Идея принадлежит Министерству просвещения РФ, каналу «Россия 1» и популярной соцсети. Заявку на участие в «Классной теме» подали более шести тысяч педагогов со всей страны, до полуфинала дошли 35, в том числе — наш Александр.
Корреспонденты «ВВ» отправились в школу № 8, где преподаёт один из самых классных физиков страны, чтобы познакомиться с Журавлевым и лично оценить его методику преподавания, чтобы понять, чем он так зацепил организаторов шоу.
Все дело в пузырьках!
Школа №8 находится на улице Мира. Нас там сразу встречает строгий охранник, спрашивает, к кому мы, проверяет документы и только после этого соглашается пропустить. Прямо под Гимн РФ (с 1 сентября-2022 в российских школах по понедельникам исполняют гимн и поднимают флаг, новое правило ввёл министр просвещения РФ Сергей Кравцов). В «восьмой школе Гимн звучит два раза в день. В 8 утра для тех, кто учится в первую смену, и в 13:20 - для тех, кто посещает школу во второй половине дня. Находим кабинет физики, стучим — и чувствуем себя опоздавшими школьниками.
Кабинет маленький, но уютный. Со стен смотрят портреты великих физиков. Над доской - плакаты с математическими формулами (страшный сон гуманитариев!). Ещё заметила небольшой стенд с рисунками учеников.
В этом классе Журавлев - Александр Владимирович, а явились мы на урок в седьмой класс. И увидели ту удивительную картину, когда выражение «лес рук» стоит произносить без иронии. Дети действительно включаются в его уроки и с удовольствием отвечают на вопросы.
- Помните, мы это делали на лабораторной работе? - спрашивает педагог.
Дети всего две недели учат физику, а у них уже были лабораторные работы?
Учитель продолжает: «Давайте теперь определим, относится ли данный опыт к физическому явлению или нет. Сначала, чтобы вы мне поверили - потрогайте воду. Холодная, да?». Берет банку с водой и подносит её некоторым ученикам.
А потом продолжает:
- Включаю кипятильник и потихонечку начинаем нагревать. Нагреваю верхние слои и смотрим, что начинает происходить. Вот на данном этапе, опишите мне что здесь наблюдаем? Илья?
- Кипение, - отвечает ученик.
- Ну, кипение я пока не наблюдаю.
- Пузырьки?
- Да. Пока что только образование пузырьков.
Дети подходят и трогают дно банки, подтверждают, что нижняя часть банки холодная.
- Смотрите, активные потоки начинают движение, больше образования пузырьков, а я все также держу спокойно банку. Является ли это физическим явлением или нет? Полина?
- Тепловое явление
- Да. Из-за того, что мы нагреваем с вами только верхние слои, нижние не нагреваются. Этот процесс называется конвекция - процесс поднятия тёплых струй наверх, - объясняет Журавлев.
Ключ к успеху — лабораторные работы. Опыты показали, теорию подучили, переход к закреплению материала. На экране проектора появляются задачки. Александр Владимирович напоминает, как их нужно решать, и дети приступают к выполнению. Пока они пишут, я подглядываю в их тетради. Конспекты у многих, как у примерных отличников: всё аккуратно, чисто. Некоторые творчески подходят к делу: важные определения выделяют маркерами, цветными ручками, какие-то вещи изображают схематически.
И ни одного ребенка, уткнувшегося в телефон! Слушают, отвечают, им интересно! Характерный эпизод — у одного из мальчишек прямо на уроке зазвонил телефон. Учитель замечаний делать не стал, но сам мальчик разозлился, что ему звонили в «урочное» время! Тут же его отключил.
Честно говоря, мы тоже не заметили, как прошел урок — настолько интересно было слушать и смотреть, как проводятся опыты.
Спросили потом, много ли времени занимает подготовка таких нетрадиционно ярких уроков?
- Я всегда стараюсь, чтобы физика была интересной, экспериментальной, зрелищной, наглядной и, самое главное, практической. Для меня важно, чтобы ребенок сначала увидел глазами физический эксперимент, а потом ему захотелось самому это руками потрогать. Поэтому проводим очень много лабораторных и очень много различных работ, которые связаны с проектами. В седьмом классе мы всегда делаем простые механизмы: наклонную плоскость, рычаг, подвижный и неподвижный блок, и это всё ученики делают своими руками. И у них сразу появляется интерес. Например, ту же молнию мы вживую наблюдаем с помощью электрофорной машины. А вот на стене - это их работы, после первого урока всегда задаю сделать плакаты на тему физических явлений. Это творческое задание, по желанию. Ну и с каждым годом стараюсь модернизировать свои наработки.
Половина наших экспериментов - это стандартный набор любого физика по методике преподавания физики. Всё остальное придумываю сам, стараюсь что-то находить из интересных источников. Директор школы — спасибо ему огромное - всегда способствует, закупает по возможности приборы, чтобы все, что нужно, у нас было.
- Вы сами учились в этой школе и вот уже на протяжении пяти лет работаете педагогом. Какими были впечатления от первого проведённого урока и с какими трудностями сталкиваетесь сейчас?
- Да, я здесь учился, это мой родной кабинет. Свои стены помогают, это точно. И педагоги оказывали помощь на первоначальных этапах. Про трудности ничего не скажу. С каждым годом их всё меньше и меньше. Когда ты только начинаешь в эту профессию погружаться, то просто работаешь над этими трудностями, стараешься сделать все для того, чтобы твой предмет знали и любили, уважали и ценили. Мне нравится, что мы работаем с детьми, передаём им знания и стараемся их научить большим наукам. Все эти годы я был в постоянном поиске, а сейчас нахожусь на каком-то таком уровне, когда всё получается, всё складывается и все слушаются. Наверное, поэтому и решил участвовать в конкурсе «Классная тема». Почувствовал в себе нужные силу и уверенность.
Предлагаю Александру Владимировичу провести для нас небольшую экскурсию по школе. Учебное заведение рассчитано на 600 учеников, но учатся здесь больше тысячи. Здание, конечно, не новое, нужен ремонт...
В актовом зале часто проводят различные мероприятия. И, кстати, Александр Журавлёв руководит театральным кружком, постановки показывают как раз на этой сцене.
- Третий год подряд мы будем ставить большой спектакль. С прошлого года оформили это как театральную деятельность, теперь я - руководитель театрального кружка. Стабильно к Новому году сами делаем декорации, каждый ребенок отвечает за свою отдельную сферу театрального искусства. Это тоже помогает детям — в развитии грамотной речи и коммуникабельности.
- Как уважение детей завоевывали?
- Это можно сделать только с гуманной педагогикой, с искренней любовью к детям и - с добрым сердцем.