Но за последние годы в Киржаче начали происходить изменения, которые позитивно преображают городскую среду. Здесь открылись музей иконописи и реставрации, музей меди и латуни, музей наличника «Дом аргуна». Последнее учреждение так и вовсе сыграло особую роль в жизни города. Земли современного Киржачского района, некогда входившие в Покровский уезд, считаются вотчиной аргунов – знаменитых во всей России плотников и резчиков.
Владимир Даль в своем хрестоматийном словаре живого великорусского языка назвал аргунами искусных владимирских плотников. Наименование произошло от села Аргуново, откуда вышли талантливые ремесленники. Эти мастера имели репутацию профессионалов высочайшего уровня. Именно они стали родоначальниками аргуновской резьбы и аргуновских резных наличников. Теперь это настоящий бренд Киржача и, если хотите, его визитная карточка.
Идейный вдохновитель создания музеев и возрождения народного промысла – предприниматель, меценат, краевед и генеральный директор местной типографии Евгений Федоров. Он родом из Киржача и большой патриот своей малой родины – почетный гражданин города и района. Евгений сплотил артель резчиков и планомерно занимается восстановлением исторического облика Киржача. Мастера реставрируют старинные наличники, а там, где подлинники утрачены, ставят новоделы, изготовленные по всем канонам традиционной резьбы. Благодаря стараниям команды Федорова центральная улица Гагарина постепенно обретает архитектурную аутентичность.
– Мы не случайно начали восстанавливать улицу Гагарина. Это часть одной из старейших дорог Центральной России, которая была известна еще в Древней Руси, – так называемый Стромынский тракт, – говорит директор Музея «Дом аргуна» и верный помощник Федорова Татьяна Самойлова. – Тогда еще не было Владимирского тракта. Весь основной трафик движения по маршруту «Москва – Владимир – Суздаль - Нижний Новгород - Казань» шел по двум дорогам – по современной Ярославке, это бывший Троицкий тракт, и по Стромынке. Улица Гагарина – это центральная улица, лицо города, к сожалению, сильно пострадавшее от пожаров. Я нашла в архивах фотографию, как выглядел центр города до пожара 1898 года. Практически все здания на улице Гагарина – памятники архитектуры. Мы с Евгением Сергеевичем (Федоровым – Прим. ред.) решили привести в порядок именно фасады памятников.
Один из примеров – бывший дом аптекаря Заруцкого, построенный в начале XX века. Сейчас тут располагается администрация Киржачской типографии. Оконное узорочье в аргуновском стиле сделало из этого исторического здания настоящую достопримечательность. А напротив, через дорогу, новые наличники, вырезанные по старинным лекалам, украсили дореволюционное здание бывшего доходного дома. Белоснежный резной орнамент придает ему особую торжественность. Этой филигранной работой местных умельцев можно любоваться часами.
Другой пример – восстановленный Дом врача Красовского, где открылись музей его имени и уютный мини-отель. Причем были воссозданы не только исторический фасад здания, но и его внутреннее убранство. В интерьерах есть подлинные вещи XIX века. А ведь еще несколько лет назад в этом здании находились квартиры с удобствами на улице.
В планах мецената Федорова – установка наличников на здании на улице Гагарина, 37, известном среди жителей города как районный центр народной культуры. Можно не сомневаться, что резное узорочье полностью преобразит и это строение, расположенное в самом сердце города.
Михаил Гашин, пожалуй, самый известный из киржачских резчиков-аргунов. К счастью, у него есть ученики, а значит, дело мастера обязательно продолжится. На счету артели Гашина – сотни отреставрированных наличников, а также искусно вырезанных новоделов. Все вышеприведенные примеры – дело рук Гашина и его учеников.
– Изготовление наличника – дело кропотливое и трудоемкое. На это может потребоваться до месяца работы. Сперва рисую эскиз, делаю шаблон из картона, наношу разметку на дерево и начинаю стамеской отсекать всё лишнее. Я должен четко понимать, какой результат хочу получить, – раскрывает секреты мастерства Михаил Евгеньевич.
И как бы мастер ни старался, невозможно сделать два абсолютно одинаковых наличника. Ведь это ручная работа. В любом случае небольшие отличия будут. Для резьбы по дереву оптимально подходят хвойные породы, например, сосна. Смолистая древесина устойчива к влаге, не трескается, не рассыхается и легко поддается обработке.
Татьяна Самойлова показала нам музей «Дом аргуна», где представлены коллекции наличников, старинная вышивка, плотницкие инструменты и предметы крестьянского быта. Оказывается, декор наличников выполнял не только эстетические функции, а имел глубокий символизм, корни которого уходят в язычество и христианство. Аргуновскую резьбу отличает необыкновенное разнообразие элементов декора. В ней сочетаются символы солнца и урожая, берегинь и оберегов, античные колонны, мифические райские птицы, гроздья винограда.
– Русский дом подобен образу человека, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Его «лицом» был фасад, «глазами» – наличники, а они, как известно, зеркало души. Своим фасадом-лицом дом обращен к внешнему миру, и наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. Оконные и дверные наличники охраняли сакральное пространство избы. Вот почему на окна и двери всегда наносили оберегающие знаки – орнамент. Верхняя часть наличника – это сфера небесного, божественного, средняя – земная жизнь, нижняя – мир наших предков, загробный мир. Вы заметили, что характерная особенность аргуновской резьбы – виноградные гроздья? Это один из символов Христа.
Безусловно, Киржачу еще предстоит проделать большую работу по восстановлению исторического наследия. Здесь по-прежнему хватает диссонансов, портящих общее впечатление от города, – засилье сайдинга, пластиковых окон, активное использование вентфасадов, не всегда удачные рекламные вывески и явное отсутствие дизайн-кода. Впрочем, это беда не одного Киржача.
Город с туристической точки зрения по-прежнему остается недооцененным, и у него огромный потенциал для развития. Тем не менее позитивные изменения происходят, и с каждым годом их становится больше. В рамках проекта «Киржач туристический» уже реализовано около 30 различных инициатив. Появились музейно-парковые зоны, тематическое арт-пространство, смотровая площадка, открылись новые точки общепита. И всё это при активном участии мецената Федорова.
Взять хотя бы один из наиболее известных его проектов – самый длинный пешеходный деревянный мост в России. Это не только точка притяжения для туристов с видами на Благовещенский монастырь и живописные ландшафты, но и практическая польза для горожан. Мост соединил две половины города. Теперь дойти из одной части Киржача в другую можно за считанные минуты, а раньше люди петляли в обход по полчаса. Приезжайте, убедитесь сами.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ.
Резные наличники – художественное явление, достойное мирового внимания
Фотограф Иван Хафизов – известный российский специалист по наличникам. Он объехал всю страну и создал каталог наличников, куда вошло около 20 тысяч снимков традиционных артефактов. Многие из запечатленных им наличников сегодня, к сожалению, утрачены, что придает особую ценность его работе. Кроме того, Иван Хафизов основал виртуальный музей фотографий наличников nalichniki.com. Обозреватель «ВВ» Андрей Трохин побеседовал с экспертом.
– Иван, как бы вы охарактеризовали особенности аргуновской резьбы, которая присуща некоторым районам Владимирской области?
– Мы очень мало знаем про резьбу XIX века, и аргуновская резьба – одна из немногих, которая упоминается. Вернее, упоминается даже не резьба, а сами резчики – аргуны. В Нижегородской области были якуши, в Тверской – сицкари. Вот, пожалуй, и всё. Тверские сицкари использовали пропильную резьбу, а якуши и аргуны применяли резьбу глухую. Она технически более сложная – объемная, похожая на лепнину. Этот стиль характерен для деревень, расположенных на территориях современных Киржачского и Петушинского районов. В других районах Владимирской области и в соседней Московской резьба уже пропильная.
– Можно сказать, что резной наличник – это «душа» дома, его характер, стиль?
– Всё зависит от того, кто дает такие оценки. Если резчик, то он скажет – это радость для хозяина и хозяйки. Он вряд ли будет использовать такое выражение, как «душа дома». Это, скорее, искусствоведческое определение. Изначально это способ выделиться, показать, насколько ты богат и успешен. Резьба становится популярной в конце XIX века на волне промышленной революции, общего подъема уровня жизни. Красивые, богатые наличники тогда украшали дома мещан, зажиточных крестьян, богатых ремесленников и, разумеется, резчиков. Это реклама мастеров, их самопрезентация.
– А сколько вообще стилей у наличников? Можно проследить их региональные особенности?
– Стили наличников очерчены очень локально. Они ограничиваются «кустами» деревень. Административные границы достаточно условны. Прослеживается стилистическое взаимопроникновение. В разных регионах России можно отметить более ста различных стилей.
– Вы неоднократно посещали Киржач. Как вы оцениваете опыт воссоздания его исторического облика, развития туристического потенциала?
– Без сомнения, в Киржаче была проделана очень крутая работа, и она продолжается. Я впервые посетил Киржач лет десять тому назад. Признаюсь честно – больше часа там смотреть было нечего. И что сейчас? Создано несколько интересных музеев, проходят прекрасные фестивали, развивается событийный туризм. Изменилось к лучшему очень многое.
– Какие положительные примеры вы могли бы привести в других регионах?
– Это село Вятское Ярославской области. Правда, я до него еще не доехал, но слышал много положительных отзывов. Еще бы отметил город Кимры Тверской области.
– Можно сказать, что мы переживаем ренессанс наличников? Они снова входят в моду?
– Лет восемь назад я был во Владимире. Мы проводили опрос среди молодежи от 16 до 24 лет, чтобы выяснить, знает ли подрастающее поколение, что такое наличники. Опросили порядка ста человек. Один молодой человек знал, что это такое, двое ребят думали, что это такие штуки вокруг двери, а остальные вообще такого слова не слышали. И это во Владимире, где в исторической части города чуть ли не на каждом углу дом с резьбой!
Но я считаю, сейчас стало больше людей, которые знают, что такое наличники. Смею надеяться, благодаря моей работе, деятельности музеев, институтов. Наличников становится всё меньше, и люди стали больше обращать на это внимание. Резные наличники – это художественное явление, достойное мирового внимания.