1 ноября 2021 в 14:28

Владимирская область поделилась опытом обучения цыганских детей

Во Владимирской области прошел межрегиональный семинар, посвященный образованию и социализации цыганских детей. Ведущие российские эксперты по межнациональным отношениям и представители из 25 субъектов России приехали именно к нам за опытом, потому что он уникален.

Встречу организовало Федеральное агентство по делам национальностей совместно с Домом народов России при поддержке департамента региональной политики Владимирской области.

Фото Ирины Игнатовой.

Перед семинаром все участники посетили две школы Петушинского района – в поселке Городищи и в селе Глубоково, где посмотрели, как на практике учат цыганят. Позже состоялось обсуждение темы. Директор Глубоковской школы Татьяна Двоеглазова работает с детьми этой национальности уже много лет. Она выстроила отношения с цыганским бароном, а для общения сама освоила азы цыганского языка. Для детей созданы комфортные условия, они занимаются творчеством, спортом, и результаты в получении образования улучшаются с каждым годом.

- В нашей области живет более 100 национальностей. Мы находимся в передовиках по интеграции детей цыганской национальности в общую культуру и образование, - отметил врио заместителя губернатора области Григорий Вишневский. - Во Владимирской области в 69 школах учится 845 цыганских детей. Мы готовы поделиться своей практикой с другими регионами.

В качестве федеральных экспертов выступили педагоги, ученые, общественники, деятели культуры.

- Очень важно, чтобы каждый гражданин РФ, каждый ребенок имел возможность получать качественное образование, - дал комментарий увиденному один из экспертов, начальник управления госполитики в сфере межнациональных отношений ФАДН Тимур Цыбиков. - Несмотря на то, что Глубоковская школа находится в сложном материально-техническом состоянии и, по сути, требуется строительство нового здания, трудовой коллектив успешно справляется с поставленной задачей. Сегодня в школе мы увидели много молодых педагогов, в том числе мужчин, которые увлеченно занимаются с детьми. Это и технология, и физкультура – там целые команды работают!

Фото Ирины Игнатовой.

- Для развития цыган, как народа, важны две проблемы. И первая — это их образование. А вторая — изменение имиджа, - заметила президент Совета общероссийской организации «Федеральная национально-культурная автономия российских цыган» Надежда Деметер.- Это важно и над этим мы работаем. Человек образованный совсем по-другому смотрит на жизнь, по-другому себя чувствует. Намного комфортнее и удобнее. Потом эти дети выберут, что им интереснее. У нас большой процент творческой интеллигенции среди цыган. Вы знаете, что цыганская культура — это часть русской культуры. Представить себе русскую культуру без цыганского романса и танца. Нет классического произведения, кто бы цыганскую тему не использовал в русской классике.

Директор департамента региональной политики Елена Качуровская сообщила, что цыгане во Владимирской области живут в 19 муниципалитетах. Всего – 4890 человек. Свыше 98 процентов из них являются гражданами России. 40,3 % - это взрослые. Дети от 7 до 17 лет составляют 23,9%. Образованием охвачено более 72 процентов детей цыган школьного возраста. Почти 40 процентов ребят посещают секции и кружки. Есть региональный комплексный план по социализации цыган. С лидерами и активистами цыганских общин проходят встречи и семинары. Оказывается помощь и с оформлением земельных участков, и организацией фермерских хозяйств. Проходят Дни цыганской культуры. Образованию цыганских детей, их занятиям творчеством и спортом уделяется особое внимание. Для родителей проводят родительские собрания, организуют подвоз ребят к месту учебы.

Представитель Минпросвещения России Анна Тимофеева затронула тему образования цыганских детей:

- В России живет около 10-12 этнических групп цыган. Часть из них довольно хорошо социализирована. Но есть и те, кто не говорит на русском языке и не знает традиций страны. Чтобы дети из таких семей в будущем могли получить профессию, им необходимо хотя бы окончить школу. Ведь все имеют право на образование. С мотивацией – большие проблемы. И родители, как правило, здесь не помощники – многие из них и сами неграмотные. Поэтому помощь детям должны оказать педагоги.

И такую помощь оказывают в Сновицкой школе, где учится 421 ребенок. Об этом рассказал зам директора Роман Зайцев.

- Основные проблемы для детей цыган – языковой барьер, отсутствие подготовки к школе, отставание в развитии от сверстников, - отметил он. – Семьи многодетные, и родители не настаивают на посещении уроков, если ребенок отказывается учиться.

В Сновицах стали набирать отдельные первые классы цыганских детей. В 2019 году – один класс, в прошлом – четыре, один – в этом году. Благодаря благотворительным акциям, для этих детей организована помощь со школьно-письменными принадлежностями. Создан центр адаптации, где можно дополнительно, по два часа в неделю, заниматься русским языком. Кроме того, организована служба медиации – психологи решают все конфликты и мирят ребят.

В этом учебном году впервые в пятый класс перешли шестеро цыган. Они успешно написали все итоговые контрольные и сейчас учатся в обычном классе, вместе с русскими детьми. Живут дружно! Однако редко кто продолжает учебу после окончания 7-го класса. Дети рано женятся и выходят замуж. Учителя и директор школы часто проводят родительские собрания прямо в таборе. И в последнее время благодаря этому удалось добиться хорошей посещаемости. 85-90% цыганских детей умеют читать и считать, а также участвуют во всех праздниках и акциях.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
2 минуты назад Градоначальники Владимира стали участниками акции «Ёлка желаний»
Традиционно в «Ёлке желаний» участвуют представители всех муниципалитетов областной столицы, в том числе глава города Владимира Дмитрий Наумов и председатель горсовета Николай Толбухин.
46 минут назад Житель Собинки осужден за многомиллионную аферу со средствами «Пушкинской карты»
Прокуратура Владимирской области и региональный Следком сообщают о вынесении приговора гражданину, который воспользовался возможностями федеральной программы, но выгоду получил от ее реализации только он сам.