Уютный двухэтажный дом на улице Гагарина, 18, с каменным низом и деревянным верхом сразу обращает на себя внимание. На фасаде – диковинные птицы, фантазийные персонажи и цветы, будто из сказок Льюиса Кэрролла, и затейливая вывеска «Паньковская керамика».
Стоит только перешагнуть порог, и вы оказываетесь в творческом пространстве Ирины. Ее работы полны сочных красок, и атмосфера здесь сказочная. Как охарактеризовать это художественное направление? Лубок? А может, псевдонаивное искусство? Пусть решают искусствоведы.
Керамика Ирины наполнена очарованием ручной работы. Каждое изделие уникально: декоративные тарелки и кружки, фигурки животных и ёлочные украшения, горшки и вазы. Это не гончарное производство, а лепная работа. Всё имеет ярко выраженный рукотворный эффект: нарочито искаженные объемы и пропорции, неровные линии – «несовершенное совершенство».
Художественная роспись Паньковской пестрит яркими красками из мира авторских грёз и фантазий. В выставочном зале на вас взирают волшебные совы и магические коты, сладкоголосые птицы и образы королевы из «Алисы в Стране чудес». А «пряничные» домики, будто с набережной Брюгге, или интерьерные украшения в виде фруктов такие вкусные и аппетитные, что их хочется съесть!
Ирина выросла в обычной семье, и ее родители не имеют отношения к искусству. Папа – техник на местном аэродроме, мама – бухгалтер. Откуда творческое начало?
– Родители проявляли себя, как творческие личности, – вспоминает Ирина. – Папа хорошо рисовал, выжигал по дереву, мама рукодельничала. Отец читал мне детские книжки с красивыми иллюстрациями, собирал журнальные вырезки с информацией о художниках, репродукциями картин. Наверное, это сформировало мой эстетический вкус, пробудило желание заниматься творчеством. Всё закладывается в детстве.
Ирина стала профессиональным художником. Окончила Абрамцевский колледж имени Васнецова, художественно-промышленный университет имени Строганова. Казалось бы, ее творческая стезя определена. Но путь к любимому делу был тернист и извилист.
– Когда я окончила Строгановку, у меня была такая растерянность! – признается Ирина. – На что жить? Как зарабатывать? Полностью разочаровалась в профессии и решила завязать с «художеством». Продала всё – кисти, краски, мольберты, и пошла «зарабатывать деньги». Устроилась в Москве в крупную фирму текстильного дизайна. Проработала там семь лет – и снова «заболела». Поняла, что это не мое.
Художница долго находилась в творческом поиске: занималась иллюстрацией книг, преподавала на художественно-графическом факультете Владимирского госуниверситета. Неизвестно, сколько бы еще продолжались ее метания, но однажды подруга посоветовала обратить внимание на керамику.
– Я сразу почувствовала, что керамика – именно то, что нужно, – говорит Ирина. – Лепишь форму, которую хочешь, наносишь рисунок, подбираешь цвета. Здесь настолько много техник! Керамику невозможно разлюбить. Разные глазури, глины, всевозможные виды обжигов. Если всё это попробовать, получаются какие-то космические вещи. Иногда даже не знаешь, что в итоге выйдет.
В работе с керамикой Ирине очень пригодилось художественное образование. В Абрамцевском колледже она училась на факультете «Художественная обработка металла», поэтому в шутку называет себя «металлисткой». Студенты изучали ковку, проектирование, особенности работы с металлом, но основной упор был на перегородчатой эмали, которая много лет спустя легла в основу авторской керамики.
Перегородчатая эмаль – одна из самых сложных ювелирных техник. На металлической основе мастер наносит методом гравировки контур-эскиз изображения или выкладывает рисунок тонкой проволокой, которая играет роль «перегородок». Внутреннее пространство контура заполняется разноцветной эмалью – так получается декоративное изображение.
Авторский метод Ирины в чем-то схож с техникой перегородчатой эмали. Она наносит контур-эскиз на сырой глине, а затем заполняет контуры изображения краской или глазурью, после чего изделие можно отправлять в электропечь на обжиг.
– До обжига цвет краски может быть совершенно другим, – рассказывает Ирина. – Например, бурый под воздействием высоких температур становится красным. Чтобы понять, как «поведет» себя та или иная краска, необходимо делать пробники. По-разному проявляет себя при обжиге и глазурь – всё зависит от типа глины.
Глазурь – это, по сути, жидкое стекло, а в исходном состоянии – специальный стекловидный порошок. Его разводят водой и получают глазурь. Во время обжига при температуре свыше 1000 градусов вещество расплавляется, и керамика приобретает стеклянную поверхность. Сейчас разработано множество эффектарных глазурей, которые при нагревании образуют причудливые абстрактные рисунки. Такой эффект дают входящие в их состав пигментные вещества – оксиды металлов.
Поле для экспериментов в сфере керамики абсолютно бескрайнее, и у Ирины большие планы по развитию арт-пространства. В этом ей помогает меценат и бизнесмен, генеральный директор местной типографии и патриот города Евгений Федоров, при участии которого в Киржаче реализованы десятки культурных инициатив. («ВВ» подробно рассказывали об этом в репортаже от 30 марта 2023 года. - Прим. ред.).
Федоров уговорил Ирину вернуться из Москвы, предоставил помещение в безвозмездное пользование и обещал не вмешиваться в творческий процесс. Наша героиня решилась далеко не сразу, но все же дала согласие и не пожалела. В родном Киржаче дела пошли в гору. Ирина убеждена, что в небольшом городе с его размеренным темпом жизни условия для творчества гораздо благоприятнее, да и близкие всегда поддержат.
Восстановление дома, где сейчас разместилось арт-пространство, – отдельная история. Здание было заново отстроено на рубеже XIX-ХХ веков после серии пожаров, от которых пострадала значительная часть деревянного Киржача. Сами горожане называли этот дом «банковским» – в нем когда-то располагались отделение банка и квартиры его сотрудников.
По словам Евгения Федорова, сто лет спустя здание пришло в упадок и находилось в ужасающем состоянии. Местные мастера под руководством мецената изготовили новые наличники взамен утраченных, облагородили фасад, воссоздали деревянные ворота, укрепили фундамент, восстановили подвал, провели капитальный ремонт помещений. Теперь здесь есть все бытовые удобства. В итоге Киржач получил интересное арт-пространство и новый туристический объект. А рядом с отремонтированным домом Федоров открыл кафе с летней верандой, интерьеры которого сохранили исторический колорит. Выйдешь из кафе, повернешь направо – и окажешься у самого длинного пешеходного деревянного моста России. Его длина – 555 метров. Это еще одна достопримечательность, созданная в 2016 году по инициативе мецената.
А Ирина тем временем начала осваивать более крупные формы керамики: вынашивает планы по созданию огненной скульптуры. В чем ее суть? Скульптуру лепят прямо под открытым небом – ее размер ограничен лишь фантазией автора. В качестве материала – подходящая для обжига крупных форм шамотная глина. При этом скульптура обязательно должна быть полой. Сначала ее необходимо просушить, после чего можно расписывать. Ну а затем внутри, словно в печке, разводят костер, предварительно укутав скульптуру огнеупорной ватой. Когда температура обжига достигнет своего пика, вату снимают, и скульптура предстает в раскаленном, сияющем виде, искрясь и меняя цвет при остывании. Особенно эффектно это зрелище смотрится ночью.
У Ирины есть мечта организовать в Киржаче фестиваль художников-керамистов и приурочить к этому событию изготовление огненной скульптуры. Такого в Киржаче точно не было, а может, и во всей Владимирской области.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА.
Керамика (греч. keramike – гончарное искусство, от kéramos – глина).
Керамика – это глина, прошедшая обжиг, а также изделия, изготовленные таким способом.
Пластичность глин использовалась человеком еще на заре его существования. Обжиг глиняных изделий с целью придания им твердости, водоустойчивости и огнестойкости стал широко применяться еще в эпоху неолита (около 5 тыс. лет до н. э.). Самая ранняя керамика использовалась как посуда.
Керамика играла большую роль в развитии письменности (клинопись), первые образцы которой сохранились на керамических плитках в Двуречье.
Глинобитные жилища трипольской культуры (4-3-е тысячелетие до н. э.), обжигавшиеся снаружи кострами, – первый пример применения керамики в качестве стройматериала.
Сейчас этот материал используется в самых разных сферах – строительстве, промышленности, медицине и, разумеется, в искусстве. Виды керамики – майолика, фаянс, фарфор, каменная масса, терракота, шамот и т.д.