Стоит отметить, что Андрей Геннадьевич – основатель и художественный руководитель московского драматического театра «АпАРТе». Каждый его спектакль – громкое событие в театральной жизни столицы. Прежде всего он известен своими постановками пьес и литературных произведений русских классиков – А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского. Наши владимирские зрители знают его по спектаклю «Убийство Гонзаго» по пьесе болгарского драматурга Недялко Йорданова. Критики отмечают его бережное отношение к первоисточнику – работы Любимова отличает дух классического театра, а вот осовременивание материала чуждо его авторскому стилю.
И это очень хорошо заметно в «451 градусе по Фаренгейту». Изначально не предусмотренное для театра произведение режиссёр умело адаптирует под сцену. Любимов с точностью хирурга отсекает лишние части книги, оставляя только самое необходимое. И вроде бы перед нами тот самый Брэдбери с его ставшими пророческими истинами об обществе тотального счастья XXI века и культурой отмены всего, что задевает чьи-либо чувства. Только вот во время просмотра вы не можете отделаться от мысли, что чего-то в этом трагифарсе вам всё же не хватает. Любопытно, что сам Брэдбери в своём произведении жёстко осудил сокращение классических произведений до так называемого «экстракта», и эта мысль со сцены прозвучала. Так не является ли сама постановка таким же экстрактом – краткой выжимкой самого главного из книги?
Вспомните, какие эмоции вы испытали после того, как впервые прочитали оригинал? Наверняка сюжет со временем практически полностью стёрся из вашей памяти, но осталось одно очень важное чувство – ощущение тотальной неправильности и нереальности происходящего. Только подумайте, люди сознательно жгут книги, лишь бы не задаваться вопросами мирового бытия. Каждый день они включают глупые передачи на телевизорах во всю стену, лишь бы создать подобие жизни. Возможно, в 1953 году, когда «451 градус по Фаренгейту» только был опубликован, людям было сложно представить такую реальность. Но сегодня мы в ней живём. Осознание этого сравнимо с ударом в самое нутро, когда не знаешь, что именно с этим делать, но глубоко внутри понимаешь – что-то делать нужно, просто необходимо.
Вот этого самого удара, толчка глубоко внутри и не хватает постановке Любимова. Эти чувства испытывает главный герой книги Гай Монтэг, которого в постановке сыграл Эмиль Филиппов, его игре веришь, но вот пережить с ним тот же самый катарсис не удаётся. Происходящее на сцене – яркий бурлеск звуков, танцев и миниатюр – действительно фарс, который динамично сменяется сценами горькой реальности во всех её проявлениях – весёло-шутливой при появлении местной городской «сумасшедшей» Клариссы (Яна Иванчук) или грустно-ностальгической во время сцен-размышлений интеллектуала Фабера в исполнении заслуженного артиста РФ Андрея Щербинина. Но стоит только закрыться занавесу, как все эти настроения и мысли выветриваются из твоей головы.
С другой стороны, сразу и не скажешь, чего же именно в конечном итоге не хватило постановке, чтобы стать не просто проходящим удовольствием на вечер, а потрясающим до глубины души самостоятельным произведением. В ней есть и отличная актерская игра, и замечательные художественные решения, за которые спасибо художнику-постановщику Борису Шлямину. Сцена с обрушением книжных полок перед самым финалом – пожалуй, то единственное, что действительно заставляет за всё время постановки задержать дыхание и покрыться мурашками. Но всё же после просмотра в голове крутится только одна мысль: «Надо бы ещё раз перечитать эту гениальную книгу».