По-своему болезненно ситуацию переживает бизнес-сообщество, для которого развитие было неразрывно связано с продвижением в интернете. Отсюда столько актуальных вопросов. Придут ли на смену «отменённым» соцсетям российские аналоги? Будут ли они достойно работать? Сдувать ли пыль со страничек ВКонтакте или заводить канал в Telegram? Разбираемся вместе с программистами, предпринимателями и smm-специалистами.
Instagram* a la russe.
28 марта в России заработала отечественная версия Instagram* - Rossgram. Изначально соцсеть доступна только для «топ-блогеров и партнёров – спонсоров и инвесторов». Все остальные должны получить доступ к сервису уже в этом месяце. Так что оценить разработку на практике пока сложно. Но уже на основе презентации приложения можно сделать некоторые выводы. Стоит ли ставить знак равенства между двумя соцсетями?
«Я бы не стал этого делать, — рассказал нам iOS-разработчик Евгений Уланов. - Во-первых, Rossgram сверстали на конструкторе сайтов. Сейчас это просто web-версия Instagram*, а привычного для всех мобильного приложения ещё нет. Во-вторых, самый большой плюс «инсты» был в алгоритмах. За всё время существования Facebook**, его разработчики накапливали некую «базу знаний» о пользователях. Это позволило подбирать контент для людей, исходя из их предпочтений. Такие алгоритмы - идеальный инструмент для продажи рекламы, что и привлекало бизнес. Но повторить их за месяц невозможно, доступа к этим наработкам у нас нет, а «с нуля» они писались годами».
К подобной системе алгоритмов сейчас есть доступ только у двух крупных отечественных компаний – Яндекса и VK. Поэтому единственный возможный вариант внедрения «умной ленты» в Rossgram – это сотрудничество. Но такой путь отечественные флагманы IT практически не выбирают.
«Как разработчик, я не стал бы работать над какими-то аналогами ушедших соцсетей, потому что, скорее всего, этим уже занимаются крупные компании. А с ними конкурировать бесполезно. Например, у ВК три года назад был свой аналог Instagram*, но он не зашёл. Сейчас ничего не мешает поднять эти разработки. При этом ВК уже хороший аналог, потому что алгоритмы там работают. Конечно, невозможно повторить идеально, но сегодня для бизнеса это хорошая рабочая площадка», — объяснил Евгений.
Подстраиваться под новую реальность будут и другие соцсети. Так, по словам нашего эксперта, отечественный аналог YouTube - Rutube за последние годы сильно изменился в лучшую сторону. В Telegram тоже появятся новые функции, которые помогут пользователям заменить привычный функционал любимых приложений. Дальше дело привычки. По словам Евгения, главная проблема – привлечение аудитории на обновлённые площадки. С ним согласна HR-менеджер в сфере IT Анастасия Синица:
«У меня есть очень большая потребность в Instagram*, потому что это была классная площадка с точки зрения позиционирования на рынке HR-брендов. Для меня это был ежедневный инструмент. Заменить его будет сложно».
Кстати, подобная беда настигла и программистов, только вот им закрыли доступ к профессиональным площадкам, где у специалистов было своё комьюнити для обмена опытом.
«Сейчас у программистов будет много работы, ведь открываются очень большие перспективы. Наши специалисты занимают одни из самых ведущих позиций в мире, по многим направлениям мы ушли далеко вперёд. Конечно, пока рано давать общую оценку происходящему. Но для нас это сильный толчок, поэтому нужно работать», — уверена Анастасия.
«Это хороший шанс разрабатывать своё, — добавил Евгений. - Лучше придумывать новые приложения, а не копировать старые».
ВК расправил плечи.
Итак, обычный пользователь может сам решить – переходить ли в уже существующие отечественные соцсети или пробовать новые аналоги. А вот бизнесу выбирать не приходится: эффективные инструменты для продвижения теперь только в ВК и в Яндексе.
«У ВК много особенностей, — рассказал нам smm-специалист Никита Хлапов. - Это одновременно и минус, и плюс. Для аудитории Instagram* он слишком перенасыщен, как и для аудитории Facebook**. Приходится адаптироваться. Но при этом у площадки есть преимущества, ими просто нужно уметь пользоваться. Основной приток клиентского трафика даёт как раз таргетированная реклама. В ВК с ней больше возможностей взаимодействия. Например, у них есть своя площадка «Маркет». Допустим, если вы занимаетесь доставкой еды, можете не создавать сайт, а стартовать на этой площадке.
Что касается Яндекса, сейчас появился очень классный инструмент Яндекс.Бизнес. В нём можно настроить автоподписку и получить хорошую аудиторию. Один из её элементов - Яндекс.Услуги. Про него пока мало кто знает. По большей части на этой площадке сейчас размещаются фрилансеры, но HR-специалисты и маркетологи тоже начинают подключаться. Ещё один элемент - это Яндекс.Кью. Канал для экспертов, где им задают вопросы по определённой теме. За счёт формирования вопросов и ответов на твой канал поступает трафик заинтересованных людей. Также можно подключить Яндекс.Метрику и отслеживать трафик как своих соцсетей, так и инструментов Яндекс. Это очень удобно, потому что сразу видно, какой канал даёт лучший результат».
Что касается популярного для «миграции» Telegram, тут важно перекинуть лояльную аудиторию, уверен Никита. Для этого можно просто добавить потенциальных клиентов из вашей телефонной книги - в приложении доступна такая функция. Но так как в мессенджере нет таргета, эту площадку можно использовать только для распространения информационного контента о вашем деле или для развития личного блога. Возможно, в ближайшее время в мессенджере появятся новые функции, которые обеспечат и продвижение.
Мы опросили владимирских предпринимателей. Большинство слова Никиты подтверждают. В сегодняшних реалиях ВК - востребованная площадка.
Владелец мебельного бренда Иван Бородулин: «Закрытие Instagram* заставило нас поменять свою рекламную стратегию. Мы полностью лишились таргетированной рекламы, именно она приносила нам большинство потенциальных клиентов. Сейчас наша аудитория хорошо перешла на новые площадки, в частности в ВК, поэтому весь свой рекламный бюджет мы перевели на этот сервис. Также развиваемся и в других доступных соцсетях – Telegram, ОК. Рассматриваем и Tik-Tok (соцсеть приостановила свою работу в России с 07.04.2022 - прим. ред.) как потенциальную площадку, сейчас аудитория в нём «взрослеет». Но для тестирования новых рекламных компаний всё равно нужно время, потому что в каждой соцсети пользователи по-разному реагируют на контент. Рынку нужно дать время прийти в себя, но - кто быстрее поймёт новые правила игры, тот в итоге и останется в плюсе».
Мастер по изготовлению украшений Юлия Тимофеева: «Для любого продавца товара в первую очередь нужен таргет. В Instagram* он стал недоступен, поэтому мне пришлось создать сообщество ВК. Пока что я только начала его осваивать. Мне кажется, эта площадка удобна как для предпринимателя, так и для его покупателя. Например, удобно показывать товар в наличии, это для меня большой плюс. А в Telegram я пока не активничаю».
Владимирская предпринимательница, автор нескольких крупных бизнес-проектов Ирина Залевская: «Мы никогда не использовали Instagram* как единственный канал продаж, поэтому блокировка не стала фатальным событием. Но, разумеется, мы фактически лишились огромной возможности прямого взаимодействия с нашими клиентами. Кроме того, вложения за эти годы в развитие аккаунтов были огромными, жаль терять эти ресурсы. Мы немедленно перешли в ВК, собрали всю команду маркетинга и провели мозговой штурм, утвердили план действий. Но я не вижу смысла брендам переходить в Telegram, у этой сети свои особенности. А вот личный канал в Telegram я создала, пишу там о предпринимательстве. Сейчас всё, что нам остаётся – ждать, пока «рассеется туман». Оценивать и давать прогнозы в условиях неопределенности - дело неблагодарное».
Фотограф, владелица фотостудии Юлия Алфёрова: «Закрытие Instagram* стало огромным ударом для всей нашей сферы, потому что это была самая популярная площадка для продвижения. Недавно у меня уже отменилась съёмка для бренда одежды, потому что человек решил, что не будет открывать своё дело в эти трудные времена. Поэтому я прогнозирую, что сейчас в целом будет меньший спрос на фото-контент. Я лично буду продвигать свою страницу в ВК, до этого я только дублировала туда посты. Мне пока сложно оценить плюсы и минусы этой площадки, потому что в Instagram* я не пользовалась платными инструментами продвижения. Но сейчас на новых площадках начинаю задумываться об этом. Например, я бы хотела создать свой закрытый канал, где я бы выкладывала уроки фотографии для тех, кто купил доступ к подписке. Также слышала, что Яндекс.Дзен классная площадка, там ещё не так много фотографов, поэтому попробую перейти и туда. Может быть, через какое-то время вообще создадут какую-то новую соцсеть, которая станет хитом».
Закрытие многих соцсетей, безусловно, большой удар. Но умение приспосабливаться к разным ситуациям ещё никто не отменял. Настрой владимирских специалистов выглядит обнадёживающе. А там, как говорится, время покажет.
P.S. Маленький бонус для всех владельцев iPhone от Евгения Уланова. Если вы до сих пор задаётесь вопросом, стоит ли обновлять свой телефон, и не превратиться ли он в «кирпич», то можете успокоиться. Наш эксперт уверен, что это просто невозможно: «Кто во всём мире пойдёт покупать телефон от компании, которая так легко может его заблокировать?»
*Instagram — принадлежит компании Meta, которую признали экстремистской, запрещен в РФ.
**Facebook — принадлежит компании Meta, которую признали экстремистской, запрещен в РФ.