Прежде всего обсудили пункт 37 из положений единых рекомендаций, в котором говорится об обеспечении доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 55%.
По данному вопросу представители профсоюзов выразили солидарное единодушие. Обе стороны признали, что такой подход «направлен на снижение внутрирегиональной дифференциации в оплате труда и способствует сохранению кадрового потенциала».
Министр здравоохранения Артем Осипов подчеркнул, что Владимирская область относится к числу регионов, которые следуют данной рекомендации: оклады медработников ежегодно увеличиваются, последний раз индексация проходила в январе этого года.
Споры вызвала формулировка пункта об обеспечении повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений. В нем говорится:
«…выплаты компенсационного и стимулирующего характера осуществляются в пределах средств фонда оплаты труда учреждений, при проведении индексации должностных окладов (тарифных ставок) выплаты компенсационного и стимулирующего характера (ежемесячные надбавки), установленные работнику до индексации в процентном соотношении от должностного оклада (тарифных ставок), не могут быть уменьшены в абсолютном размере».
Представители регионального отделения Профсоюза работников здравоохранения России выразили солидарность с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений – в той формулировке, которая закреплена едиными рекомендациями.
В то же время представители ППО МПРЗ «Действие» не согласились с тем, что при увеличении окладов необходимо пропорционально уменьшать долю ежемесячных надбавок, установленных работнику до индексации в процентном соотношении от должностного оклада, но поддержали, что для достижения роста доли оклада в структуре заработной платы допустимо изменять размер «плавающих» выплат. Например, выплат за интенсивность труда. То есть почему на станции скорой помощи Владимира с ростом гарантированных выплат уменьшились выплаты за интенсивность, они понимают.
«Подобный подход в конечном итоге неизбежно приведет к полной утрате той части фонда оплаты труда, которая рассчитана на стимулирование работников за интенсивность труда. И без полного соблюдения рекомендаций математически невозможно обеспечить рост доли оклада в структуре заработной платы и достичь цели пункта 37», – прозвучало на встрече.
Артем Осипов для большего понимания предложил к следующей встрече рассчитать гарантированную часть заработной платы на одну ставку медработника «скорой» в январе 2022 года и в январе 2023 года, с учетом, что этот медработник отработал равное число «праздничных» и «будничных» смен в обоих годах. Участники совещания это предложение поддержали.
Представители ППО МПРЗ «Действие» выразили также непонимание, чем должен быть ограничен предельный размер фонда оплаты труда. Разъяснено, что фонд оплаты труда формируется в согласии с законами о бюджете разных уровней (федеральными и областными законами), утверждаемыми законодательной властью, и что исполнительные органы власти и учреждения обязаны эти законы соблюдать.
Артем Осипов считает, что позиция по «перетягиванию одеяла» в последние три года привела к хроническому недофинансированию отделений скорой медицинской помощи в районах и оттоку кадров в областной центр. По его словам, чтобы переломить эту ситуацию, в 2022 году Министерство приняло решение о «развороте» «дорожной карты» в сторону районов. Этот тренд будет поддержан и в 2023 году, поскольку он уже оказал действенное влияние на узловые станции скорой помощи, сказал глава облздрава.
Как отмечают в министерстве здравоохранения, в целом встреча носила весьма конструктивный характер. Два профсоюза уже согласились в том, что размер «плавающих» выплат может изменяться при увеличении доли гарантированных выплат. Плюс намечены темы для дальнейшего обсуждения, так что есть шансы, что до судебного урегулирования переговорный процесс по доработке коллективного договора все же не дойдет.