Как констатируют эксперты, «телефонное мошенничество сейчас - один из главных каналов хищения средств у граждан методами социальной инженерии». Причем, все чаще аферисты представляются сотрудниками ведомств, якобы вовлеченных в расследование преступления ─ например, финансового мошенничества. Звонить могут друг за другом: первый - «следователь», который сообщает жертве, что она стала свидетелем или пострадавшим в преступлении с банковскими счетами; второй - «сотрудник банка», подтверждающий сведения первого звонившего, чья задача — выманить данные банковской карты (якобы для ее защиты). При этом запрещают перезванивать в банк — мол, это помешает спецоперации по поимке мошенников.
Чаще всего жертвами обмана становятся пенсионеры. Есть случаи, когда им даже ордена обещали «за содействие полиции». Кстати, технологически жулики подкованы — они могут подменить свои телефонные номера номерами других абонентов, в том числе - правоохранительных органов и банков. Вот почему специалисты рекомендуют вообще не вступать с такими позвонившими в разговоры, бросать трубку — и самим звонить в свой банк, по номеру, указанному на обороте карты.
«Банк России просит граждан сохранять бдительность и не сообщать свои персональные данные и данные банковских карт посторонним лицам, под каким бы предлогом их ни пытались узнать и кем бы не представлялись звонившие. Банки ничего не компенсируют, если клиенты сами выдают мошенникам секретные данные для доступа к счетам, ─ поясняет эксперт Отделения Владимир Банка России Евгений Гаврилюк. ─ Если с вами инициативно выходят на связь, представляются сотрудниками МВД, Центробанка, кем-либо еще, давят, запугивают, говорят на тему финансов, кладите трубку, не вступайте в разговор, а затем - для прояснения ситуации - при необходимости сами перезвоните по официальному номеру организации или ведомства, откуда якобы поступил звонок. Банк России никогда сам не звонит физлицам, а тем более не совершает совместных звонков якобы с сотрудниками правоохранительных органов. Чтобы уточнить информацию, вы всегда можете позвонить по телефону колл-центра Банка России 8-800-300-3000».
Кстати, в Банке России выявляют мошеннические номера: только во втором квартале 2021 года регулятор инициировал блокировку порядка 12 тысяч таких номеров. Кроме того, банкам рекомендовано ужесточить контроль за пополнением банковских карт через банкоматы: эти операции часто используют мошенники, убеждая жертв снять деньги с карты, а потом внести на «специальный» счет через банкомат или терминал другого банка «для спасения средств».