками, автобусы 22-го маршрута просто не останавливаются на остановках, стояла днём на остановке, автобус пролетел мимо, и для чего запустили тогда маршрут? Неоднократно такое происходит, жалоба в администрацию направлена, – поддерживает предыдущего оратора другой пассажир.

Он довезет меня тогда, когда мне нужно? Около 8-ми утра мы приехали в Доброе. Остановка – «Магазин Ополье». Больших толп на удивление нет. Добирались по пробкам через весь город, и, судя по всему, не успели в час пик. Спрашиваем у ожидающих автобус, как складывается обстановка? Мужчина подтверждает наши догадки: только что проехавший автобус «подобрал» почти всю толпу. 

– Да, очень долго ждем. Минут по 20. Особенно в центр – 15, 25, 22 и 24. Зимой столько же по времени. После ухода Биганова начались транспортные проблемы. Раньше в промежутке 5-7 минут автобусы ходили. После ухода АДМ – никакой разницы не заметили, все то же самое. Если ехать на Мира – проблем меньше, чаще ходит транспорт, – рассказал Михаил Скороганников на остановке «Магазин Ополье». 

Наш рейд проходит на машине, поэтому сразу двигаемся на следующую остановку - «Парк Добросельский», в надежде догнать толпу. Не успели – опять основная масса уже зашла в автобус. Зато послушали, как обстоят дела на этом остановочном пункте.

– По-разному ситуация с ожиданием складывается. 24С – дольше всего ждать. Причем, до 7-ми утра относительно нормально, после 9-ти начинается плохая ситуация, – говорит Надежда Васильева. 

– Я уже привыкла, что если к 08.30 подойдешь, то нормально уедешь. Чуть позже – минут 10-15 ждешь. Хуже стали ездить, – резюмировала жительница Вера Антонова.

Проблемы с соблюдением графика явно налицо почти во всех микрорайонах Владимира – Доброе, Загородный, Энергетик, Коммунар, Юрьевец, Пиганово. В центральной части города жалоб на состояние транспорта и долгое ожидание все-таки меньше, ведь там пересекаются множество маршрутов. 

– Вчера ждала полчаса 24-й или 9-й, чтобы доехать до пункта назначения. По вечерам после 19-20 часов такая же ситуация. Я раньше работала, ездила с с политеха. В восемь часов все вымирает, люди стоят «гроздьями» на остановке, а автобусов нет вообще. Сейчас уезжаю где-то часов в десять. В это время у нас всегда были с транспортом проблемы. Если пропущу свой автобус в 22.03, следующий ждать минут 20. Доехать можно, но очень сложно, – рассказала Мария Неведомская на остановке «1001 мелочь». 

Он рационально использует мое время? Дает свободу менять планы?

Здесь речь идет о временных затратах на поездку до пункта назначения. Главный фактор – пробки. Чтобы в этом убедиться, далеко идти не надо. Юрьевец соединяет большие достроенные жилые комплексы, а также некоторые микрорайоны – Пиганово, Спасское, Мосино. Выезд – один на всех. Итог – огромные заторы по утрам. Конечно, это сказывается на времени ожидания и пути в автобусе. Начинаем опрос на остановке «Ул. Михалькова», куда уже подошло немало народа. 

– К конкретному времени подхожу. Автобус, кстати, не задерживается. Он ездит по графику, но здесь искусственная пробка образуется из-за школы, нужен пешеходный переход, – ответила нам Евгения Скичко.

Женщина извинилась, так как вынуждена срочно запрыгивать в подъехавший 33-й. Туда же хлынула вся толпа. 

До следущей остановки «Институтский городок» мы с коллегой дошли пешком. Расстояние преодолели быстрее, чем туда доехал тот же 33-й. Здесь также пообщались с владимирцами.

– Минут 10 жду, не отстает от графика. После ухода АДМ ситуация улучшилась. 22-й редко ходит со Спасского. Я работаю в Добром. Зимой ждали по 40 минут, в городе — то же самое. Решил ситуацию 30-й, 33-й. Я целый час добираюсь из-за пробок. Минут 20 пробка в Юрьевце, – сетует Наталья Ефремова. 

Ее поддержала женщина рядом: «Муж домой добирается на Гастелло, с ума сойдешь, пока приедешь. Ориентируюсь по приложению. Бывает минут по 40 стоим в Юрьевце». 

Возвращаясь к нашему автомобилю отметили: на первой остановке скопилось еще больше людей, они даже выстроились в очередь. Такая ситуация длится здесь примерно до 08.30 утра. 

Кстати, на субботнем Урбанфесте «ВВ» поинтересовались у эксперта из НИУ ВШЭ Николая Залесского, как решить транспортную проблему во Владимире с его 346-тысячным населением?

– Владимир – суперкомпактный город. Это преимущество, которое надо использовать. Однако градостроительная политика совсем не синхронизирована с транспортной. Надо пять раз подумать, прежде чем покупать жилье в отдаленных микрорайонах. Если купил, ты заложник, – говорит Залесский. – Я бы не рекомендовал застраивать поля многоэтажками – будет огромная транспортная проблема. Надо развивать внутренние ресурсы. Например, у вас есть какие-то «полуживые» заводы. Их можно застраивать, если они не функционируют нормально. Это корень того, что проблем будет меньше. Владимир мог бы ориентироваться на Южно-Сахалинск. Там создали центр компетенции и пытаются работать с лицами, принимающими решение, как-то переубеждать их. Здесь вопрос также к жителям, которые не требуют должного качества общественного транспорта. Хорошо, если администрация возглавит этот процесс.

Николай Залесский. Фото Валерии Тимергалиной.

По словам эксперта, есть три критерия, которые превалирует над выбором городского автобуса – рост автомобилепользования, неправильная планировка городов и безграмотное землепользование. Но! По логике специалиста, все должны жить в черте центра и работать там же? А что делать, если, наоборот, работаешь за городом? Все же мы «заложники» отдаленных районов или не решенных проблем транспорта?

Я чувствую себя комфортно и безопасно? Наводнение города сильно «БУ-шными» автобусами не решило проблему долгого ожидания. Зато появилось немало жалоб на состояние подвижного состава. 

Во Владимире сейчас особой альтернативы нет. После ухода АДМ с маршрутов пропали «волгабасы», остались только старые «мерседесы», которые жители нарекли «пепелацами», и столичные подарки – ЛИАЗы, тоже видавшие виды. Пассажиры то и дело публикуют облезлые поручни и слои пыли в салонах. Опасение вызывают и поломки старых автобусов, из-за которых можно опоздать куда угодно.

Недолгое время по маршруту 30С до Энергетика колесили небольшие оранжевые ПАЗики. На их качество было немало нареканий. Недавно стало известно, что этот маршрут закрывается, а компания «РБиК» уезжает обратно в Нижний Новгород. Основная нагрузка теперь ляжет на и так на ладан дышащие 15-е? Правда, обслуживанием займётся компания ООО «ЕвроТрансВладимир». У этого перевозчика этот маршрут – единственный, судя по данным, представленным на сайте мэрии.

– Еду в автобусе №15, и у меня появился вопрос. А нельзя ли сделать так, чтобы выхлопная труба работала на улицу, а не в салон? - удивляется житель Владимира в соцсетях. 

– Радовалась, что вернули беспересадочный 15-й маршрут. Но радость была недолгой. Давно я автобусов в таком жутком состоянии не видела. Не знаю, какого года этот транспорт, но внутри все грязное, сальное, облезлое. Обивка сидений такая грязнущая, что на них садиться противно. В салоне вонь невообразимая. Во что превратили городской общественный транспорт! – огорчилась другой комментатор.

Во время Урбанфеста мы спросили у представителя автобусного завода «Бакулин Моторс Групп» (находится на территории Владимирской области, там в основном работают жители областного центра) Андрея Григорьева, почему их новая продукция не придет на замену старой? Нам сказали, что местные операторы общественного транспорта не обращались в компанию и даже не брали ее автобусы на тесты. 

Ранее некоторые владимирские перевозчики заявили, что у них есть ресурсы, но им нужны определенные гарантии. Их может дать заключение брутто-контракта с мэрией сроком на 5 лет, расчеты по которым идут в зависимости от пройденных транспортом километров, а не от количества перевезенных пассажиров. Соответственно это якобы поможет строить длительные планы и пополнить автопарк новыми автобусами. 

Он рационально использует мои деньги? На Урбанфесте во Владимире эксперты посчитали среднюю долю затрат пассажиров на общественный транспорт в месяц – это около 40-50 поездок. Стандартный предел – 5-7%, который может тратить горожанин от своих доходов на общественный транспорт. Во Владимире доля – около 3% от средней зарплаты. Проезд во владимирском автобусе стоит 24 рубля, хотя о качестве сервиса говорить не приходится. 

По теме соотношения цены и качества владимирцы приводят западный опыт. Инна Новикова уже четыре года живет в польском городке Ополе с населением больше 118 тысяч человек. Девушка не против повышения стоимости проезда во Владимире, но только при достойном уровне обслуживания и состояния автобусов. «ВВ» она поведала, как это устроено в месте ее временного проживания: «Отставания от графика движения практически нет, даже в час пик. Если это происходит из-за пробок, то на табло изменяется время ожидания. На каждой остановке вне зависимости от района и удаленности от центра есть расписание всех маршрутов. Автобусы новые, в них приятно ездить. За четыре года жизни здесь ни разу не сталкивалась с поломками автобусов. Кроме того, в пути есть возможность зарядить телефон и даже «посерфить» в интернете. Вай-фай отличный! Правда, проблема удаленности новых микрорайонов и здесь прослеживается. Стоимость билета зависит от времени суток (есть ночные и дневные рейсы) и от льгот. Так как у меня льгот нет – поездка стоит для меня 3 злотых (55 рублей)». 

Табло на остановке в Ополе. Фото Инны Новиковой.
Расписание общественного транспорта. Фото Инны Новиковой.

Во Владимире не все готовы платить больше за поездку на общественном транспорте, даже если условия улучшатся. Более того – на том же Урбанфесте один из активистов и вовсе спросил, как добиться полностью бесплатных автобусов… Поэтому «головная боль» оказания качественных услуг ложится на перевозчика.

При этом большинство участников нашего «остановочного» опроса считают, что транспортная система в областном центре «пошла по наклонной» после ухода с рынка перевозчика «БигАвтоТранс». После транспортного передела во Владимире львиная часть автопарка остается в собственности физлиц, так что автобусы не подчинены единой системе. Сейчас транспортных компаний в городе – аж 11 (включая муниципальную «Владимирпассажиртранс»), обслуживают они 34 маршрута. Извлечь из этого выгоду можно, считает нижегородский эксперт Залесский. К примеру, можно развивать образцово-показательные места, либо опорную сеть, обеспечивая высокое качество сервиса сразу на нескольких маршрутах.

Урбанисты уверены: хороший общественный транспорт – это не просто удобство, но и условие экономического развития. А вложения в него нужно рассматривать не как расходы, а как инвестиции в развитие города, привлекая при этом частный бизнес. Пока городские чиновники на повестку дня вынесли перекраску автобусов и троллейбусов в единый цвет и украшение их гербовой символикой Владимира (вот оно — главное!!!), диалог с пассажирами о качестве услуги вряд ли удастся наладить...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Во Владимирской области за 9 месяцев зафиксировано снижение уровня безработицы 24 минуты назад
В департаменте труда и занятости населения подвели итоги работы за девять месяцев. Руководитель ведомства Андрей Григорьев рассказал о выполнении госпрограммы «Содействие занятости населения Владимирской области» и отмет…
МегаФон передаст башенные активы независимому оператору 54 минуты назад
МегаФон и Kismet Capital Group договорились о сделке, в результате которой будет создан ведущий независимый федеральный игрок на российском рынке башенной инфраструктуры.
Во Владимирской области развивается служба «социальных нянь» для детей-инвалидов два часа назад
По информации департамента социальной защиты населения, во Владимирской области 49 студентов-волонтёров на безвозмездной основе кратковременно присматривают за детьми-инвалидами, организуют их досуг и проводят коррекцион…