6 февраля 2023 в 20:20

В Центре современной культуры «Флигель» во Владимире проходит выставка визуальной поэзии

Фото: Алина Фадеева
Во владимирском Центре современной культуры «Флигель» открылась выставка визуальной поэзии «Сигналы и знаки». Её автор – поэт, прозаик, художник и акционист, член Союза писателей Москвы Света Литвак. Она – уроженка Коврова, сейчас живёт и творит в столице.

В её творческом багаже более 10 поэтических и прозаических сборников, а количество отдельных публикаций в литературных журналах и антологиях и вовсе не сосчитать. Свету Литвак по праву называют трикстером художественной московской жизни, ведь всё её творчество – это движение против течения и игра по своим правилам, которые могут быть не совсем понятны даже для её коллег по цеху. Эта неразгаданность, впрочем, нисколько не умаляет её таланта, который отмечен многими премиями: «Поэт года-2012», премия журнала «Дети Ра» и Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

В Москве Света – совместно с поэтом Николаем Байтовым – основала московский Клуб литературного перформанса. Именно в рамках этого клуба состоялись многие её выступления, или, точнее сказать, хэппеннинги – это, если упростить, некое публичное выступление без чётко спланированного сценария, в котором участвует художник. Во Владимир Литвак привезла только вернисаж своей визуальной поэзии, но её выступление на открытии выставки тоже можно было сравнить с неким подобием перформанса. Поэт читала свои стихи, параллельно объясняя их значение и саму суть визуальной поэзии.

«Я использую очень разные техники, - поделилась Света. - Мне вообще интересен любой эксперимент в области поэзии. Кроме того, я обожаю классическую поэзию и очень люблю её многообразные и сложнонаполнимые формы».

Эта любовь хорошо прослеживается в анагрифах – стихах, составленных из слов, состоящих только из букв, которые входят в другое слово. Все анагрифы Литвак составлены из слов с буквами из имён известных классических поэтов. На выставке можно найти стихотворение «Галстук Маяковского». Кроме него есть ещё анагрифы на Брюсова, Мандельштама, Ахматову, Гиппиус и многих других. Как говорит сама автор, «получается, в этих стихах звучат имена этих поэтов в самом прямом смысле этого выражения». 

Вообще в первую очередь визуальная поэзия – это не только про смысл, заключённый в словах, но и про некий образ, который поэт буквально этими словами рисует. Это могут быть как геометрические фигуры – треугольники и прямоугольники, так и что-то более высокохудожественное, например, стихотворения в форме лица или причудливого хоровода человечков. И если вы думаете, что достаточно просто разместить слова стиха на бумаге в форме рисунка, чтобы считаться поэтом, то вы глубоко заблуждаетесь. У таких хаотичных на первый взгляд визуальных стихов тоже есть свои правила построения, включающие в себя не только рифму и количество слогов. Лично у меня разгадать принцип получилось только у стихов-фигур, где каждое слово начиналось с определённой буквы и последующее было чуть длиннее предыдущего. А вот, например, стихотворение «Линейка» не зачитала нам даже сама поэт – оно так и осталось висеть в виде визуальной картины.

Ещё один совершенно ни на что не похожий стиль поэзии Литвак – это заумь. Заумь, или заумный язык, – особый приём, при котором поэт отказывается от любых языковых норм и буквально сам придумывает свои собственные слова, наделяя их своими же смыслами. Так, один из своих стихотворных сборников Света назвала на зауми – «Агынстр». На выставке поэт объяснила, что это слово ей приснилось. Агынстр – это звук, записанный буквами, рёв дракона из сна Литвак, который оказался пророческим.

«Этот дракон охранял какую-то дверь. Он издавал этот рёв и не пускал меня туда. Но я, естественно, на это наплевала и прошла туда. И вскоре в моей жизни случились довольно страшные события, я потом поняла, что означал этот сон и куда же мне на самом деле не надо было ходить в реальной жизни. Когда я решила сделать эту книгу, я почему-то вспомнила об этом слове. Одна моя знакомая переводчица румынка сказала, что по-румынски анаграмма из букв названия означает «обнимать». Но при этом в это слово не входит буква «А», а она во многих языках означает отрицание. Получается слово «необъятный», - рассказала Света. Вот такая целая языковая игра, которая придала выдуманному слову невыдуманное толкование.

Наверное, в этом многообразии толкований и заключается всё очарование и сила творчества Литвак. Именно творчества, потому что рамками поэзии оно не ограничивается точно, по крайней мере той поэзии, к которой мы все с вами привыкли. Конечно, кого-то может напугать вся эта непонятная и труднопереводимая поэтическая история, но вы удивитесь, когда поймёте, что лабиринт смыслов не ограничивает. Как раз наоборот, в нём каждый для себя найдёт именно то, чего ему не хватало. В итоге каждый стих обретёт не только авторский, но и ещё и читательский (или зрительский, визуальная поэзия же) персональный смысл. И кто знает, может быть, у вас получится разгадать смысл стихотворения «Линейка» даже без комментариев автора? Попытаться это сделать в ближайший месяц точно стоит – выставка продлится до конца февраля.

Возрастное ограничение +12.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:03 Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон отправлен на покой в Москву
27 декабря в Даниловом монастыре столицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил последнее в 2024 году заседание Священного Синода, на котором был отправлен на покой митрополит Тихон.
сегодня в 18:01 Полицейский Дед Мороз раздал подарки и напутствия жителям Коврова
Здесь прошло необычное профилактическое мероприятие «В Новый год без ДТП», сообщает пресс-служба УМВД России по Владимирской области. Стражи порядка призвали горожан в предпраздничной суете не забывать о правилах дорожно…