Из новгородских переселенцев.
Дома купцов Столетовых, по преданию, появились во Владимире еще при Иване III, который постарался уничтожить остатки самостоятельности Великого Новгорода. Факты «выведения» купеческих семей из бывшей новгородской республики зафиксированы в летописях. Московский великий князь мог считать влиятельных купцов потенциально опасными в плане сепаратизма, если бы они оставались в Новгороде.
И вот историки отыскали в летописи такую запись, относящуюся к событиям 1487 года:
«Того же лета князь великий перевел из Великого Новагорода в Володимер лучших гостей (так в старину называли купцов. - Прим. Авт.) Новогородских пятдесят семей». Подобная запись есть и за 1489 год: «Тоя же зимы князь великий Иван Васильевич переведе из Великого Новагорода многых бояр и житъих людей и гостей, ...и жаловал их, на Москве давал поместья, и во Володимери, и в Муроме...»
В конце XIX века Дмитрий Григорьевич Столетов, ставший генералом, как и его старший брат Николай, пересказывал семейное предание несколько в ином виде: что события переселения первых Столетовых во Владимир связывались и с временами Ивана Грозного (он тоже весьма жестко гасил возможную крамолу в Новгороде). По этой версии, «Столетовы при Иоанне Грозном были в чем-то заподозрены, или оговорены, и должны были понести большие наказания, но, по какому-то счастью, отделались высылкой в Сибирь, причем некоторым посчастливилось, держа путь по «Владимирке», остаться и обосноваться на ней».
В общем, уже в XIX столетии сам факт переселения бывших новгородцев Столетовых во Владимир терялся в глубине веков. Знаменитый историк Николай Воронин (кстати, выходец из другого владимирского купеческого рода) все-таки склонялся к версии о переселении Столетовых во Владимир в конце XV века, при Иване III.
Начинали в Залыбедье.
Изначальным очагом поселения рода Столетовых и других новгородцев во Владимире был район за рекой Лыбедь - Залыбедье (там, где ныне ул. Луначарского), где они образовали посадскую слободу Варварку.
Дом-музей Столетовых сегодня помещается во флигеле, который был построен при большом угловом каменном доме Столетовых конца XVIII века. Главный дом и сейчас высится на центральной улице города - № 59 на Большой Московской.
Неутомимые краеведы выяснили из старинных письменных источников имена Столетовых, которые уже укоренились во Владимире к XVII веку. Один из представителей старшего поколения рода был известен под старинным славянским именем Потешка (Потеха).
А его младшего родственника звали Ларкой (Ларионом). И он первым из известных в письменной истории Столетовых обзавелся торговыми лавками. А вот дети Лариона, похоже, пошли в делах разными путями: семья Ивана Ларионовича Столетова, скорее всего, занималась огородничеством и полеводством, Михаил Ларионович с семьей «кормился сыромятным ремеслом». То есть как раз выделкой кож.
С веками род еще разветвился.
Как известно, те самые братья Столетовы, в числе которых были два генерала, Николай и Дмитрий, и выдающийся профессор, ученый-физик Александр родились в купеческой семье, занимавшейся кожевенным делом и торговлей. Самый старший брат Василий по традиции и по старшинству продолжил семейное дело.
А Столетовы-огородники продолжали жить в Залыбедье до XX века. Им принадлежал дом № 19 на улице Луначарского, большой, деревянный, снесенный только в 1958 году.
Сохранились воспоминания потомка этих залыбедских огородников Столетовых Анатолия Арефьева. Вот как он рассуждал о расселении ветвей рода по городу: «Основатели рода Столетовых, вместе с другими новгородцами поселившиеся в Залыбедье и образовавшие так называемую Варварку, долгое время стойко держались первоначально освоенного места...
И лишь позднее появляются поселения в других местах города. Примером тому служит дом Столетовых на центральной улице, принадлежавший зажиточным членам семьи и давший ряд знаменитых имен, а также дом на ул. Красноармейской. Их общая родословная подтверждается архивными документами, близостью участков на Князь-Владимирском кладбище и их единой фамилией».
Четыре брата.
...Столько уже рассказано о братьях, которым в первую очередь посвящен дом-музей рода Столетовых! И не перестаешь удивляться, сколько талантов проявили Василий, Николай, Александр и Дмитрий Григорьевичи. Кстати, у них были еще и две сестры, Варвара и Анна. Все шестеро родились в купеческой семье Григория Михайловича и Александры Васильевны Столетовых. Отец был владельцем бакалейной лавки и мастерской по выделке кож.
Василий Григорьевич Столетов (1825 - 1896) был успешным предпринимателем, благотворителем и внес значительный вклад в дело благоустройства Рождественского вала (у Богородице-Рождественского монастыря).
Оставшись после смерти отца старшим в семье, он настоял на том, чтобы все остальные братья получили университетское образование. Василий, даже не окончивший гимназию, на протяжении всей своей жизни занимался самообразованием, был очень способным и умным человеком.
Жил в последние годы во флигеле наследственного дома, как раз в том, где обновленный дом-музей Столетовых.
Николай Григорьевич Столетов (1831 - 1912) - второй по старшинству брат, впоследствии генерал от инфантерии, командовал болгарским ополчением во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. Еще до этого «звездного часа» при обороне Севастополя на Крымской войне познакомился со Львом Толстым. Потом Николай Столетов проявил себя при покорении Туркестана и стал одним из основателей города Красноводска на Каспийском море. А вскоре после знаменитой войны с турками и отчаянных боев «герой Шипки», как его называли, отправился с дипломатической миссией в Афганистан, где уже бывал по заданию правительства.
Николай прослужил в армии еще немало лет. Сохранилось его общее фото с ветеранами-болгарского ополчения, сделанное в 1902 году, спустя 25 лет после их совместных боев с турками.
Николай был полиглотом: знал более десяти языков. Кроме французского, немецкого и английского, греческого, латинского, он изучил и несколько восточных языков: татарский, турецкий, фарси, хинди, пушту.
Он был еще и ученым-географом: руководил Амударьинской экспедицией «для исследования старого русла реки Аму-Дарьи и для производства других изысканий, намеченных военным министерством в согласии с императорским Географическим обществом».
Александр Григорьевич Столетов (1839 - 1896) стал профессором Императорского Московского университета, исследователем ферромагнетизма и фотоэффекта, основателем физической лаборатории университета. Ученый с мировым именем. Столетов как заведующий кафедрой физики Московского университета, замечательный лектор, педагог и экспериментатор, поставил преподавание физики на высоту, соответствующую лучшим университетам Европы.
Оказывается, Александр Столетов так серьезно увлекался музыкой, что задумывался в юности о выборе музыкальной профессии. А уже в годах любил отдыхать, играя на рояле. Александр Григорьевич Столетов ежегодно приезжал к родне во Владимир по нескольку раз. Вместе со своим учеником Николаем Жуковским наблюдал солнечное затмение в родных краях, а в последние годы жизни неоднократно высказывал желание поселиться во Владимире.
Александр Столетов вывел «первый закон фотоэффекта», постоянная величина в формуле которого была названа позднее «константой Столетова».
Дмитрий Григорьевич Столетов (1845-1899) в истории остался несколько в тени своего старшего брата Николая, хотя вместе с братом был на русско-турецкой войне, и даже в зоне боев на Шипкинском перевале. И дослужился в армии до генерал-майора артиллерии.
Так получилось, что никто из братьев Столетовых не оставил сыновей. Александр так и не женился, а в семьях Василия и Дмитрия детей не было. Только у Николая Григорьевича была дочь, и ту отец ненадолго пережил...
Но что объединило всех братьев после их кончины: вечный покой все они обрели во Владимире, в семейном некрополе Столетовых близ Князь-Владимирской церкви на старом кладбище.
Только Василий умер во Владимире. Александр ушел из жизни в Москве, Дмитрий - в Киеве, находясь при артиллерийской бригаде, которой командовал, Николай скончался в Царском селе. Но всех после кончины перевезли во Владимир и погребли у отеческих гробов.
Вот так потомки переселенцев из Новгорода стали коренными владимирцами, прославившими и себя, и свой древний купеческий род, и родной город.