В новейшей истории отечественного предпринимательства сложных периодов было немало: эпоха бартера, финансовые кризисы, карантин... Но 2022 год значительно расширил представление предпринимательского сообщества о том, как молниеносно могут поменяться правила ведения бизнеса и насколько тонкой может быть грань, отделяющая успешно работающее предприятия от банкротства.
Начальник Владимирской таможни Павел Михайлович Павлов – один из очевидцев того, как шла глобальная перестройка бизнес-процессов в нашем регионе. С вопроса о том, как региональная внешняя торговля пережила 2022 год, мы и начали наш разговор.
Поворот на Восток.
- Владимирская область, как и вся страна, столкнулись с беспрецедентным отношением внешнего мира. Наработанные контакты оказались заморожены, и предприятиям пришлось искать новые выходы на внешний рынок. Проблем у производителей в один момент прибавилось: невозможно было оплатить продукцию, закупить сырье, вывезти товар…Оплата по внешнеторговым контрактам приостановилась. В этой ситуации предприятиям (а от их успешной деятельности в целом зависит экономика региона) искали новые решения. Рачительные хозяева подошли к этим поискам с точки зрения целесообразности – одни искали поставщиков производственного сырья внутри нашей страны, другие переориентировались на сотрудничество с представителями азиатского региона. И региональные промышленники с поставленной задачей успешно справились, наладили новые экономические связи. В 2022 году по сравнению с 2021 годом наблюдался рост экспорта в Египет, Грузию, Турцию. Двухсторонний обмен с этими странами шел достаточно динамично.
Импорт из стран дальнего зарубежья в 2022 году вырос на 5%. Основные страны-контрагенты – Турция, Китай, Вьетнам. В рамках взаимной торговли со странами ЕАЭС импортные поставки увеличились на 19 процентов.
- То есть Владимирскую область никто не отменил?
- Нет. Более того, по сравнению с 2021 годом в рамках общего внешнеторгового оборота предприятий Владимирской области в 2022 году импорт вырос на 3%. Структура экспорта и импорта внешней торговли не сильно изменилась и осталась традиционной. Основная номенклатура декларируемых товаров в 2022 году по экспорту - древесина и изделия из нее, продукты питания, пластмассы и изделия из них, стекло и изделия из него; по импорту - пластмассы и изделия из них, сырье для производства продуктов питания, оборудование и механические устройства.
Да, было непросто, некоторые предприятия вынуждены были остановиться, кто-то не смог выйти из этой ситуации. Было и такое. Многие бизнесмены перенастроили производственные циклы. Произошла масса интересных экономических трансмиссий. События 2022 года подтолкнули людей к активности. В большинстве случаев предприятия справляются с этими испытаниями, приобрели полезный опыт и строят планы на будущее.
- Как менялось таможенное законодательство в прошлом году с учетом новых реалий?
- Изменение законодательства – это постоянный, не прерывающийся процесс адаптации законодательной базы под внешние условия, и 2022 год не стал исключением.
Вышли постановления Правительства РФ, которые определили порядок перемещения через границу жизненно важной, высокотехнологичной продукции. Также были снижены либо обнулены ставки импортных пошлин.
Во Владимирской и Ивановской области находится основная группа предприятий, на которых положительно сказались результаты данных экономических решений. Так, владимирские импортеры благодаря обнулению ввозных пошлин сэкономили 574 миллиона рублей. Что в конечном итоге благоприятно сказывается на экономике нашей области. В целом по четырем регионам (а деятельность Владимирской таможни охватывает Владимирскую, Ивановскую, Ярославскую и Костромскую области) этот показатель - 1,6 млрд. рублей.
Мы можем констатировать тот факт, что Правительство РФ и Федеральная таможенная служба за счет оперативного реагирования на сложившуюся ситуацию и экстренно принятых мер помогли создать условия для сохранения необходимых объёмов импорта, обеспечить стабильную работу предприятий.
Цифровая реальность.
- Павел Михайлович, достаточно давно и успешно в таможенных органах реализуются проекты цифровизации. Как идет этот процесс сейчас?
- Не взирая ни на что развитие в этом направлении продолжается. Подача деклараций в электронном виде отлажена, постепенно автоматизируются различные таможенные процедуры. Реализованы авторегистрация и автовыпуск деклараций, программные средства определяют объекты таможенного контроля. Все это – необходимые составляющие для упрощения и ускорения большинства процессов, снижения рисков коррупционной направленности.
Для нас важно посредством цифровизации сделать удобным взаимоотношения бизнеса и таможни. В сфере таможенного дела предлагается 11 госуслуг, большая часть из них предоставляется в электронном виде.
Продолжает расширяться функционал «Личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности» на портале Федеральной таможенной службы. Здесь доступны десятки сервисов - от информации об остатках денежных средств после уплаты таможенных платежей до подачи статотчетности при торговле со странами ЕАЭС.
Процесс цифровизации – безостановочный. Если мы вошли в него, то необходимо двигаться все дальше и дальше. Но он не может идти отдельно, только в таможне. Мы взаимодействуем с другими ведомствами, с федеральными органами исполнительной власти. Ведется обмен сведениями, например, о разрешительных документах, выданных иными органами, в электронном виде. Участник ВЭД может лишь сослаться на номер разрешительного документа, который ему выдали в том или ином ведомстве, а мы в автоматическом режиме при проверке декларации на достоверность получаем сведения оперативно и четко.
… И вечный бой!
- Павел Михайлович, а каким был 2022 год с точки зрения уровня дисциплинированности участников ВЭД? Как таможенники вычисляют потенциальных правонарушителей?
- Нарушители не стоят на месте, все чаще используя изощренные методы. Желание сэкономить деньги, жажда получить выгоду любой ценой приводят к преступлениям. Являясь представителями правоохранительной сферы, стараемся идти в ногу со временем, выявлять тенденции, осваивать новые методы пресечения нарушений. Это – непрерывный процесс! Мы выставляем определенные барьеры, они стремятся их обходить, мы снова ставим преграды перед теми, кто не хочет действовать легитимно.
В тоже время хочу подчеркнуть – абсолютное большинство участников ВЭД - добросовестные предприниматели. Некоторые нарушают по невнимательности – например, при подаче в таможню отчетности при торговле со странами ЕАЭС. В результате – дело об АП и штраф. И в целом наиболее распространенная категория правонарушений - административные.
Что касается уголовных преступлений, - мы выявляли нарушения таможенного законодательства при экспорте лесоматериалов, также возбуждались уголовные дела по фактам перемещения частей оружия, иной военной техники. Так один гражданин организовал поставку средств боевой экипировки - специальных наушников для пулевой стрельбы по почте в разные страны: Сингапур, США, Австралию, Филиппины… Наши сотрудники работали совместно с коллегами на таможенном посту Международный почтамт, выявляли поставки здесь в регионе. Также мы обнаружили пересылку малыми партиями автоматных рожков для автомата Калашникова.
Одно из частых правонарушений прошлого года – ввоз автомобилей, зарегистрированных на территории Абхазии. Их пригоняют без пошлин, без уплаты платежей, с предоставлением поддельных документов. В свое время таким же порядком ввозили иномарки из Армении. Но с того момента, как Армения уравняла таможенные пошлины на ввоз иностранных автомобилей с российскими, этот канал поставки стал убыточным.
Нарушения валютного законодательства также выявляли наши сотрудники - возбуждено 107 административных дел.
- Сразу вспоминаются кадры из кинофильмов, на которых предприимчивые граждане прячут доллары в чемоданы с двойным дном. Сейчас также?
- Не совсем так, хотя желание скрыть капиталы остается. Схемы меняются. К примеру, заключается внешнеторговый контракт, вносятся по предоплате валютные средства, которые уходят на зарубежные счета, а поставок товара нет. То есть фактически деньги выведены. Отслеживаем такие операции, контролируем, возбуждаем дела.
На страже национальной безопасности страны.
- Павел Михайлович, а каким образом таможенная служба оказывается причастной к выявлению, к примеру, контрафактных сигарет, которые уже хранятся на складах магазинов? Где они и где граница? Почему так получается?
- Все логично. Одно из больших направлений нашей деятельности – таможенный контроль после выпуска товаров. Продукция уже пересекла границу, находится внутри страны, но мы можем проверить – как именно она ввезена. Мы проверяем законность (легальность) нахождения товара на территории страны, соблюдение полноты уплаты таможенных пошлин, лицензионных платежей в случае, если на него наложено лицензионное право производителя или правообладателя.
Проводя проверки, мы обращаем внимание на продукцию без разрешительных документов, на контрафактный и немаркированный товар. За желанием отдельных бизнесменов сэкономить на таможенных платежах, не декларировать товар, может скрываться факт ввоза просто опасной продукции.
Те же одежда, обувь – тоже могут представлять опасность для потребителей. Если неизвестно, откуда они ввезены, из каких материалов произведены, а предназначены, например, для детей. Вот такие случаи мы выявляем и пресекаем, это важно для защиты национальной безопасности страны и здоровья граждан.
- Можно уточнить: немаркированная продукция и контрафакт - это не синонимы разве?
- Давайте разбираться. Продукция бывает оригинальная – то есть на нее легально работающий производитель предоставляет все необходимые документы, а есть - неоригинальная, которая произведена в подпольных цехах, в третьих странах. Она похожа на оригинальную, но не является таковой. Вот это - контрафакт. Например, ввезенный из Китая «Абибас». Бывает, что на лейбле значится и «Адидас», а по всем признакам это – не оригинал.
Наиболее часто встречающее правонарушение сегодня – ввоз контрафактных сигарет. Их мы продолжаем находить на внутреннем рынке. Документов от правообладателей нет. К тому же вся табачная продукция должна быть промаркирована. А мы выявляем товар либо вообще без акцизных, без регистрационных марок, либо с марками, но поддельными. Бывает так, что на всей ввезенной партии наклеена одна марка, скопированная с оригинальной.
Злоумышленники, ввозя такой товар, игнорируют все бюджетные отчисления, что наносит определенный урон экономике государства. Плюс они действуют как недобросовестные конкуренты - российские производители с аналогичным товаром остаются в проигрыше: их продукция оказывается дороже.
За державу – не обидно!
- Работа таможенника - многогранна. Он и юрист, и экономист, и инженер, и товаровед... Павел Михайлович, как Вы подбираете таких разносторонних специалистов?
- Основная доля сотрудников работает продолжительное время, имеет большой опыт. Также мы пополняем наши подразделения молодыми специалистами. Если мы говорим о нашей области, то прежде всего, за счет выпускников ВлГУ и РАНХиГС, с которыми плотно сотрудничаем.
Студенты проходят у нас практику, знакомятся со спецификой работы. Присматриваемся к ним, даем определенные поручения, контролируем их выполнение. Обязательно учитываются и морально-этические качества – ответственность, честность, неравнодушие. Берем лучших.
А направлений в таможенном деле действительно много: экономическое, юридическое, сфера информационных технологий, защита информации, бухучет… Исходя из образования, способностей и склонности каждому найдется дело по душе.
- Одному - лошадки и коровки, другому – драгоценности и валютный контроль?
- И так можно, но мы стараемся сохранить взаимозаменяемость инспекторского состава. Но в некоторых случаях разделение присутствует. К примеру, Павел Иванович Волков с Владимирского таможенного поста – химик-биолог. Помимо этого, знает английский язык. Он прекрасно владеет навыками идентификации товаров химической промышленности и растительного сырья, поэтому привлекается как эксперт по мере необходимости.
Повторю, способности и склонности каждого мы стараемся развивать и культивировать.
- Какие технические новации помогают сегодня владимирским таможенникам работать оперативно и эффективно?
- В любом уголке этого большого поля под названием «Таможенный контроль» мы используем самые различные технически средства. Есть и элементарные, к примеру, средства для обнаружения повышенного уровня ионизирующего излучения. При работе с древесиной применяются влагомеры. Показатель влажности позволяет составить представление о месте произрастания дерева. Эта информация необходима для корректировки размера ставки таможенной пошлины.
Есть рентген-установки, с их помощью можно посмотреть товар на паллете без вскрытия упаковки. Применяются также различные щупы, зеркала, «электронный глаз».
Также используются различные мобильные устройства. Например, считыватели маркировки - штрих-кода. В считанные секунды можно сверить сведения с упаковок партии товара с базой данных. Это позволяет оперативно выявлять нарушения.
- Павел Михайлович, какие изменения ждут таможенную службу в 2023 году?
- На внешние вызовы, если таковые будут, оперативно примем адекватные меры. Но нам самим надо идти в ногу со временем, не отставать и не ждать, пока нас жизнь хлопнет по затылку.
Есть глобальная ведомственная программа – Стратегия развития таможенных органов до 2030 года. В ней определены задачи по дальнейшей цифровизации. Они – приоритетные.
Важное направление – совершенствование взаимодействия с бизнес-сообществом и гражданами, повышение уровня доверия. Нужна перенастройка, которая позволит эффективно решать задачи поддержки и развития экономики.
- Удачи Вам и всему коллективу Владимирской таможни!