В частности, директор департамента безопасности Avito Андрей Рыбинцев проинформировал о базовых правилах безопасности в данной сфере.
– Самый опасный вариант – это взлом вашего профиля на различных онлайн-платформах. Злоумышленники могут завладеть вашими данными, деньгами или навредить вашей репутации, когда от вашего имени будут совершать те или иные активности, – сообщил эксперт компании.
Для того чтобы избежать взлома профиля, нужно соблюдать простые правила. Не используйте простые пароли, не записывайте логин и пароль, не используйте одинаковые пароли на разных сервисах.
Во всех сервисах, где есть такая возможность, используйте двухфакторную аутентификацию. Чаще всего она применяется с помощью смс-кода. Злоумышленнику, чтобы получить доступ к вашему профилю, помимо логина и пароля еще потребуется код из смс. Таким образом, ваш аккаунт надежно защищен.
Если вы подозреваете, что ваш профиль могли взломать, обязательно поменяйте пароли и обратитесь в службу поддержки.
Злоумышленники также прибегают к методам социальной инженерии. Это психологическое манипулирование с целью получения необходимой информации.
– Если вас торопят, пытаются застать врасплох, давят на жалость или стремятся запугать – это признаки манипуляции. В этом случае следует насторожиться или вообще отказаться от заключения сделки с таким продавцом. Чаще всего злоумышленники оперируют персональными данными. Они знают, как зовут вас и ваших родственников, дату рождения, место вашей работы. Есть такое понятие «парсинг», когда с помощью автоматизированных средств собирают в интернете все доступные данные. Люди сами часто оставляют свои персональные данные в открытом доступе. Храните в тайне такую информацию, как номер телефона, адрес проживания и паспортные данные, – дал совет Андрей Рыбинцев.
И, разумеется, никому нельзя сообщать пароли от своих личных кабинетов, код безопасности банковской карты, делиться скриншотами из личных кабинетов онлайн-платформ. В противном случае вы сами помогаете злоумышленникам в получении доступа к вашему аккаунту.
– При совершении онлайн-покупки не переводите предоплату незнакомым людям. Не открывайте незнакомые ссылки. Никогда не передавайте код безопасности банковской карты, пароли и коды из смс-сообщений, – проинформировал участников вебинара Андрей Рыбинцев.
Представитель управления Роспотребнадзора по г. Москве Любовь Куракина, в свою очередь, рассказала, в каких случаях гражданина может защитить закон «О защите прав потребителей».
– Только тогда, когда вы заказываете товары, работы или услуги для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и заключаете договор с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Если вы переводите деньги на банковскую карту физического лица без договора, доказать, что у вас с ним сложились потребительские правоотношения, крайне сложно. Это можно установить только в суде, – подчеркнула Любовь Куракина.
Одна из самых распространенных жалоб в сфере онлайн-торговли – несвоевременная доставка товара. При таком сценарии потребитель имеет право либо отказаться от договора, если товар не предоплачен, либо установить продавцу новый срок.
Если же предоплата была внесена или товар оплачен полностью, вы имеете право потребовать деньги обратно. Если продавец в установленный 10-дневный срок их не вернул, можно через суд взыскать неустойку 0,5 процента за каждый день просрочки, но не более суммы предоплаты или полной стоимости товара.
Или другой вариант – полученный товар ненадлежащего качества, не соответствует заказу. Вы вправе потребовать уменьшения стоимости товара или вообще отказаться от него.
И помните: если вы решили вернуть деньги за товар, приобретенный дистанционным способом, специалисты Роспотребнадзора помогут вам составить исковое заявление, причем безвозмездно.
Представитель ГУ МВД по г. Москве Вячеслав Отраднов порекомендовал при совершении онлайн-покупки проверять доменное имя интернет-магазина на сайте Whois.ru. В разделе контакты необходимо изучить информацию о его юридическом лице, а именно ИНН, контактный абонентский номер и отзывы о компании.
– Во всех официальных интернет-магазинах права покупателя защищаются, и у потребителя всегда есть выбор оплаты товара до или после доставки. Требования оплатить товар до его доставки должны вас насторожить, вы при этом рискуете, – предостерег потенциальных покупателей Вячеслав Отраднов.