Картина все та же.
На наш взгляд, обстановка за два года почти не изменилась: фактически можно прикладывать к этому тексту фоторепортаж октября 2021-го. Правда, в этот раз нам «повезло» больше, и мы застали поломку автобуса 7С на остановке Веризино. Спрашиваем, что случилось?
- Воздух не качает [компрессор двигателя]. Мы сейчас поедем и встанем. «Движок», который там [установленный в данной машине], не справляется. По сути, нужен новый, – объясняет кондуктор. Причем транспорт только-только отъехал от конечной, пассажиры даже не успели расплатиться за проезд.
– Часто бывают такие поломки? – продолжаем диалог.
– В такую погоду (на улице - -10 градусов Цельсия) – да. Из-за резких перепадов температуры. В боксе – тепло, как на улицу выезжаем – воздух примерзает, – отвечает собеседница.
– Что дальше делать будете?
– Поедем разогреваться. Вчера этот же автобус точно так же съезжал [с рейса]. В сильные морозы мы вообще не выезжаем. [На позапрошлой неделе] я сидела в гараже. Полтора круга – приехала холодная. А вообще я с другого маршрута. Ремзона есть, но она плохая.
– Вы ремслужбу сейчас вызвали?
– Нет, торопила заднюю «семерку». Потом поедем в ремонт, – заключила кондуктор. Девушка отметила, что за время своей работы она опытным путем выучила полный перечень неисправностей автобуса. Самые распространенные, по ее словам, – проколы колес, поломки аккумулятора и ДТП.
Вообще, именно на работу маршрута 7С нам поступило больше всего претензий, поэтому свой рейд мы начали на конечной остановке рейса – «Загородный парк». Добирались на машине по пробкам через весь город, и, судя по всему, не успели в час пик. Больших толп нет, но есть несколько такси прямо рядом с проезжей частью. Спрашиваем у ожидающих автобус, как складывается обстановка в будни?
- Пока жду всего пять минут, но я же ориентируюсь на приложение. Автобус нестабильно ходит, иногда отменяет рейсы. На остановке напротив (через дорогу) есть 13-й, 16-й и 54-й. Вот они чаще ходят. Но раньше ведь придешь на остановку и уедешь в любом случае, а сейчас это не гарантировано. Может сломаться, – горожанка Анна Викторовна вспоминает добрым словом «БигАвтоТранс».
- Да, при Биганове транспорт ходил как часы! - вторит еще одна женщина.
Стоящий рядом мужчина подхватывает тему и рассказывает, как ждал автобус в недавние сильные морозы до -30 градусов:
- Интервал должен составлять 8 минут, судя по расписанию на сайте мэрии. А что по факту? Один раз прождал 70 минут! Как это понимать? После восьми вечера и вовсе не уедешь в Загородный. Безобразие.
Качественный, быстрый, безопасный?
Подобные жалобы поступили на маршруты 17, 20С, 22С, 24С, 25С, 28С, 4С, 9С и ряд других. Вдобавок жители отметили хамство кондукторов, неудовлетворительное техническое состояние автобусов и просто отсутствие элементарных «остановочных» атрибутов.
На остановке «Веризино-2» нет ни расписания, ни табло. А через дорогу – вообще никаких опознавательных знаков, из серии «сам догадайся». В 10 утра ожидавших здесь было всего четверо. Среди них – женщина с маленьким ребенком. Мы подвезли их до места назначения, и вот что она нам рассказала: «Жду 9-й. У меня ребенок в Добром учится. Туда он едет без проблем, обратно едет на «семерке». Так он высаживается на «Веризино-1» и идет пешком. Потому что «четверка» ездит по кругу, что очень неудобно, особенно зимой. У «девятки» интервал полчаса. Если ломается, то в два раза увеличивается. В сильные морозы я не ездила. Сейчас должен приехать в 9:05, уже 9:13».
С остановки «Трансагентство» можно доехать в центр только на троллейбусе №8 или 28-м автобусе, констатирует жительница города Ирина Печенина. Она подметила, что автобус ходит раз в час, а троллейбус можно прождать 15 минут. Чаще всего ей приходится подниматься вверх, на площадь Победы.
Та же проблема и в Спасском. «У нас беда с транспортом появилась, раньше [автобусы] часто ездили, а сейчас плохо. Соседка вчера пешком в Юрьевец шла», – пожаловалась местная жительница Анастасия Новикова. Хотя и в самом Юрьевце проблема не исчерпана, судя по отзывам в соцсетях. «Обратите особое внимание маршрутам в час пик из Юрьевца днем и вечером. Автобусы постоянно битком. Часто вижу, как школьникам становится плохо от толкучки и духоты. Автобусы идут с большим интервалом для этого времени: собирается большое количество людей, и многие едут с пересадками от безысходности. При этом все равно в автобусах с трудом закрываются двери», – пишет Таисия Сычкова.
Ехать в битком набитых автобусах пассажиры вынуждены и в микрорайоне Доброе. Иногда люди выходят на помощь экипажу. «Утром в 8 часов уехать по-человечески нереально, люди в автобусе как селедки в бочке. Приходится пропускать такие. Я езжу по «пекинке», 14-й очень редко ходит. Не дожидаясь его, еду на 7С с пересадкой на Гастелло. На «Пекинке» часто пробки, особенно трудно выехать из Веризина, там горочка, и на ней автобусы глохнут. Один раз пришлось всем выйти и чуть ли не толкать автобус», – поделилась Ирина Дубиневич.
Наводнившие город б/у «Мерседесы» и «ЛИАЗы» не решили проблему долгого ожидания, зато появилось немало жалоб на состояние подвижного состава. Пассажиры то и дело пишут жалобы на облезлые поручни и слои пыли в салонах.
«Такая стыдоба, что у нас в городе такие машины! Старые давно пора списать. Сиденья порезанные, в салонах грязища, летом – жара, зимой – холод. Мне всегда жаль кондукторов, которые ездят целый день. Будешь тут злой! Мне жалко и водителей, и пассажиров», – признается Ирина.
«Покрытие пола автобусов и троллейбусов очень скользкое зимой, что создает прямую угрозу пассажирам!» – жалуется еще один житель Владимира в соцсетях под постом на странице градоначальника. Его комментарий набирает единомышленников. «Особенно на входах, практически на всех машинах отсутствуют антипроскальзывающие резиновые ленты. В прошлом году пожилая женщина поскользнулась и попала под автобус», – поделился Андрей Захаров.
Лариса Большешапова на работу добирается с остановки «Проспект Ленина» (в народе – «1000 и 1 мелочь»). По ее словам, в промежутке с 6:45 до 7:10 особых проблем нет благодаря хорошей проходимости транспорта и отсутствия пробок, однако «дальше начинается, по отзывам коллег, коллапс».
К коллапсу – комплексный подход.
Во Владимире есть открытые к диалогу перевозчики. Мы поинтересовались, в каких реформах нуждается местная транспортная система у владельца ООО «Виктория» Максима Володина. Он нередко комментирует тематические посты в соцсетях и, в принципе, активно высказывает свою профессиональную точку зрения. Сейчас на балансе транспортной компании – 18 единиц подвижного состава (при обязательном выпуске в 10 единиц).
Володин основной проблемой назвал экономически не обоснованный тариф. Более того, по мнению перевозчика, этот фактор является уничтожающим отрасль, ведь нехватка персонала сейчас достигает (по данным перевозчика) – почти 30%.
– Стоимость дизтоплива на 2023 год в тариф заложена 55,67 рубля за один литр, уже сейчас мы заправляемся по цене 56,80. Страховки заложены по 24 тысячи рублей, а в этом году я уже оплатил по 37 тысяч. И так во всем. Зарплаты экипажей находятся на уровне, не соответствующем нагрузке. За аналогичные зарплаты водителю проще пойти на ГАЗель работать, и возить коробки в пункты выдачи онлайн-магазинов. Во Владимире (в зависимости от графика маршрута) зарплата находится в диапазоне 30-60 тысяч. Водитель общественного транспорта должен получать 100 тысяч. Тогда штат будет укомплектован на 100%. Однако такого увеличения зарплаты ожидать не стоит, так как тариф не позволит этого сделать. Для индексации зарплаты до 100 тысяч необходимо тариф поднять на 8-10 рублей. Этого будет достаточно для быстрого оздоровления отрасли, – резюмировал собеседник. Перевозчик добавил, что поднятие тарифа на два рубля вряд ли повлияет на общую картину.
Во-вторых, необходим пересмотр «классности» автобусов. Действующие классы при неизменных графиках были введены более 10-12 лет назад, когда районы были еще не так густо заселены. С течением времени люди переехали на новые улицы, но ряд маршрутов так и не был пересмотрен. Автобус большого класса, перевозящий в сутки 600-700 пассажиров - это убытки при существующих тарифах.
В-третьих, при изменении «классности» старые машины большого класса можно заменить на «ПАЗы», считает Володин, учитывая снижение пассажиропотока и изменение географии жительства граждан. В таком случае обязательно необходим контроль за техсостоянием ТС. «Лучше всего, чтобы «ПАЗы» были только одного образца, в строгой внешней стилистике, без рекламы и прочего. Не снижение класса автобуса и добавления количества, а только замена класса», – уточнил перевозчик.
В-четвертых, создание экспресс-маршрутов. Автобусы малого класса в помощь автобусам других маршрутов. Например, Энергетик – «Буревестник», Юрьевец – «Буревестник». Такой опыт уже внедрили в Подмосковье.
В понедельник, 16 января, городские чиновники провели внеплановую проверку соблюдения графиков движения на проблемных общественных маршрутах, вызывающих нарекания горожан. Санкции к перевозчикам, систематически нарушающим муниципальные контракты, 19 января в оперативном порядке рассмотрит комиссия по организации общественных перевозок. К этому времени управление транспорта и связи обобщило материалы о качестве работы перевозчиков на конкретных маршрутах, с указанием номеров транспортных средств, дат и времени зафиксированных нарушений. Вероятно, с некоторыми перевозчиками в скором времени могут и вовсе «попрощаться». Наша редакция отправила запрос на информацию в пресс-службу городской администрации с вопросами о решении транспортной проблемы.
Опасения владимирцев в том, что во время проверок комиссии перевозчики направят все силы на позитивный результат, а по завершении работы специалистов из мэрии система вернется на круги своя. Ведь коллапс еще создает отсутствие машин.
К слову. Частично разрешить кризис в сфере пассажирских перевозок во Владимире поможет дополнительная закупка 100 автобусов и 50 троллейбусов, считает губернатор Александр Авдеев. В ходе прямой линии он заявил, что автопарк городской столицы будут дополнять и обновлять. Для решения этих задач используют федеральные возможности и инвестиционные программы частных перевозчиков.