Пасхальные церковные службы и крестные ходы во Владимире до революции имели свои особенности. Вот как описывал многолюдье верующих и основные точки праздника во Владимире 120 лет назад протоиерей Василий Орлов: «Уже с 11 часов Великой Субботы толпы владимирцев тянутся к святым храмам, чтобы заранее занять поудобнее место и яснее слышать церковную службу величайшего христианского праздника Светлого Христова Воскресения. Особенно широким потоком двигаются толпы к Рождественскому монастырю, в котором обыкновенно совершается церковная служба Архипастырем Владимирским, и к Успенскому собору».
Крестные ходы совершались тогда по «в первый день после вечерни и затем по понедельникам, средам и пятницам после ранней литургии вокруг соборов и монастырей гор. Владимира».
Некоторые приходы старались украсить храмы иллюминацией. Сохранилось свидетельство о празднике в апреле 1885 года в храме села Чириково Суздальского уезда: «Когда молящиеся вышли из храма, их взорам представилась редкая для них картина. Вся колокольня, паперть и часть церкви были прекрасно иллюминованы разноцветными бумажными фонарями, приготовленными любителями внешнего благолепия для пасхальной иллюминации…»
Еще одной древней традицией Пасхальной недели было посещение священниками с иконами и молебнами домов прихода. Такой обычай описал священник Пригкипс Евгенов в Покровском уезде: «Служение молебнов бывает неспешное и продолжительное, потому что мало таких домов, где хозяева ограничились бы служением одного пасхального молебна. В большинстве случаев священнику приходится в одном доме отслужить, кроме пасхального молебна, несколько других молебнов, по числу икон находящихся в доме, водосвятный молебен, прочитать два акафиста, а в заключение отслужить панихиду... Тяжела бывает пасхальная неделя для служителей храма Божия, потому что, обессиленные великопостными трудами, мы принуждены быть и эту неделю постоянно на ногах и на службе».
Верующие без благодарственных монеток батюшек не отпускали. После революции священникам запретили ходить в пасхальные дни по приходу с молебнами, а ведь этот обычай давал причту средства к существованию.
Крашеные яйца. Сейчас на Пасху красят в основном куриные яйца. Но в муниципальном музее города Гусь-Хрустального напоминают, что изначально на Пасху употребляли вареное гусиное яйцо. Ведь куры, как домашняя птица, появились на Руси гораздо позднее, чем гуси.
С пасхальными яйцами были связаны очень интересные традиции. Например, в селе Усолье Ковровского уезда (ныне - Камешковского района), где с давних пор процветал соляной промысел, приготавливали и особую «четверговую» (или «черную») соль - с густой квасной гущей, в которой соль растворялась, после чего добавляли душицу или мяту, выпаривали и пережигали в печке. Когда смесь остывала, квасную гущу отсеивали от соли. Соль получалась черного цвета. Так вот, - пасхальные яйца было принято есть только с «черной» солью.
По материалам исследований ВСМЗ, в Шуйском уезде существовал обычай во время Пасхи «зарывать яйцо в кадку с зернами пшеницы и ржи, которое носильщик иконы Богоматери должен найти и взять себе, семена же эти берегли до посева». Во время пасхального обхода домов священник кропил святой водой и освящал яйцо, зарытое в зерно. Такие освященные на Пасху яйца брали с собой в поле. И перед севом крестьянин или съедал яйцо, сидя на земле, или закапывал в землю, или разбрасывал кусочки по полю. Считалось, это предохраняет посевы от непогоды, болезней и вредителей.
Крестьяне также придавали особое значение первому яйцу, которое получали при христосовании с троекратными поцелуями. Думали, что помогает от пожара. И если с этим яйцом обойти горящее строение три раза, произнося: «Христос Воскресе!», а потом бросить яйцо в пламя, то огонь пойдет кверху и будет угасать...
Катание пасхальных яиц было традиционной игрой. Не только в настольном варианте, но и чем-то вроде боулинга на деревенской улице.
«...Потом наступила Пасха. Красили яйца и катали их на просохшей деревенской улице: проводили черту, клали вдоль черты раскрашенные яйца, отмеряли черту, с которой катали мяч. Если мяч вышибал яйцо, игрок, кативший мяч, забирал его себе», - так описывал игру очевидец, приезжавший ребенком в село Пестово Юрьев-Польского района в 40-е годы XX века, уже во время войны.
Угощения и визиты. Очень «вкусное» описание дореволюционных пасхальных угощений в Муроме сохранил тамошний музей - по воспоминаниям жительницы города.
Готовить начинали еще на Страстной неделе, до Пасхи. «С четверга..., прежде всего, готовились пасхи в количестве таком, чтобы хватило на всю пасхальную неделю и на свою семью, и на гостей. Для приготовления пасх было несколько форм: и деревянных разборных, и глиняных, в которые укладывался творог, смешанный по определенным рецептам с яйцами, сливочным маслом, сметаной и т. д. Все это протирали сквозь сито, желтки яичные стирали с сахаром, белки сбивали – полученную нежнейшую массу укладывали в формы, устланные тонкими тряпочками и ставили под гнет. Лишняя жидкость стекала в подставленные плошки, ее использовали для теста. За время Великого поста творогу накапливали много. Хранили его в кадушечках в погребе. Одну кадушечку заполняли красным творогом, приготовленным из топленого молока. Из него делали красную пасху – самую вкусную! Делали и шоколадные пасхи в богатых домах. Белые же пасхи готовили в каждой семье. Дело это было весьма трудоемкое; помогали и дети с большим удовольствием.
Пятница посвящалась выпечке куличей. Куличи могли быть и большими – с ведерко, и маленькими – для каждого из детей. Большие куличи пекли в специальных разборных формах. После выемки из печи отдыхали – остывали на подушках, на боку, чтоб не «осели».
Еще одной традицией были визиты в гости. «Хотя все видятся довольно часто, но тем не менее стараются закрепить свои сношения соблюдением «обычая мудрой старины» - пасхальных и рождественских визитов, когда весь город на 3-4 дня приходит в движение и знакомые показывают друг другу лишний раз свои физиономии на 5-10 минут», - не без иронии писал учитель гимназии и краевед Андрей Субботин о владимирцах в 1877 году.
Подарки. Пасхальные подарки тоже были традицией. Во время Первой мировой войны приходы собирали пасхальные подарки на фронт. Например, 5 марта 1915 года священник села Меркутино Вязниковского уезда от имени прихожан отравил для солдат 6 ящиков, весом в 15 пудов 27 фунтов (около 260 кг), «с пасхальными подарками воинам Владимирских полков, находящимся на боевых позициях». В одном из ящиков находились «красные яички» в количестве 516 штук, в двух других — сдобные сухари и лепешки, а в трех остальных — 32 скомплектованных посылки, которые включали нательный крестик, три «красных яичка»; пару нижнего белья, пару портянок, табак, спички, фунт сахара, фунт копченой колбасы, монпансье, несколько пряников, фунт семечек и прочее.
Солдаты за подарки благодарили в письмах, которые были опубликованы с соблюдением орфографии тогдашних воинов. Один из них писал: «Гостинец я ваш получил вцелости, да настала святая ночь, погода была чудная, ветерок шумел теплый понашим окопам. Чрез наши головы свистят пули и рвутся злодейския шарапнели (шрапнель) но и мы все были готовы и ожидали ночной атаки спротивником но когда прошло 12 часов ночи, нисмотря ни начего пропели Христос Воскресе. Но до утра все затихло, мы взогрели каждый себе котелок чаю и тогда стали разговлятся и Христосоватся друг здругом с своими товарищами. ...Много получили гостинцев от милосердных господ. Я ныне ст. ун. оф. (старший унтер-офицер) Василий Алексеевич Привезенцев 15 роты 9 гренадерск. Сибирск. Полка, губ. Владимирской, уезда Судогодского, села Картмазово... Больше писать ни могу одеваюсь в бой но жив буду или нет неизвестно, прощайте».
Пасхальные поверья. Что касается деревенских поверий на Пасху, то, например, крестьяне села Жилина Александровского уезда думали, что в первый день Пасхи, после заутрени, можно видеть связанного или скованного домового на потолке, колокольне или во дворе - в углу, если только выйти туда с той свечой, еще горящей, с которой стояли утреню.
В ночь на Светлое воскресенье крестьяне замечали: если в эту ночь бывают на небе звезды, то лен хорош уродится.
В продолжение праздника Пасхи купали в водоемах или обливали холодной водой тех, кто проспал утреню после ночной праздничной службы.
Молодежь, кроме катания яиц, на Пасху любила устраивать «рели» (качели) посреди улицы, как бывало в селе Вареж Муромского уезда. Молодые люди обоего пола раскачивались, «вскидывая посредством веревки один другого на значительную высоту».
Ну, а дореволюционные школьники всегда очень ждали обязательных Пасхальных каникул.