20 апреля 2023 в 17:21

Во Владимирской области реализуется проект социализации выпускников детских домов

Фото: Вадим Пакулин
Во Владимирской области благотворительный фонд «Академия жизни» реализует пилотную программу, помогающую воспитанникам детских домов после выпуска социализироваться в обществе. Проект так и называется - «Билет в жизнь».

Многолетняя статистика наблюдений за повзрослевшими бывшими детдомовцами довольно печальна: у 9 из 10 выпускников детских домов не получается без потерь адаптироваться во взрослой жизни. «Домашние» дети даже не отдают себе отчета в том, с каким огромным багажом знаний, навыков и необходимых психологических установок они отправляются в самостоятельное плавание после совершеннолетия. У ребенка на протяжении многих лет перед глазами пример того, как строятся семейные отношения, как ведется домашнее хозяйство и распределяется семейный бюджет, как этот бюджет пополняется зарплатой родителей, которую нужно заработать.  Общаясь со сверстниками, с их и своими взрослыми родственниками, посещая вместе с родителями магазины и поликлиники, ребенок наблюдает различные социальные роли, примеряет их - пусть и неосознанно – на себя, учится тратить «карманные» деньги, а иногда и зарабатывать их, притирается к социуму и начинает выстраивать собственные связи с обществом. Заканчивая школу, он попадает не в иномирье, а в знакомый и уже обжитой им мир. К тому же очень редко случается, что такие дети пускаются в самостоятельное плавание: родители всегда и поддержат, и направят. 

У выпускников детских домов такой подготовки нет. Они словно попаданцы в чужом мире. Без багажа необходимых для социальной адаптации навыков, без родительской поддержки, без уверенности в своих силах и в своем будущем. 

Неравнодушные люди, убежденные, что чужих детей не бывает, объединились в Фонд «Академия жизни» для помощи выпускникам детских домов.

- В жизни человека есть два самых сильных кризиса – рождение и вступление во взрослую жизнь. Ко второму кризису домашние дети долго готовятся и проходят его вместе с родителями. А ребята из детских домов остаются с ним один на один. Это неправильно, несправедливо. И программу «Билет в жизнь» мы создали для того, чтобы помочь им встроится во взрослую жизнь, дать навыки, помогающие сгладить шок от столкновения с ней, - рассказала исполнительный директор Фонда Тина Ланская.

Жизнь - театр. С Тиной мы встретились в Собинском детском доме, где дети репетировали спектакль, созданный по мотивам двух современных произведений. 

Спектакль пока еще в процессе доработки – дети сами меняют реплики и сценки, поэтому готового названия у него еще нет.  Это уже вторая постановка проекта. Первая - «Рождественская история» по Диккенсу – прошла с аншлагом. Сейчас Фонд ведет переговоры с ведущими театральными площадками Москвы и Владимира – скоро спектакли, поставленные в Собинке, пройдут и там. 

Театр – центральная часть программы «Билет в жизнь». Ставит спектакли московский режиссер Дмитрий Силаев. Репетиции идут вовсю даже в его отсутствие. Дети увлеченно репетируют. Спорят, соглашаются, и продолжают работать над постановкой.

- В «Рождественской истории» у меня даже две роли были, и в этой постановке с удовольствием участвую, - поделился своими впечатлениями Олег Бондаренко. - Нравится и сам процесс репетиций, и наша дружная команда. А еще театр память хорошо развивает, в школе это тоже помогает.

Первую постановку дети выбирали из предложенных взрослыми, а затем сами стали больше читать и второй спектакль готовится по произведениям, предложенным уже самими ребятами. Чтение, на которое вдохновил подростков театральный проект, еще один из способов познания мира и формирования представления о своем месте в нем.

То, что театр - большое подспорье в учебе, тренирует память, расширяет кругозор, учит мыслить творчески, стимулирует интерес к литературе, истории, искусству, общепризнано. Поэтому и в школах возрождают театральные студии.  Но у участников проекта «Билет в жизнь» задачи шире. Поэтому и режиссер пока один, а психологов в проекте – целая команда. 

- Игра на сцене имеет огромный психотерапевтический эффект. Она дает возможность прожить многие психологические состояния, преодолеть зажимы, и к тому же это работа в группе, что очень эффективно. Дети раскрепощаются, нарабатывают навыки публичных выступлений, отыгрывают различные роли, проживая их. Участвуя в создании спектакля, приобретают опыт самостоятельных решений. Они сами выбирают и пьесы, и роли, которые хотят сыграть. И это не случайный выбор. Что-то важное там есть для них: гештальт, который должен быть закрыт, чтобы не мешал идти вперед, - объяснила Тина Ланская. 

Интересно, что выбирают они истории, в которых можно отыграть внутрисемейные отношения или конфликты современного общества. Как раз этого навыка и не достает воспитанникам детских домов.

- Дети стали более открытыми, раскованными. Кто-то сначала боялся сцены, а потом у них исчез страх публичных выступлений. Им нравится, они увлечены, это видно. И видно, как они изменились, повзрослели, - рассказала педагог-организатор Галина Бучкова.

Воспитание через труд. Психологи внимательно наблюдают за тем, как раскрываются ребята в репетициях, и затем работают с ними индивидуально, учат их техникам борьбы с тревожностью и обретения уверенности. Учат проживать эмоции, работать над собой.

Кроме психотерапевтического эффекта, формирования психологической устойчивости и пластичности, театр помогает и изучению взаимодействия социальных ролей.

- Мы всегда играем. С родителями мы одни, со сверстниками другие, на работе у нас еще по нескольку ролей. И так везде. Нужно уметь играть эти роли, чувствовать себя в них свободно, уметь переключаться. Это залог успешной социализации, - уверен исполнительный директор программы «Билет в жизнь» Александр Терентьев

Театр – мостик и в другие направления проекта, связанные с профориентацией детей.

- В Собинке очень уютный детский дом, замечательные и добрые педагоги. Им регулярно помогают многие неравнодушные люди. Условия тут – не каждый ребенок в семье такие имеет. Мир крутится вокруг детей: воспитатели, приезжие благотворители с килограммами конфет. А потом детям исполняется 18 – и внимание исчезает. В реальной жизни льгот для них нет, и не всегда они к этому могут адаптироваться. Сейчас государство ищет выходы из ситуации, создаются «тренировочные квартиры», где детей учат хотя бы готовить и вести хозяйство. Но это не заменит тотального отсутствия базовых социальных навыков, опыта успешно завершенных проектов, умения жить в реальном мире. Даже дети из благополучных семей постепенно выходят из-под родительской опеки, и часто им помогает семья и в 25, и в 30 лет. А здесь в 18 ты должен полностью о себе заботиться самостоятельно.  Постановка для наших подопечных – первый опыт завершенного проекта, который они от начала до конца сами создали и увидели результат своего труда. Труда совместного. Ребята сами шили костюмы, делали декорации, работали со светом и звуком. Они учатся получать отложенный результат, работают полгода над проектом, получают опыт сцены, учатся контролировать свои эмоции. Это очень важный опыт, - убежден участник проекта Петр Литвин. – Некоторые дети в процессе уже определились с будущими профессиями.

Психотерапия и профориентация. Вот в этом месте я насторожилась. Все хотят быть звездами экрана, бьюти-блогерами, а что будет потом, если карета превратится в тыкву? 

- Не превратится, - улыбается Тина. – Мы учим мечтать, не утрачивая связи с реальностью и рационального подхода к выбору будущей профессии. В процессе работы над спектаклем ребята начинают понимать, что актерская профессия - это каторжный труд и надо очень любить сцену, чтобы посвятить театру всю жизнь. И широкую известность она приносит единицам. Начинают понимать, что лучше выбирать дело, к которому расположен. 

О подводных камнях «звездных» профессий рассказывают и «люди из телевизора», приезжающие в гости. Актер Андрей Чадов поведал, как мало выпускников театральных вузов попадает на ведущие подмостки, а тем более - на экраны. 

- Важен сам факт общения на равных с человеком из телевизора. Мы приглашаем актеров, дизайнеров, спортсменов…Это снимает внутренние барьеры у детей. После того как ребята на равных общались со знаменитостями, у них не будет психологического зажима при разговоре с работодателями, с работниками ЖЭКа, поликлиники, магазина… Ну и то, что расстанутся после таких разговоров с некоторыми иллюзиями – тоже полезно, - считает Александр Терентьев. – А профориентация у нас не заканчивается на встречах с актерами, спортсменами, именитыми дизайнерами. Проект «Билет в жизнь» организует экскурсии на различные предприятия региона. 

Дети побывали уже на Владимирском химзаводе, собираются на кондитерскую фабрику. Несколько ребят после первой экскурсии серьезно заинтересовались возможностью совмещения обучения профессии со стажировкой на заводе, за которую еще и зарплату платят. Кто-то заинтересовался профессией автомеханика. Олег Бондаренко собирается выучится на медбрата. Но и творческие профессии тоже востребованы. Работа над техническим обеспечением театральных постановок выявила талантливых фотографа и оператора, а в одной из девочек признают яркий актерский талант все, кто ее видел на сцене.

- Сцена - это мое, - признается Настя Зайцева. - Люблю петь, танцевать, играть в спектакле. Все, что связано со сценой, меня завлекает. Но пока не знаю, как сдам экзамены. Хотя я стараюсь подтянуть учебу, чтобы потом нормальные баллы набрать. Хочу поступать в областной колледж культуры и искусства, чтобы стать актером, но мне и специальность организатора праздников нравится. Рассматриваю разные варианты.

Насте нужен хороший результат на государственной аттестации, другой девочке с талантом фотографа необходима собственная техника. Для таких ребят у Фонда «Академия жизни» работает программа «Легкий старт». Фонд собирает средства, чтобы пригласить хороших репетиторов, приобрести необходимую рабочую технику. Кому-то нужно организовать углубленное погружение в профессию, познакомить с мастерами выбранного дела. К каждому ребенку – подход индивидуальный. Однако есть и общее правило: все бонусы нужно заработать усилиями в учебе, вкладом в театральный проект. В жизни ведь тоже успех достигается только трудом. Вот и тут также: правильная мотивация и труд сначала, а награда – по результатам. 

Ну а за коллективный результат – тоже предусмотрена награда: выезд в театр, в музеи…Хотя это не только награда, но и еще один из способов расширить представление детдомовцев об окружающем мире.

Своих детей не бросаем. Программа «Билет в жизнь» работает чуть больше полугода, но регулярное тестирование ребят-участников уже показало – она эффективна. Сплав искусства и науки, на котором базируется программа, - сильнодействующее средство, но все же – не волшебная палочка.  От неудач в самостоятельной жизни никто не застрахован. Самый сильный, на мой взгляд, козырь программы в том, что выпускники остаются на связи с участниками проекта. 

- Ребенок должен получать и положительный, и отрицательный опыт – опыт неудач, поражений. Но если домашним детям есть кому поплакаться, то нашим подопечным после выпуска – зачастую некому, разве только снова к воспитателям идти. Вот для этого и работают наши психологи. У ребят есть наши контакты. И они всегда смогут к нам обратиться. Позвонить, написать, попросить совета или поддержки. 

Всем детям, для того, чтобы их жизнь складывалась успешно, требуется при взрослении помощь, сопровождение и поддержка со стороны значимых для них взрослых. Да и работают в проекте люди неслучайные. Они действительно переживают за будущее ребят, сами родители, а у некоторых есть и опыт воспитания приемных детей. Наверное, поэтому ребята не воспринимают сотрудников и волонтеров Фонда как людей-профессиональную функцию, а, скорее, как старших приятелей. Немаловажный факт, что в команде Фонда много мужчин, а мужского воспитания, примера мужской поведенческой модели сегодня не хватает не только воспитанникам детских домов. Вот и тянутся подростки к мужчинам, сумевшим построить собственную жизнь. 

Собинский детский дом стал первым учреждением, где программа «Билет в жизнь» в сотрудничестве с региональным Министерством образования и молодежной политики воплотилась в реальность и показала свою эффективность. В планах фонда «Академия жизни» распространить программу сначала на всю Владимирскую область, а потом и на всю страну. Нужны соратники, партнеры. 

- Фонд «Академия жизни» может рассчитывать на поддержку Правительства Владимирской области, - заверил вице-губернатор Владимир Куимов. - Сиротство – это боль и беда всего общества. Мы много делаем, чтобы дети росли в семьях. Работа социальных педагогов, органов опеки и попечительства нацелена на сохранение и поддержку кровной семьи ребенка, семейных ценностей, защиту прав и интересов детей, сокращение числа ситуаций, когда детей приходится изымать из семей. В работе детских домов тот же приоритет – возвращение детей в семьи – под опеку или в приемные.

В семьях сегодня воспитывается 90% детей, оставшихся без родителей. Ежегодно на опеку или усыновление передается около 400 сирот. Число воспитанников детских домов сокращается год от года. И, тем не менее, сегодня в детских домах Владимирской области воспитываются 241 ребенок. А для нас важен каждый. Я благодарен всем, кто готов посвятить себя, свое время, свои душевные силы сиротам, оставшимся без родительской поддержки, кто помогает им подготовиться к самостоятельной жизни и найти свое достойное место в ней. Это наши соратники и единомышленники, вместе мы решаем проблему огромной общественной значимости и государственного масштаба. Рад, что Фонд «Академия жизни» готов распространить программу «Билет в жизнь» на все детские дома Владимирской области. Мы обязательно поддержим эту инициативу. Потому что она на благо нашим детям, на благо всему обществу, которому нужны успешные, самостоятельные, законопослушные граждане.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
вчера в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…