Тема – злободневная, характерная практически для всей страны, заявил губернатор Александр Авдеев. Она – многогранна, потому что предлагает решать вопросы транспортного обслуживания городов, обновления автопарков, инфраструктурного развития населенных пунктов, поддержки производителей автобусов и троллейбусов, а также перевозчиков, готовых работать по правилам.
«Не скрою, у нас в области ситуация не самая простая. Перемены в транспортной отрасли назрели давно. В прошлом году мы сделали важный шаг по обновлению подвижного состава для муниципальных и межмуниципальных маршрутов», – сказал глава региона.
За 2022 год в области было закуплено 56 машин, на что направлено более 550 млн рублей. В 2023 году власти сконцентрируются на решении проблемы общественных перевозок во Владимире. В настоящее время маршрутная сеть Владимирской области состоит из 502 автобусных и 14 троллейбусных маршрутов регулярных перевозок, из которых 383 маршрута – муниципальные, 91 – межмуниципальный. По территории областного центра проходит 42 маршрута. Ежедневно в регионе на линию выходят 1030 автобусов и 118 троллейбусов.
При этом в областном центре с 350-тысячным населением функционирует 8 перевозчиков, из них один муниципальный. Транспортные компании обслуживают 35 автобусных маршрутов, из них – 20 социальных. Общее количество перевозимых пассажиров – 49 миллионов в год, на троллейбусах – 14 миллионов.
Врио председателя областного Заксобрания Роман Кавинов добавил, что устойчивое социально-экономическое развитие – ключевой фактор в развитии страны, а качественная транспортная система – важная его составляющая. Общественный транспорт тесно связан с дорожной инфраструктурой. Сейчас по владимирским дорогам в среднем проезжает ежегодно 500 тысяч автомобилей. Поэтому, по мнению Кавинова, важно сохранить исторический облик города и удовлетворить потребности современного горожанина.
Нужно искать решение между стоимостью проезда, затратами государства, рентабельностью бизнеса и качеством услуг. Это тонкая грань, есть разные решения и подходы, уверен заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб. Он привел несколько цифр. Один рубль в транспортную сферу – шесть рублей экономического эффекта. 10 млн рублей инвестиций – 30 млн доходов.
«Необходимо расширять федеральную программу поддержки общественного транспорта в субъектах страны и наших производителей», – резюмировал Гриб.
Пример владимирским властям спикеры предлагают брать с Липецка, который находится в 400 километрах от Москвы. На заседании глава администрации Липецка Евгения Уваркина указала, что для них в основе лежит три принципа – комфортная пешеходная доступность, затем – развитие общественного транспорта и на третьем месте – личный транспорт. Залогом успешного транспортного планирования гостья назвала синхронизацию документов планирования и инструментов финансирования. Одним из решений транспортных проблем Уваркина называет льготный лизинг и различные федеральные программы. Благодаря финансовой помощи за шесть лет в Липецке вложили немало средств в муниципальное предприятие. Удалось обновить до 91% муниципального транспорта. Сейчас в городе с населением 420 тысяч человек работает 19 перевозчиков, из них – 2 муниципальных, и обслуживают 620 единиц транспорта.
Во Владимире сейчас используется транспортная схема 30-летней давности, которая далека от современных стандартов. Многие маршруты просто дублируются, что приводит к конкуренции перевозчиков между собой. Глава города Владимира Дмитрий Наумов сообщил, что по примеру Липецка у нас разработают программу по транспортному планированию. Задачу поставил губернатор.
– Ситуация во Владимире в последнее время ужесточается. Проблема пришла не недавно, а копилась годами. Ситуация с автобусами и троллейбусным сообщением, конечно, у нас «хромает». Мы действительно находимся на стартовом этапе развития. В прошлом году мы получили средства порядка 250 млн рублей, которые реализовали на приобретение 12 единиц автобусов, дополнительно закуплен 1 троллейбус, – отметил Наумов.
Основное направление транспортной реформы – увеличение количественного состава. Власти рассматривают внедрение инвестиционного тарифа и привлечение федеральных ресурсов, развивается схема применения лизингового механизма. Оценивается потребность количества закупаемого транспорта от 50 до 100 единиц разово. По данным Наумова, износ автобусов сейчас – более 70%, по троллейбусам – 60%.
Есть потребность модернизировать существующую базу эксплуатации и обслуживания автобусов и троллейбусов. В развитии нуждается дорожная сеть, ее градоначальник назвал «стопером» качественных услуг транспорта. По его мнению, вопрос не только в разработке сети, сохраняющей исторический облик. Надо развивать и присоединенные территории, такие как Юрьевец, Веризино и так далее. Важный момент – выделенные полосы. Даже на архивных фото Владимира заметно, что раньше на дорогах были выделены полосы для общественного транспорта, а сейчас их нет. Из-за этого отсутствует возможность ускорения потоков общественного транспорта. Еще одна проблема – острая нехватка кадров: кондукторов, водителей и обслуживающего персонала.
Большинство государственных программ обновления общественного транспорта заканчивается в 2024 году, обозначил председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов. Вопрос в том, продолжать ли эти программы или обновить их? Сейчас их несколько: «Чистый город» для крупнейших городов, для Дальнего Востока, «Мобильный город», есть программа поддержки городского электрического транспорта и все это разрозненно. Было бы корректно разработать народную программу, которая будет состоять из нескольких подпрограмм – сельских, водных, междугородных, электрических; программу, развивающую городской транспорт, а не просто поддерживающую его «на плаву».