Забегая вперед, скажем: депутаты, заслушав отчет, конечно, спросили — в чем причина? В некомпетентности чиновников — и тогда нужно «усилить программы обучения госслужащих»? Или в каких-то случаях - в злом умысле? Ирина Валентиновна ответила корректно: «Финансовую грамотность необходимо повышать на всех уровнях власти. Пока проблема слабого внутреннего финансового контроля, который должны обеспечивать главные распорядители бюджетных средств, остается актуальной».
Что касается явно не административных нарушений, то материалы проверок с результатами на явно уголовную перспективу Счетная Палата в обязательном порядке передает в правоохранительные органы. Но все понимают, что расследование таких дел — штука очень долгая, что, конечно, не радует тех, кто ждет, например, по коррупционным проявлениям быстрой реакции закона... Но доказать корысть — это не просто. Хотя материалы СП часто в этом помогают, как, например, в случае с причастностью должностных лиц МКУ «Управление районного хозяйства» к совершению «преступлений коррупционной направленности» при строительстве школы в Кольчугино. Суд в прошлом году приговорил экс-директора МКУ к уголовной ответственности. И это еще не конец истории — есть дело и на другого руководителя.
Пример, вызывающий возмущение депутатов, — нарушения в ГУП «ДСУ-3». Ирина Тулякова констатировала в своем отчете: « Общий размер ущерба, нанесенного ГУП, - 74 млн рублей. Это и следствие бесконтрольных и недобросовестных действий руководства, в том числе — в интересах иных юридических лиц. И искусственное создание условий для неучастия либо проигрыша предприятия на торгах, что привело к потере значительной части рынка услуг на обслуживание дорог. И беспроцентное кредитование компаний-конкурентов в сезон. И отсутствие должного контроля за расходами, включая необоснованные выплаты топ-менеджерам при их увольнении».
Зампред ЗС Антон Сидорко высказался по теме еще резче: «Предприятие сливало торги и заходило субподрядчиком на худших условиях. Через компании-прокладки. Это совсем не некомпетентность. Поэтому прошу считать мое выступление официальным депутатским запросом в прокуратуру и СУ СКР во Владимирской области».
А всего в прошлом году специалисты региональной СП провели 314 мероприятий, в том числе 14 — контрольных и 4 — экспертно-аналитических, с выходом на объекты контроля. Много это или мало? Точно много, учитывая штат аудиторов Палаты — их всего 4 человека. Депутат Сергей Казаков даже выступил по этому поводу на стороне СП: «Что можно сделать такими силами в 84 муниципалитетах? А проверяться должны все муниципальные контракты!» По мнению народного избранника, следует вернуться к теме создания муниципальных Счетных Палат. Нельзя, дескать, экономить на контроле за использованием бюджетных средств, иначе якобы можно дойти до идеи сэкономить и на прокуратуре со Следственным комитетом...
Не нам решать, прав ли депутат. Но сама Ирина Тулякова подтвердила: «На этапе предварительного и оперативного контроля за формированием бюджетов мы выявляем проблемы и риски неэффективного использования бюджетных средств». А если бы были ресурсы на такой предварительный контроль абсолютно всех нормативных документов — шла бы речь о нарушениях на 540 миллионов?
Не исключено, что и главы ОМСУ были бы рады муниципальным Счетным Палатам. По словам Туляковой, материалы аудиторов востребованы, и главы «нацелены на реализацию предложений по совершенствованию бюджетного процесса и предупреждение нарушений законодательства».
И, кстати, спикер ЗС Владимир Киселев косвенно Казакова поддержал, заявив, что Счетная Палата действительно нуждается в расширении штата, хотя действующие специалисты там - «высококлассные». Но работать им приходится сверхнапряженно: «Мы плотно взаимодействуем с Ириной Валентиновной — и я знаю, что в девять-десять вечера и она, и ее сотрудники обычно еще на работе».
СП контролирует не только формирование бюджетов. В сфере закупок за прошлый год выявлено 686 нарушений на 137 миллионов. В основном это ненадлежащее исполнение контрактов, неправомерное изменение их условий и непредъявление неустойки. Но здесь вся информация точно сразу уходит в прокуратуру.