– Игорь, почему при разработке нового национального маршрута выбрали именно Муром и Гороховец, а не Суздаль, например?
– В Суздале сезонный туристический поток перенасыщен, инфраструктура перегружена. Город, как известно, небольшой, и нормы антропогенной нагрузки близки к пределу. При этом национальный статус присваивают тем маршрутам, которые обладают уникальностью. Межрегиональная рабочая группа по разработке туристического маршрута долго изучала особенности Владимирской области как туристской дестинации. В качестве основы мы взяли русские былины, которые действительно уникальны в мировом фольклоре, а Илья Муромец – самый известный герой былин. Можно провести параллели с древнегреческим эпосом, германо-скандинавской мифологией, но русские былины – это всё равно нечто особенное. Мы закрепили тему былин за собой.
– Муром очевиден, но как появился в маршруте Гороховец?
– Гороховец имеет мощный туристический потенциал с точки зрения объектов показа, а также достаточно большое количество легенд и мифов. Кроме того, в Гороховце есть купеческая тема. Из двадцати каменных купеческих домов XVII века, которые сохранились в России, – семь находятся именно здесь. Это направление отлично интегрируется с былинным путем, как и тема «царя Гороха», а также тема Гороховца как родины разведчика Штирлица. Да, это современная легенда. Но почему нет? А еще есть тема ископаемой рептилии Гороховеции, найденной в Гороховецком районе и получившей такое название. По-моему, Гороховец – один из трех или четырех городов в мире, в честь которого назван доисторический ящер.
– В чем заключается техническое сопровождение маршрута? Ведь это не только памятники истории и архитектуры, но и туристическая инфраструктура.
– Безусловно. На маршруте разработана навигационная система. Она состоит из сорока навигационных стоек по городам: двадцать – в Муроме и столько же – в Гороховце. Еще предусмотрено размещение пяти билбордов на маршруте между городами. Это приветствия на былинном пути, информация о расстояниях между городами и т.д.
Разработаны навигационные стойки с картографической, графической и текстовой информацией на русском и английском языках, QR-кодами для скачивания аудиогида. Предусмотрены мобильное приложение и метки дополненной реальности для детей – наводишь телефон и получаешь динамическое анимационное изображение.
– В каких местах появятся навигационные таблички?
– В Муроме – у былинного камня на въезде в город, у памятника Илье Муромцу, возле источника богатыря в селе Карачарове, на набережной и на других локациях. В Гороховце – у дома Шорина, известного как дом царя Гороха, у дома Ершова (Сапожникова), дома Опарина, на набережной. Еще Никольский монастырь, Лысая гора со своими легендами.
Продумали также облик экскурсоводов. Они предстанут в стилизованной древнерусской одежде. В летнее время на набережной будем проводить костюмированные богатырские битвы.
– Каковы перспективы развития туристического маршрута?
– Один из вариантов продолжения проекта в 2023-2024 годах – закольцовка маршрута. Мы перейдем от «Былинного пути» к «Былинному поясу», в который войдут не только Муром и Гороховец, но и Владимир, Гусь-Хрустальный, Мстёра и, возможно, Ковров. «Былинный пояс» может быть как маршрутом выходного дня, так и недельным маршрутом.
– Что даст маршруту статус национального?
– Национальный маршрут будут продвигать на федеральном уровне. Это один из ключевых факторов развития турпродукта. Можно иметь шикарные музеи и объекты показа, качественную городскую среду и потрясающий сервис, но если не сформировать адекватную стратегию продвижения, то туристы не приедут. Кроме того, национальный статус станет стимулом для развития городов туристического маршрута.
– Проблемы развития туризма напрямую связаны с инфраструктурными проектами. Гостиницы, сервис, безопасная и комфортная городская среда. Простите, в регионе дефицит общественных туалетов.
– Проблемы с общественными туалетами есть практически везде, не только в нашей области. Инфраструктурные проблемы в сфере туризма минимальны только в Москве и Петербурге и в определенной степени в Сочи. В каждом регионе – свои проблемы.
Мы разработали методологический инструмент – стратегическую матрицу развития туризма, куда входят несколько ключевых направлений, которые необходимо учитывать при комплексной работе с туристской территорией. С одной стороны, интересные объекты показа, чтобы город не был транзитным. Необходимо сделать так, чтобы туристы останавливались в городе, планировали программы посещения музеев, парков, квестов, других достопримечательных мест. Это дополнительные денежные вливания в местный бюджет.
Другое направление – гостинично-ресторанная инфраструктура. В том же Владимире проблема с ресторанами русской кухни, хотя наш город позиционирует себя как столица древней Руси.
– Русская кухня не модна?
– В какой-то степени, может, и так. Однако здесь играет роль и экономическая модель. Может ли ресторан прожить только за счет туристов? Скорее всего, нет. У нас турпоток очень цикличный. Есть «высокие» и «низкие» периоды. А местное население, может быть, не очень хочет ходить в рестораны русской кухни. Масса различных факторов.
Кроме того, в соответствии со стратегической матрицей развития туризма большое значение имеют такие направления, как сервис в ресторанах и отелях, состояние городской среды. Российские и зарубежные исследования показывают, что первичный приезд туристов зачастую зависит от объектов показа, точек притяжения. Первый раз могут приехать ради фресок Андрея Рублева, весеннего разлива у Покрова на Нерли. А вот чтобы турист снова вернулся – это задача из задач! Главный фактор возвратного турпотока – комфортная, визуально благоприятная, интересная городская среда. Какими бы интересными не были музеи, но если в городе неустроенность и разруха, турист уже вряд ли вернется. Тем ценнее усилия местных властей по приведению города в порядок в канун летнего туристического сезона.
– Проблем немало. Какие меры необходимы для их комплексного решения?
– Во Владимирской области есть государственная программа развития туризма. Да, такая программа нужна, это важно, но пока, к сожалению, нет стратегии, которая бы предусматривала горизонты планирования, конкретные ресурсы, приоритеты.
Во Владимирской области нет таких финансовых ресурсов, как в Москве, Петербурге или в других регионах-донорах. Когда Татарстан развивал свой туризм, у них были приоритеты по развитию определенных локаций – Казань, Свияжск, Раифский монастырь, древнее городище Великий Болгар.
На вопросы выбора приоритетов развития туризма как раз и должна ответить стратегия.
В то время, когда я возглавлял комитет по туризму администрации Владимирской области, у нас была идея создать порядка 6-7 передовых туристических кластеров, которые бы развивали всю региональную туриндустрию и подтягивали остальные районы. Новый проект «Былинный путь» прорабатывался в логике этой концепции.
– Современная международная общественно-политическая ситуация – это дополнительная возможность для развития туризма?
– Разумеется. Есть ограничения въездного туризма, но внутренний туризм растет и продолжает развиваться, что, безусловно, необходимо использовать в нашем туристическом регионе.