8 мая в 13:17
  1. Общество

На счету военного летчика из Владимира Андрея Артамонова - более тысячи часов боевых вылетов

На подъезде 95-летнего жителя Владимира Андрея Михайловича Артамонова молодые ребята повесили красную звезду. Он – человек невероятной силы духа, военный летчик-испытатель, подполковник запаса.

- У моих родителей было шесть сыновей и четыре дочери, - вспоминает Андрей Михайлович. – Маму, Пелагею Петровну, в 1946 году наградили почетной грамотой Президиума Верховного совета и медалью «Мать-героиня». 

В роду Артамоновых мужчины никогда не прятались за чужие спины.  Отец, Михаил Никифорович, сражался в Первой Мировой. Через Великую Отечественную войну прошли  пятеро старших братьев Андрея Михайловича. Все были командирами. Трое – Иван, Николай и Анатолий (ему не было и 20 лет) – героически погибли. Двое – Александр, командир артиллеристского дивизиона, дошедшего до Берлина, и Василий, командир танкового батальона, остались живы и вернулись домой. У Василия после полученного в боях тяжелого ранения ампутировали часть ноги.

Сестры тоже внесли свой вклад в Победу. Старшая, Анна, в 1941-м участвовала в постройке оборонительных сооружений Москвы. Младшая,  Дина, награждена тремя медалями «За трудовую доблесть» - в военные годы, будучи студенткой Муромцевского лесного техникума, участвовала в заготовке дров и торфа. 

- Это мой «бессмертный полк», мои герои, - говорит Андрей Михайлович. - Пять моих братьев воевали. Что было в их силах, они все сделали для  освобождения страны от фашистских захватчиков. Для нашего поколения это естественно: если надо, мы готовы были умереть за Родину!

Поскольку Андрей был младшим в семье, на фронт во время Великой Отечественной войны не попал, учился. Однако он – участник войны в Корее. На его счету – более тысячи часов боевых вылетов.

- Как вы осуществили свою мечту стать летчиком?

- Летчиком мечтал стать с детства. Хотел непременно быть таким, как Чкалов! В 1945 году окончил специальную школу ВВС в Иванове. Затем в 1950 году Борисоглебское военное училище летчиков им. Чкалова.

Начинал летать в спецшколе на планере. Его подцепляли тросом к хвосту самолета и на высоте 300-400 метров отпускали…Позже, на военном аэродроме под Ленинградом довелось осваивать реактивные самолеты МИГ-15. В эскадрилье полка были опытные летчики. Они давали советы новичкам. Сначала летали с инструктором, потом - добро на самостоятельный вылет давал сам командир полка. Самое сложное – посадка. Она требует высокого мастерства. Помню свой первый самостоятельный полет при пересадке на сверхзвуковой истребитель МИГ-19. Волновался, конечно. Скорость – 1400 км в час. Два мощнейших двигателя. Все прошло благополучно. Но в приметы верил. К примеру, 13-го прыжка с парашютом у меня не было. 

- Расскажите про самую экстремальную ситуацию на испытаниях.

- Мне приказали «облетать» МИГ-17. Я тогда уже был опытным пилотом. Разбежался на взлет. Развил скорость. Вдруг заметил, что ручки управления не двигаются. Край аэродрома. Сделал несколько кругов. «Управление тяжелое! Иду на посадку!» - передал на командный пункт. Сажал самолет, изо всех сил держа пульт. Позже выяснилось: специалисты перепутали трубки отвода и подвода. К счастью, сумел тогда посадить самолет.

- За что вы получили медаль «За боевые заслуги»?

- Эту медаль и Орден Красной звезды получил за выполнение особо важных заданий во время войны в Корее, которая до сих пор считается самой кровавой. Конфликт между Северной и Южной Кореями внезапно разразился в 1950 году. Уже тогда, через пять лет после окончания Великой Отечественной войны, СССР и Запад стали врагами. Южную Корею поддерживали капстраны, а Северную - СССР и Китай. В январе 1953 года наш 298-й ночной истребительный полк прибыл в Северную Корею. На самолетах были опознавательные знаки КНР. В полете было удостоверение, написанное на китайском и корейском языке. Официально Советский Союз не принимал участие в военных действиях, поэтому конспирацию соблюдали по полной программе. Причем, за три года войны ни одного советского солдата или офицера в плен не захватили. Всегда вспоминаю эти годы, своих товарищей и командиров с воодушевлением. Было трудно, приходилось рисковать жизнью, выходить в сложные ночные полеты. Но это была молодость! С началом сумерек наш боевой полк заступал на ночное дежурство. Ночью истребители поднимались в небо по одному. Мой позывной - 29-й. С вражеской стороны действовали штурмовики-бомбардировщики. Когда поступала команда, я находился в дежурном домике на аэродроме – в комнате с двухъярусными нарами. Обычно вбегал посыльный солдат и кричал: «Артамонов, готовность!». Я соскакивал со второго этажа и бежал в темноте к самолету на взлетной полосе. Техники и механики все время там дежурили. Поднимался по лесенке и садился в кабину, надевал парашют, привязывал ремни, запускал двигатель и после команды взлетал. Полоса гасла. Во время воздушной тревоги город Андунь погружался в сплошную темень – все отключалось, на земле - ни одного огонька. Вел борт по приборам. Наша задача была – сбить или хотя бы помешать нанести бомбовые удары на стратегические объекты. Однажды подняли в воздух сразу 10 наших истребителей. Услышали команду: «Противника не видим. Ищите цель сами!» Мы знали этот район, бороздили его и расположились лесенкой. Первый самолет - на высоте 2000 метров, следующий на 300 метров выше и так далее. Помогали прожектористы. В итоге большинство вражеских бомбардировщиков испугались и развернулись. Утром нам объявили благодарность.

-  У вас два сына. Кто-то из них стал летать?

-  Оба сына стали летчиками, я этим горжусь! Николай - старший лейтенант запаса, служил в гражданской авиации в Карелии. Владимир  - капитан авиации, военный летчик. Служил в Подмосковье, Воронежской области и на Севере. Оба попадали в сложные ситуации. У младшего сына как-то во время тренировочного полета сразу после взлета отказал один двигатель, потом - второй. Облачность была низкая, но они вместе с другом смогли вынырнуть и приземлиться на болотистую местность. Спаслись!

- Что помогает вам и в 95 лет оставаться подтянутым?

- Занимаюсь дыхательной гимнастикой. Много хожу. Была аритмия – исчезла. Врачи говорят, сердечный ритм правильный, сердце работает, как мотор. Конечно, поддерживает супруга, Мария Ивановна. А еще очень  люблю слушать песни военных лет, встречаться с молодежью. 9 Мая обязательно пойду на парад Победы к Вечному огню. 

Из досье «ВВ»

Андрей Артамонов родился 8 августа 1926 года в д. Горки Судогодского района. Участник войны в Корее. С 1954 по 1962 годы служил в Прибалтике и ГДР. После этого до 70 лет трудился во «Владимирэнерго». Среди многочисленных наград - орден Красной Звезды, орден «За трудовую доблесть»,  медали «За боевые заслуги», «Ветеран Корейской войны».

Заголовок в газете: Бессмертный полк Артамонова
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
5 минут назад "Владимирские ведомости" выяснили, зачем в 21 веке нужно писать бумажные письма
Если сегодня вам предложат написать бумажное письмо другу, вы наверняка посчитаете затею бесполезной. Действительно, зачем тратить часы на кропотливое выведение букв, а затем неделями ждать ответ, если можно в онлайне об…
сегодня в 13:15 В Струнино благоустроят привокзальную площадь и набережную реки Горелый Крест
Первое, что встречает людей, приезжающих по железной дороге в Струнино Владимирской области – привокзальная площадь. Многие струнинцы бывают здесь ежедневно, потому что ездят на работу в Москву. Каждый день через вокзал…