- Михаил Владимирович, как вы пришли в медицину?
С 1991 года по 1997-й учился в Ивановской медицинской академии, далее — практическая работа без перерыва. Сейчас у нас в семье четыре медика. Я и супруга - врачи, мама и жена брата - медсестры. В школе интересно было заниматься биологией и химией, решать сложные задачи. А в работе именно сложность и привлекает…
Удается отдыхать от работы?
Сейчас - нет. Я очень люблю путешествовать по различным странам. Особенно понравилось в Финляндии. Как бережно и трогательно относятся финны к своей природе! Как они ухаживают за деревьями, растущими в обычном лесу. Поливают, подрезают ветки. Ставят биотуалеты на опушке леса, чтобы не загрязнять природу. Такого отношения не видел ни в одной стране!
- Как долго вы работаете в "красной зоне"? Когда был самый напряженный режим?
- С мая 2020 года. Принимал первого пациента, который поступил в ковидный госпиталь ОКБ. Наиболее сложная ситуация была сразу после майских праздников, когда не осталось ни одной свободной койки. На пике каждой волны бывает очень тяжело, места с кислородной поддержкой заканчиваются, приходится использовать все ресурсы (источники кислорода) в больнице. Каждое утро и вечер, идя на работу или домой, напряжённо смотришь на уровень давления в кислородной станции.
- В чем были главные трудности?
- Госпиталь организовали в марте-апреле 2020 года. Был дефицит информации. Непонятно, с чем имеем дело, какой предстоит объем работы, сколько будет больных, какие нужны медикаменты. Другой важный момент – надо было объяснить медицинскому и не медицинскому персоналу, как себя вести в "красной зоне" для безопасности, что можно и что нельзя. Мы ведь никогда не работали раньше в таких средствах защиты, да и дефицит этих средств был сначала. В первые дни реально доходило до потери сознания, не все могли выдержать эту работу. Тем более стояла жара. Сейчас уже приобрели большой опыт работы, её удалось систематизировать, выделить критические точки. Но вирус коварен, он, к сожалению, изменяется. Хотя особенно страшно было именно вначале – когда непонятно было, как лечить и чем. Особенно тяжело было, когда в день «скорые» привозили по 50 человек. Здесь великолепно показала себя команда областной клинической больницы. Мы разработали протокол лечения, который, в целом, применяем и сейчас. Эффективны ли средства защиты? Ведь отправить медицинский персонал в "красную зону" можно только убеждением, чтобы люди преодолели страх. На всю жизнь запомнил глаза врачей и медсестёр на учебных занятиях. Проводили много учений, пока строители работали: одевали СИЗы, проходили рабочим маршрутом. Постепенно во взглядах сотрудников появилась уверенность. Но вы же понимаете - с такой пандемией человечество столкнулись впервые. Так что вся надежда на вакцинацию. Кстати, персонала и сейчас не хватает. Особенно медицинских сестер.
- Научились врачи лечить ковид?
- В целом, принципы лечения ковида выработаны. Но мы все равно многого не знаем, к сожалению. Ковид - слишком коварная болезнь. Надеемся на науку, внимательно читаем статьи по эффективности того или иного препарата, метода. Связываемся с федеральными клиниками по видеосвязи. Врачи и медсестры, к сожалению, тоже болеют. У меня, увы, есть свой скорбный список по умершим коллегам... В целом, мы наблюдаем уменьшение количества пациентов, но, к сожалению, не тяжёлых. Все реанимационные койки для больных, требующих респираторной поддержки в виде кислородотерапии, заполнены.
- Как, по-вашему, должна быть организована реабилитация больных после ковидной пневмонии? Можно полностью восстановиться?
- Сейчас в ОКБ открыто отделение реабилитации, которое сегодня преимущественно занимается восстановлением таких пациентов. Реабилитация в пульмонологии - это не простой вопрос, общие принципы - постепенные, осторожные тренировки с учётом состояния системы дыхания, физиотерапия. Если нет выраженной деструкции легочной ткани, то восстановить легкие можно полностью, за несколько месяцев.
- Ваше отношение к инициативе московских врачей - проводить экскурсии по "красной зоне" для противников вакцинации?
- Поддерживаю их позицию. У меня такие же аргументы, как и у них. Но прочитал комментарии "антиваксеров" - им даже это не поможет, видимо. Это безответственные люди. Живут только для себя. Не хочешь вакцинироваться - твоё право, но тогда полностью исключи контакты с людьми.
- Какие проблемы позволит решить строительство инфекционного корпуса рядом с ОКБ?
- Судя по проекту, это самое современное здание, позволяющее работать в условиях пандемии. Оно позволит "вернуть в строй" хирургический корпус ОКБ, чтобы оказывать людям специализированную помощь.
- Над какой проблемой вы будете работать после того, как отступит ковид?
- Когда отступит ковид, видимо, вся система оказания медицинской помощи будет меняться. Вероятно, займусь самыми сложными больными. Конечно, всем пациентам и коллегам желаю здоровья и удачи!