Краеведческая конференция была на этот раз посвящена 240-летию присоединения Крыма к Российской империи. С дистанционным докладом выступил доктор философских наук, профессор кафедры культурологии Института «Таврическая академия» Крымского федерального университета имени Вернадского Михаил Масаев из Симферополя. Доклад так и назывался: «Роль А.В.Суворова в процессе присоединения Крыма к России в конце XVIII века».
Михаил Масаев напомнил о том, что Суворов связан с Владимирской землей непосредственно. К владениям отца во Владимирской губернии приобрел несколько селений. Так проявилось его поместье в Ундоле. Полководец прожил в Ундоле, как он сам говорил «в бездействии», в течение двух лет - в 1784-1785 годах. Хотя в это время командовал Владимирской дивизией.
А непосредственно до этого деятельность Александра Васильевича Суворова имела большое значение для укрепления позиций России на Черном море и сыграла решающую роль в принятии решения российской императрицей Екатериной Великой, подписавшей манифест 1883 года. В результате Крым вместе с Кубанью стал частью России.
Еще за годы до манифеста было ясно, что тот, кто владеет Крымом, владеет не только Азовским, но и Черным морем. Но тогда еще существовало Крымское ханство, а Россия и Турция старались взять его под контроль.
Когда генерал-поручик Суворов в ноябре 1776 года получил назначение в Крым, он был уже известным военачальником, отличившимся в военных действиях в Пруссии, Польше, на Дунае.
Ситуация в Крыму была сложной. Русско-турецкая война 1778-1784 годов завершилась подписанием Кючук-Кайнарджийского мирного договора. По условиям мира, Россия получила в Крыму крепости Керчь и Ени-Кале и признание Османской империей независимости Крымского ханства.
Однако Турции удалось возвести на крымский ханский престол своего ставленника Девлет-Гирея. Русская дипломатия сделала ставку на свою кандидатуру - Шагин-Гирея, который был наместником хана среди ногайских племен, кочевавших на территории современной Кубани.
Шагин-Гирей и его сторонники обратились за помощью к России. В Крым вошли российские войска под командованием генерал-поручика князя Прозоровского. В ноябре 1776 года сюда же был направлен Суворов. Он вступил в командование Крымским корпусом вместо заболевшего Прозоровского.
Тогда обе империи, Российская и Османская, старались до времени избежать крупного конфликта.
Для начала умелым маневрированием пехоты и конницы Суворов рассеял силы сторонников Девлет-Гирея, который из Крыма бежал.
- Не проигравший в своей карьере ни одного сражения, Александр Васильевич мгновенно усмирил и крымских татар, и осман-турок. И обошелся без больших сражений. Он без единого выстрела захватил османскую крепость Кафа (Феодосия). Турки при приближении русских войск погрузились на корабли и ушли в море, чтобы избежать фатального для них столкновения, - сказал Михаил Масаев.
Ставкой Суворова в Крыму стала Евпатория. Но сидеть на одном месте ему не приходилось. Он строил крепости по всему побережью, закрывая самые опасные и удобные с точки зрения османского десанта направления. Наладил связь между крепостями и кораблями.
В войсках, подконтрольных Суворову, категорически запрещалось обижать местное население. Он наладил хорошие отношения с крымскими татарами. В одном из документов подчеркивалось, что нарушивший «молитву мусульманов» будет признан не только преступником по факту преступления против закона, но и церковным отступником.
Разные методы поддержки крымских народностей приносили свои плоды. Шагин-Гирей определился с российским вектором политики. И в апреле 1777 года в Крыму Александр Васильевич торжественно встретил Шагин-Гирея, который был утвержден на ханском престоле.
Вскоре Суворов получил отпуск и уехал к семье в Полтаву.
А обстановка на полуострове оставалась сложной. В марте 1778 года Суворов был назначен командующим русскими войсками в Крыму и на Кубани. Перед ним была поставлена задача обеспечить оборону Крыма, не допустить высадки турецкого десанта на побережье.
Командующий снова обследовал побережье и указал места предполагаемых батарей. Особое внимание он уделил укреплению Ахтиарской (в будущем Севастопольской) бухты.
В этой бухте находился небольшой отряд турецких кораблей. 7 июня 1778 года на берег высадилась группа турецких моряков. Между ними и казаками из суворовских войск произошло небольшое столкновение. Александр Суворов сосредоточил у Ахтиарской бухты шесть батальонов пехоты с конницей и артиллерией. В ночь с 15 на 16 июня 1778 года солдаты приступили к строительству земляных батарей, господствовавших над бухтой.
Турки, обнаружив, что русские возводят свои укрепления у них за спиной, признали свое положение опасным и поспешили вывести свои корабли в открытое море.
Работы по строительству укреплений у бухты продолжались. За это Александр Васильевич получил в награду от Екатерины II золотую табакерку, украшенную бриллиантами.
На берегу Ахтиарской и Балаклавской бухт расположился знаменитый Ряжский пехотный полк из корпуса под началом Суворова.
В августе 1778 года турецкий флот в составе 170 кораблей с десантными войсками подошел к берегам Крыма. Турецкие корабли курсировали у побережья в поисках удобного места высадки десанта. По приказу Суворова русские передовые отряды маневрировали по берегу вслед за перемещениями турецкого флота.
Когда турки пристали к берегу Крыма якобы для того, чтобы пополнить запасы пресной воды и дров, Александр Суворов ответил им отказом со ссылкой на карантинный режим. Ведь турецкие корабли пришли из тех мест в Турции, где наблюдалось заболевание чумой.
Суворов так ответил на просьбу о высадке: «Во охранение от столь предвредной заразы учрежденный карантин не позволяет отнюдь ни под каким предлогом спустить на берег ни одного человека из Ваших кораблей».
В 1779 году Россия и Турция подписали конвенцию, подтвердившую условия Кючук-Кайнарджийского мира. Турция признала независимость Крыма и законность избрания ханом Шагин-Гирея, что было выгодно для России.
- Нужно подчеркнуть, что как гениальный политик, а не только как полководец, Александр Васильевич Суворов считал необходимым присоединение Крыма к России, о чем он неоднократно писал в Петербург, - особо отметил Михаил Масаев.
Суворов считал, что с присоединением Крыма окончательно отойдут в прошлое татарские набеги. И, кроме того, Россия как заступница христианства была обязана помочь единоверцам, которые находились фактически на положении рабов у татарской знати Крыма.
Однако нерешительная политика высших лиц государства в отношении Крыма, по сути дела, усугубила положение христиан на полуострове. И Суворов получает приказ Екатерины II о переселении христиан греков и армян на Кубань. За два месяца Суворов организовал отправку с полуострова более 31 тысячи переселенцев в составе 58 партий.
- В июне 1779 года Суворов вывел русские войска из Крыма, как ему было приказано. Причем, как и всегда, ничем не запятнав своего мундира, не взяв ни одной телеги у мирного населения, хотя больных солдат на тот момент было достаточно много, - отметил профессор Масаев.
По его словам, в дальнейшем нерасторопность высших кругов в отношении Крыма приводит к тому, что с 1782 года в этом регионе начинаются подстрекаемые османами мятежи. Вновь Суворов прибывает на Крымскую землю, подавляет мятежи и приводит к покорности местные племена.
Судьбоносное решение императрица наконец приняла. И в 1784 году князь Потемкин вручил Александру Васильевичу Суворову золотую медаль за присоединение Крыма.
Докладчик отметил и такую заслугу полководца:
- Александр Васильевич Суворов одним из первых оценил военно-стратегическое значение Ахтиарской бухты для базирования Черноморского флота и строительства города-крепости в будущем.
Там был заложен город Севастополь. И сегодня в Севастополе хранят память о великом полководце. Именем Суворова названы улица и площадь, в 1983 году установлен памятник.
И в столице Крыма Симферополе также есть памятник Александру Васильевичу. Он установлен на месте, где также были военный лагерь и ставка полководца.
- Кстати, с самого основания Симферополя этот город строился по генеральным планам. Один из них был утвержден на рубеже 1793 и 1794 годов. Утвердил его сам Александр Васильевич Суворов. Этот ранее неизвестный план был обнаружен нашим крымским ученым-медиевистом Александром Германовичем Герценом, - сообщил Михаил Масаев.
И вывод: изначальная роль личности Александра Васильевича Суворова в присоединении Крыма - одна из решающих.