Ольга почувствовала тягу к творчеству еще в раннем детстве. Перед глазами был пример мамы и бабушки, которые превосходно шили. Для советских времен товарного дефицита – навык бесценный. Женщины шили одежду не только для себя, но и для всей семьи, а заодно для подруг и соседей. Леоновы бережно хранят семейный раритет – машинку «Зингер». Эта немецкая труженица и кормилица обшивала всю округу, и она до сих пор в строю!
– Нас в семье было трое детей, – вспоминает Ольга. – Раньше выбор одежды – не то, что сейчас. Но мы всегда одевались отлично от других. Мама и вышивала, и вязала, и шила. Даже пальто для меня однажды сконструировала из кожзаменителя. Естественно, я тоже прониклась творчеством. Первую блузку сшила, когда мне было десять лет.
Профессиональный интерес к куклам у владимирской мастерицы появился гораздо позже, когда родились сыновья, а затем и внуки. Почему бы не порадовать ребенка авторской игрушкой? Это не какая-нибудь «бездушная» кукла серийного производства, а игрушка, сделанная своими руками, единственная и неповторимая. А еще – традиционный элемент воспитания детей, которые познают мир и социализируются через игру.
Чем больше Ольга занималась темой кукол, тем сильнее этот мир ее увлекал. Начала изучать традиции народного творчества, символизм игрушек, их сакральный смысл. Так она пришла к вепсским куклам, зерновушкам-крупеничкам, куклам-травницам. Это не просто поделки, а семейные обереги.
– Название вепсской куклы происходит от малочисленной финно-угорской народности вепсы, которая проживает на северо-западе нашей страны, – рассказывает мастерица. – Такие куклы в старину размещали лицом к двери, чтобы они отгоняли злых духов, хранили семейное благополучие, защищали детей и оберегали женское здоровье.
Ольга освоила традиционную технологию изготовления кукол-оберегов, которая на самом деле несложная. В древности считалось, что при создании таких кукол недопустимо использовать колющие или режущие предметы. Вот почему ткань и нити не резали, а обрывали; детали куклы не сшивали, а стягивали. Кукла должна быть яркой, но при этом «без лица» – чтобы в нее не смог вселиться злой дух. Все эти каноны нужно обязательно соблюдать, только тогда оберег считается настоящим.
Следующим этапом мастерства нашей героини стало изготовление фигурок животных в смешанной технике, когда используются разные материалы и технологии.
– Знакомьтесь: это «конь в пальто», – демонстрирует своего подопечного Ольга.
Теперь и вы знаете, как выглядит этот мем. Голова и хвост – из шерсти, тело – из фольги, ноги – из проволоки, ботинки – из глины, ну а пальто – из кусочков мебельной ткани. Ироничный образ дополняет кокетливая беретка. Не конь, а красавец!
По соседству – высшее медвежье общество: мишки Тедди. Расфранченный кавалер в клетчатом пиджаке, жилетке и вельветовых брюках и его спутница в изысканном платье с кружевным воротом.
Проработанность деталей поражает. Тщательно скроенные наряды, выразительные мордочки, глаза-бусинки, миниатюрные пуговицы. У каждого персонажа – свой характер.
– Я очень долго шла к игрушкам в технике тедди, и это не одни лишь медведи, – рассказывает Ольга. – Изучала историю вопроса, участвовала в мастер-классах, осваивала технологию, но в итоге всё получилось.
Технология изготовления игрушек в технике тедди такова: выкраивают детали из меха или ткани, вручную сшивают, а внутренность набивают опилками. Это классический вариант. Природный материал не только имеет лесной аромат, но и позволяет корректировать форму поделки. Для того чтобы игрушка приобрела более естественный вес, мастера используют комбинированные наполнители, добавляют гранулят – стеклянный, металлический или минеральный.
Интернет дает неограниченные возможности для рукоделия, признается Ольга. Здесь можно почерпнуть множество идей и приобрести всё необходимое: фурнитуру и краски, инструменты и ткани. А сколько видеоуроков и пособий для творчества! С материалами могут выручить и друзья по интересам – мастера-теддисты. Да-да, есть и такие. Их объединяют тематические форумы и сообщества в соцсетях. В Москве и других крупных городах ежегодно проходят выставки кукол и мишек Тедди. Вот уж где место для вдохновения!
В творческой лаборатории Ольги созданы самые разные персонажи: герои сказок и мифологических сюжетов, образы из анимационных фильмов и миниатюры животных. Ее работы отмечены дипломами Владимирского фестиваля творчества «Реки-Руки», выставки народного творчества «Золотых рук мастерство» и другими наградами.
Мастерица затрудняется назвать точное количество кукол, которые были сделаны ее руками, но счет идет на сотни. Какие-то игрушки подарены, а какие-то приобретены коллекционерами, любителями хендмейда. Для Ольги увлечение куклами никогда не было способом для зарабатывания денег. Это хобби для души.
– Ольга, а вы свои куклы одушевляете?
– Конечно. Однажды мастерила вепсских кукол. Сделала несколько и поставила в ряд. Уже полночь – спать пора. Взяла и повесила напоследок бусы на одну куклу. И вдруг мне показалось, что остальные куклы заплакали! До двух часов ночи бусы мастерила, чтобы все успокоились. Куклы – живые.