14 октября в 15:20
  1. Общество

Собственников квартир во Владимире возмутили QR-коды в квитанциях ЕРКЦ

Фото: Ирина Игнатова
В октябре жители Владимирской области получили квитанции «за коммуналку» от ЕРКЦ с необычным новшеством. На квитке помимо QR-кода оплаты появился ещё один QR добровольного страхования жилья от компании «Энергогарант». Причём появился в нескольких экземплярах. Один код поместили внизу на отдельной части квитанции, посвящённой только страховке. Ещё один расположился рядом с кодом оплаты.

Владимирцев, мягко говоря, возмутили квитанции с «сюрпризом». Люди уверены, что всё это сделано умышленно, ведь перепутать коды и оплатить ненужную страховку вместо счёта за воду или электричество – легче лёгкого. В первую очередь пострадать могут пенсионеры, которые даже не разглядят написанную мелким шрифтом предупреждающую строчку над кодом. 

Кое-кто уже успел стать жертвой хитрой схемы. Своей печальной историей анонимный пользователь поделился в городских сообществах «Подслушано» «ВКонтакте». Его бабушка нечаянно оплатила страховку и теперь не знает, как вернуть деньги. В «Энергогаранте» потерпевшую отправили в ЕРКЦ, до которого банально не дозвониться. А идти и разбираться «из-за 100 рублей» в офис кассового центра на фоне новой волны коронавируса пенсионерке совсем не хочется. 

Действительно, сумма страховки небольшая. От 100 до 150 рублей в зависимости от размера жилплощади. Видимо, на это и рассчитывали страховщики – кто захочет устраивать разборки из-за мелочи? Но, во-первых, для кого-то и 100 рублей – существенная сумма, а во-вторых, возмущает сам факт того, что человек, по сути, просто дарит деньги страховой. 

Стоит вам заплатить по QR-коду, вы автоматически заключаете договор о страховании жилья, то есть получаете, пусть и навязанную, но услугу. Только вот чтобы она продолжала действовать, плату необходимо вносить ежемесячно. А если человек банально не заметил, как оплатил страховку? Не факт, что в следующем месяце он оплатит её повторно. Тогда у него не будет ни страховки, ни денег. 

Кроме того, сама услуга вызывает вопросы. Любой человек, прежде чем оформить страхование, прочтёт условия договора, чтобы знать, от каких непредвиденных случаев он защищён, а от каких нет. А в этой ситуации достаточно одного неловкого движения, и вы уже связаны договорными отношениями с компанией «Энергогарант». Прогресс, конечно, не стоит на месте, но с каких пор живую подпись человека заменили на простой QR-код?

«Я не бабушка, но тоже сканировала не тот код и оплатила. Да, сумма небольшая, но развод хороший!!!», - поделилась в комментариях группы «Подслушано во Владимире» «ВКонтакте» Алла К. Многие поддержали Аллу, и, не стесняясь в выражениях, обругали новые коды. Видимо, тема оказалась «больной» для владимирцев - под постами анонима больше сотни лайков и столько же комментариев. Но нашлись и противоположные мнения.

«Там все четко абсолютно. Отдельный штрих-код на страхование, и все черным по белому написано да еще отдельное объяснительное письмо приложено. Все абсолютно ясно, не хочешь страхование - не плати. В Москве эта система уже давным-давно есть. Все на ваш выбор», - высказала своё мнение Мария П. Но поддерживают эту точку зрения единицы. 

Те, кто встал в позу «сами виноваты», предложили своё решение проблемы – читать квитанции внимательнее, а также оплачивать и за своих пожилых родственников тоже, чтобы уберечь их от ненужной страховки. Только ведь и тут не всё так гладко. Не каждый из нас живёт рядом со своими бабушками и дедушками. Многим пенсионерам приходится оплачивать «коммуналку» самостоятельно через смартфон или через банк. С последним вариантом тоже есть свои подводные камни. 

«Сегодня в банке оплачивала квитанции, и мне предложили оплатить страховку +125 руб. Я, конечно, мягко послала их. Будьте аккуратны, когда платите», - пожаловалась Ирина Т. Источники, работающие в одном из самых крупных банков России, сообщили нам, что при оплате квитанций консультанты стараются быть внимательными, чтобы не оплатить клиенту ещё и страховку (работникам банка тоже нужно считать QR-код). Однако многие клиенты сами предупреждают, что страховку оплачивать не нужно. Кто-то даже перечеркивает коды маркерами. Конечно, внимательность со стороны банковских служащих успокаивает, но ведь человеческий фактор никто не отменял. И если на страховку вас случайно подпишет банк, хлопот будет в два раза больше.

Как ни посмотри, страховка в квитанциях, пусть и добровольная,  – одна головная боль для горожан. Теперь оплатить «коммуналку» в «два клика» не выйдет. 

«Это мошенничество однозначно. Это квитанция об оплате, а не реклама где можно делиться информацией! Вопросов не было бы, если бы отключение этой дополнительной услуги было бы таким же простым «в один клик», как и подключение. А то как списать, так QR-кода достаточно, а как отписаться, то пройди огонь, воду и медные трубы», - возмущаются комментаторы. 

Эти два момента мы и попытались прояснить. Во-первых, законна ли квитанция, в которой нам рекламируют и навязывают лишние услуги. А, во-вторых, что делать, если я: а) оплатил страховку и хочу вернуть деньги; б) не хочу получать квитанции со страховым QR-кодом? Для ответа на первый вопрос мы обратились во Владимирское управление Федеральной антимонопольной службы. 

Выяснилось, что жалобу на новые квитанции кто-то из горожан уже подал неделю назад. Сейчас ФАС ведёт своё расследование, но, как нам заявили, говорить о его результатах пока преждевременно. При этом прозвучало предположение, что в данном случае дело не будет открыто, ведь для этого нужно найти нарушение законодательства. А тут его, судя по всему, нет.

«Действительно, гражданин, получая этот квиток, вводится в некоторой степени в заблуждение. Все люди разные, с разной степенью внимательности и разного возраста. Это просто такой рефлекс, который, безусловно, у всех у нас возникает, когда мы смотрим на эту квитанцию. Но есть ли тут признаки нарушения именно антимонопольного законодательства – это уже другой вопрос», - рассказали нам в ведомстве. 

Некоторые из комментаторов предложили пострадавшим обратиться в прокуратуру. Но как нам заявили в ЕРКЦ и в «Энергогаранте», вернуть деньги, которые вы случайно заплатили, не составит труда и без вмешательства правоохранительных органов. Интересно, что на наш прямой вопрос, кто придумал вводить людей в заблуждение и размещать код на квитанции таким образом, компании перекладывают вину друг на друга. В «Энергогаранте» нам заявили, что они лишь заключили договор с кассовым центром, а за внешний вид квитанций отвечает ЕРКЦ. А те, в свою очередь, говорят, что так захотел клиент, то есть «Энергогарант».

«Это добровольное страхование жилья. Такая программа работает в Москве и Питере очень давно. Сейчас этот проект проходит на территории Владимира. Вам на почту приходили разъяснения. Чтобы вернуть деньги, вам нужно написать заявление в страховую компанию о возврате и расторжении договора, а к нему приложить чек об оплате и реквизиты вашего счёта. В течение двух недель полностью возвращается оплаченная сумма», - рассказала консультант «Энергогаранта». Если вы не можете приехать в офис, то все документы можно переслать страховой через их электронный адрес, указанный на квитанции. Как заметила девушка, в этом случае вам пришлют инструкции, как вернуть деньги дистанционно. 

Вернуть деньги можно также и через ЕРКЦ:

«Человек может обратиться к нам с заявлением на возврат денежных средств. Его он может направить на электронную почту или обратиться напрямую в офис. Но лучше выбрать дистанционный вариант, потому что сейчас они в приоритете и мы рассматриваем такие обращения в течение 1-2 рабочих дней. Если человек не хочет получать квитанции с QR-кодами от страховой компании, он также может составить заявление и отправить его по почте или через сайт ЕРКЦ», - рассказал заместитель генерального директора ЕРКЦ Роман Мельников. Он также подчеркнул, что сумма страховки может быть переброшена в оплату следующего месяца коммунальных платежей, если так захочет клиент.

На словах всё довольно просто, но на деле испытать эту систему у нас не получилось – в редакции «Владимирских ведомостей» все оказались внимательными плательщиками. Но все эти процедуры вызывают вопросы, особенно после того, как мы пытались раздобыть о них информацию. 

Так, в «Энергоаранте» нам сначала сказали, что не имеют никакого отношения к данному вопросу и направили в ЕРКЦ. Чтобы получить номер Владимирского филиала страховой, пришлось упорствовать до последнего. В нашем отделении консультанты оказались более подготовленными. Ещё до того, как ситуация с квитками была описана до конца, в трубке послышалось решительное «Спокойно!». Затем нас переключили на сотрудницу, которая бодрым голосом прочитал заученный наизусть текст о том, как вернуть деньги. Интересно, сколько негативных комментариев от жителей ей уже пришлось выслушать?

В ЕРКЦ ругаться по телефону не пришлось – там просто не взяли трубку. Даже если вам удастся дозвониться до голосового помощника, с кем бы вы ни попросили вас соединить, звонок оборвётся. Пришлось идти в офис. Пока мы ждали встречи с генеральным директором, на наших глазах работники нахамили как минимум двум клиентам. Конечно, этот материал не посвящён проблемам клиентского сервиса ЕРКЦ и «Энергогаранта», но только представьте, сколько трудностей и нервотрёпки придётся вытерпеть человеку, чтобы вернуть 100 рублей, которые он и не собирался отдавать! Уверены, немало людей решит просто «забить» и не проходить через все эти круги бюрократического ада.

Как рассказал нам Роман Мельников, в ЕРКЦ ещё не поступало ни одного заявления о возврате денежных средств, а вот отказываются от квитанций с доп. услугой многие. Видимо, в данной ситуации, это единственно верное решение, которое убережёт вас и ваши нервы от дальнейших хлопот. Ведь, судя по всему, запретить ЕРКЦ и «Энергогаранту» размещать QR-коды добровольного страхования на квитанциях никто не может.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Федерация независимых профсоюзов России выступила за обязательную вакцинацию от ковида 20 минут назад
Вакцинацию от коронавируса в России пора сделать обязательной. Такое заявление сделал глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков. Сейчас в России наступает такой момент, когда нужно усилить темпы прививочной ка…
Во Владимирской области за 9 месяцев зафиксировано снижение уровня безработицы 52 минуты назад
В департаменте труда и занятости населения подвели итоги работы за девять месяцев. Руководитель ведомства Андрей Григорьев рассказал о выполнении госпрограммы «Содействие занятости населения Владимирской области» и отмет…
МегаФон передаст башенные активы независимому оператору два часа назад
МегаФон и Kismet Capital Group договорились о сделке, в результате которой будет создан ведущий независимый федеральный игрок на российском рынке башенной инфраструктуры.