Сержант Белин. Евгений Белин родился в 1922 году во Владимире и до призыва в армию жил в доме № 23 на улице Урицкого. К боевой работе он приступил 4 сентября 1941 года в составе 185-го истребительного авиаполка на Ленинградском фронте.
А уже 11 сентября при выполнении боевого задания – патрулировании в районе Синявино - был сбит озле Кипуя на самолёте МиГ-3. Самолёт упал возле деревни Черноушево Волховского района Ленинградской области.
Место падения обнаружила в 1992 году поисковая группа «Память» из Ленинграда. Сначала — воронку на болоте, а рядом с ней - разбросанные обломки самолета. Вместе с ними из болота извлекли останки летчика, два планшета с документами на имя Евгения Белина, авиационные карты, личное оружие и памятку авиационного работника.
В памятке Белин вел записи полетов на задания. Из нее следует, что Евгений Белин был сбит в воздушном бою на своем седьмом боевом вылете.
Торжественное захоронение останков погибшего летчика состоялось 20 сентября 1993 года на воинском кладбище у церкви в поселке Агалатово Всеволожского района Ленинградской области.
Поисковик с большим стажем Олег Гуреев рассказал о выяснении судьбы Евгения Белина, которой занялись ученики владимирской школы №3, получив письмо от поисковиков о находке в Ленинградской области.
Среди документов Евгения Белина обнаружили справку на бланке средней школы № 3 г. Владимира «ученику Белину Е.В.». Две записные книжки, комсомольский билет, талоны на питание, деньги, облигации, конверты, фотографии.
Но особое внимание поисковиков привлекли записные книжки Евгения Белина, исписанные карандашом - мелким красивым почерком. На одной из страниц был обнаружен адрес Нины Быстрицкой, проживавшей до войны во Владимире на улице Чехова в доме № 6. Имя Нины часто встречалось на страницах записных книжек, поэтому можно было предположить, что Евгений хорошо знал эту девушку…
Так начался поиск. Предположив, что Евгений должен был окончить школу в 1940 году, ребята, занимавшиеся в школьном музее, стали спрашивать выпускников школы довоенных лет, не помнят ли они Нину Быстрицкую или Евгения Белина. В итоге удалось разыскать Нину Дмитриевну Разумовскую, в девичестве Быстрицкую. Именно от нее следопыты получили две школьные фотографии с Евгением. Они до сих пор остаются единственными фотографиями Жени.
Выяснилось, что отец Евгения – Василий Павлович Белин - был сыном купца II гильдии города Суздаля Павла Ефимовича. Белины – один из богатых и знаменитых суздальских купеческих родов. Благодаря исследованию сотрудников Владимиро-Суздальского музея-заповедника удалось проследить родословную Евгения до начала ХVIII века. У Василия Павловича и Варвары Николаевны, кроме Евгения, был еще младший сын Александр, который тоже окончил школу № 3. Он погиб под Полтавой в 1943 году.
В июне 1993 года группа учащихся 3-ей школы посетила могилу Евгения на мемориальном кладбище в Агалатово и встретилась с поисковиками, которые подняли самолет МиГ-3. Они передали школьному музею большой комплекс личных документов, обнаруженных в кабине, и некоторые детали самолета, рассказали о воспоминаниях жителей деревни Черноушево, ставших свидетелями последней битвы Евгения Белина.
Находкой ленинградских поисковиков заинтересовались сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1998 году в галерее Героев Владимирской земли в Золотых воротах был открыт раздел, посвященный судьбе Евгения Белина. В нем представлены: бортовой пулемет УБК, копия письма ленинградских поисковиков, комсомольский билет, талоны на питание, полетная карта, фотография его класса.
Открыты стенды в музее гимназии № 3 г. Владимира, в музее общественной организации ветеранов Владимира «Народная память». А в 1995 году ученики 3-ей школы собрали деньги на мраморную плиту на могилу Евгения Белина в Агалатово. На мраморной доске написано: «Выпускник школы № 3 г. Владимира Евгений Белин. Погиб за Родину в 1941 году». Ребята посадили рядом с могилой рябинку, привезенную с владимирской земли.
Капитан Николай Горбунов. Николай Николаевич родился 27 декабря 1914 года во Владимире. В 1931-м окончил 9 классов средней школы. В Красной Армии с мая 1936 года. После окончания Ярославской школы младших авиационных специалистов в июне 1937-го назначен на должность стрелка-радиста в войсковую часть № 34.
География участия Николая Горбунова в боевых действиях до начала Великой Отечественной просто поражает! С мая по сентябрь 1938-го он выполнял специальное правительственное задание, участвуя в боях с японскими захватчиками, когда СССР помогал Китаю отразить японскую агрессию.
За ту спецоперацию Николай был награжден первым орденом «Красное Знамя».
Он участвовал в войне с Финляндией, с 1 декабря 1939 года по 13 марта
1940-го - в составе 41-го скоростного бомбардировочного авиаполка 9-й Армии. За этот период произвел 40 боевых вылетов, из них 6 - ночью. 21 мая 1940 года награжден орденом «Красная Звезда».
В Великую Отечественную Николай Горбунов попал в новый полк, сформированный на аэродроме «Агдам» в Азербайджане. В августе 1941-го участвовал в походе на территорию Ирана в составе 367-го скоростного бомбардировочного авиаполка, когда войска СССР с севера и союзнической тогда Англии с юга заняли Иран, чтобы исключить опасные действия Германии в том регионе.
В декабре 1941-го для Горбунова начались бои над Крымом, большинство - в сложных метеоусловиях. 21 февраля 1942 года награжден вторым орденом «Красное Знамя».
До 27 апреля 1942 года он произвел 18 боевых вылетов на Крымском фронте, из них три - на бомбардировку аэродрома «Сарабуз». 8 июля 1942 года награжден вторым орденом «Красной Звезды». Затем он стал штурманом эскадрильи 367-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. О нем даже писала газета «Красная Звезда».
С июня 1942 года по март 1943-го Горбунов со своим экипажем произвел еще 41 боевой вылет на Северо-Кавказском фронте, уничтожив и повредив до 6 самолетов противника, 14 его автомашин с грузом, 12 железнодорожных вагонов, 9 артиллерийских орудий, 20 повозок с грузом, разрушена 1 переправа в пункте Николаевская и т.д.
17 апреля 1943 года капитан, штурман эскадрильи 367-го бомбардировочного авиационного полка 5-й Воздушной армии Николай Горбунов пропал без вести вместе с товарищами по экипажу бомбардировщика СБ - командиром эскадрильи майором Евдокимом Михайлютой и стрелком-радистом старшим сержантом Афанасием Федоровым.
Уже после этого, 25 апреля 1942 года, Николай был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Жена его товарища по фамилии Мурашко, знавшая об обстоятельствах последнего полета Горбунова, писала сестре супруги Николая: «Ночью был массовый налет нашей авиации на станицу Крымскую. Самолеты там спокойно могли бомбить, т.к. зениток там не было. Но всех поразило, что один самолёт загорелся в воздухе как раз над целью, и этот самолёт оказался тот, где был Николай Николаевич. С ним был прекрасный летчик майор Михайлюта, с которым Николай всегда успешно выполнял боевые задания. Мой муж – его близкий друг, и мы все дружили. Я и муж очень потрясены этим горем.
Рубашку с орденами он не надел в этот вылет, хотя в другие вылеты надевал… Может быть еще вернется, ведь такие вещи очень часты в авиации».
Однако сомнений в гибели Горбунова не осталось.
Через много лет после войны тот самый корреспондент «Красной Звезды» писал его семье: «Дорогие Горбуновы! Мне очень и очень больно было узнать, что Ваш отец погиб… Я знал его всего несколько дней. ...Снимал его как лучшего штурмана дивизии. Затем был с ним, в его самолете, на бомбежке фашистов в районе Абхазских перевалов. Да, он был смелым и мужественным воином, патриотом Родины… Вы гордитесь своим папой и мужем. Я был с ним в полете всего один раз, и страшно пережил тот полёт, когда по нам стреляли десятки зениток. А он? Он водил десятки молодых лётчиков сотни раз на бомбежку фашистских батарей, укреплений, танков и живой силы врага. ...Я, прошедший всю войну, трижды будучи ранен и контужен, считаю Вашего отца Героем… С уважением, Семен Коротков».
Поисковики продолжают исследовать судьбы героев-земляков.