Что находилось в этом здании до революции? Кто раньше здесь жил? Как менялся облик Владимира? Ответы на эти и другие вопросы позволяют прояснить картину давно минувших лет, лучше узнать свой город, открыть его с неожиданной стороны. Экскурсии Татьяны настолько информативны, динамичны и занимательны, что пролетают буквально на одном дыхании! Обозреватель «ВВ» побывал на одной из них.
Улица Гагарина, она же Царицынская.
Место встречи – на пятачке в самом начале улицы Гагарина, у бывшего «Макдоналдса». Будний день, шесть часов вечера, погода для пеших прогулок комфортная. Собирается довольно внушительная группа экскурсантов. Большинство – женщины, но есть и мужчина средних лет с очень серьезным лицом, мама с сыном-подростком, пенсионеры. Люди самых разных профессий – художник-реставратор, специалист энергосбытовой компании, инженер, банковский и социальный работники, страховой агент, конструктор одежды, филолог. Обстановка благожелательная. Начинаем!
Татьяна говорит, что достопримечательности нашего города не ограничиваются одной лишь Большой Московской и ее белокаменными шедеврами. При этом близлежащие улицы оказались в тени, что несправедливо: некоторые из них в конце XVIII - начале ХIХ века имели значение ничуть не меньшее. Например, улица Гагарина, бывшая Царицынская. Но при чем здесь цари?
– Историкам и краеведам удалось найти документ 1719 года, повествующий о пожаре в Царицынской слободе города Владимира. Там говорилось, что в пожаре погибло 79 домов. Представляете, какая большая была слобода? Находилась она в районе Успенского Княгининого монастыря и Царицынской, похоже, называлась потому, что с XVI века монастырь использовался как ссылка для знатных особ женского пола. Сюда была сослана жена одного из сыновей Ивана Грозного Пелагея, а в XVII веке в монастырь сослал свою непутевую дочь Ксению Борис Годунов, которая поддержала Лжедмитрия и даже собиралась выйти за него замуж, – раскрывает особенности дореволюционной топонимики Татьяна.
Как торговые ряды в складчину построили.
Напротив красуются торговые ряды, которые известны каждому владимирцу, а вот историю их возникновения знают не все.
– До 1787 года торговые ряды были деревянными, весьма обветшавшими, поэтому их решили перестроить в камне, – продолжает Татьяна. – Одно дело решить, а другое – выполнить. У городских властей денег на перестройку не нашлось. Купцы и лавочники получили ультимативное извещение. Хотите торговать на бойком месте – сбрасывайтесь по 200 рублей на строительство. Не хотите? Ищите себе другое место. И полсотни торговцев сбросились! Этого хватило, чтобы построить южный ряд торговых рядов, восточный и западный, а через несколько лет пристроили и северные ряды, – просвещает удивленную публику экскурсовод.
Татьяна обращает внимание, что самая старинная часть торговых рядов – восточная – сохранила свой первоначальный вид. Здесь уцелела галерея. А вот фасаду со стороны Большой Московской не повезло: в 1952 году часть галереи снесли для расширения проезжей части при запуске троллейбусного движения.
– А видите угловую часть торговых рядов, которая выше по этажности и имеет ротонду? Это перестройка здания 1912 года авторства известного владимирского архитектора Сергея Жарова. Здесь когда-то находились лавки купцов Ионова и Платонова. Они обратились в городской магистрат с просьбой перестроить торговые лавки, сделать их не типовыми, а оригинальными, более просторными. Купцы были людьми состоятельными, и отказать им не посмели. Основная часть торговых рядов в стиле классицизма, а это модерн. Многие ли из вас обращали внимание, что ротонда украшена лепниной – танцующими античными девушками? – Татьяна указывает на верхнюю часть строения.
«И правда, какая изысканная лепнина начала XX века! Сколько раз проходили мимо и не замечали», – удивляются экскурсанты.
После революции лавки у купцов, разумеется, отобрали. Здесь в 1924 году был открыт первый владимирский государственный универсальный магазин. Его называли «круглый ГУМ». На этом месте он располагался вплоть до конца 60-х годов, а затем переехал в новый универмаг у Театральной площади, известный сейчас как ЦУМ «Валентина». Впрочем, впоследствии это здание все равно сохранило торговый статус.
Гостиница с дурной славой.
Не все из участников экскурсии знали, что на том самом пятачке у бывшего «Макдоналдса», где мы стоим, когда-то располагалось трехэтажное здание гостиницы. Татьяна показывает старую фотографию снесенного строения.
Дом был возведен в 1783 году как личное имение городским головой Семеном Лазаревым. Со временем его потомки расширили функционал здания. Тут открылись торговые лавки, ресторан и гостиница.
Русский писатель Владимир Соллогуб увековечил владимирскую гостиницу в повести «Тарантас». Произведение описывало путешествие из Москвы в Казань на конной повозке – тарантасе – помещиков Василия Ивановича и Ивана Васильевича. Описание гостиницы было далеко не комплиментарным. Упоминаются дурной обед и номер без постелей, так что один помещик спит на своей перине, а второй – на принесенном сене.
– Кстати, гостиница располагалась здесь и после революции, – уточняет Татьяна. – Но в годы войны она была закрыта и там работала учительская столовая, где подавали на первое щи из крапивы, а на второе – кислый творог. Иногда щи могли заменить «болтушкой» из ржаной муки. Сами понимаете, военное время. Почему этот дом снесли в 1967 году, остается догадываться. Скорее всего, здание обветшало.
Вплоть до начала 2000-х здесь был сквер и областная Доска почета с раритетной картой Владимирской области из меди. Перед строительством торгово-офисного центра с «Макдоналдсом» археологи провели раскопки и обнаружили имение предположительно ордынского наместника XIV века. Почему ордынского? На это указывали археологические находки – фрагменты сирийского стеклянного кубка, китайской посуды и так называемой кашинной керамики, которую производили на Ближнем Востоке. Археологи посчитали, что здесь когда-то обитал представитель Золотой Орды. С их легкой руки это место было названо «владимирской Рублевкой».
Дома богатейших купцов.
Мы подходим к дому № 2. Татьяна рассказывает, что до революции все дома до Ерофеевского спуска принадлежали купцам Васильевым. Это место называлось «Васильевским кварталом». Но стал он вотчиной этого семейства только в конце XIX века. На самом деле ни одно из этих зданий сами Васильевы не строили. Они скупали здания, построенные другими богатыми купеческими семьями. В частности, дом № 2 построен в начале XIX века купцами Петровскими. Он был двухэтажным с мансардой посередине.
– Обратите внимание на большие сводчатые окна первого этажа. Изначально это были двери в лавки. То есть первый этаж, как вы догадываетесь, купцы сдавали под лавки, а второй этаж и мансарду – под постоялый двор и квартиры в аренду. В середине XIX века Петровский продал южную часть дома другому купцу - Козлову, и тот получил разрешение на перестройку. Он вместо мансарды надстраивает третий этаж, поэтому дом предстает сейчас в таком странном виде. Часть двухэтажная, а другая часть – с тремя этажами. А в советское время этот дом и вовсе поделили на два строения. Теперь это дома № 2 и № 4, – объясняет экскурсовод.
Дом № 5 известен как торговый центр «Гагаринский». Это здание построено богатым купцом Назаром Муравкиным. Его род сколотил свое состояние на огородах и выращивании овощей.
Муравкиных называли «королями капусты». Кроме белокочанной капусты они выращивали редкие для Владимира краснокочанную и цветную капусту, спаржу и шпинат. Именно Муравкины научили владимирцев культивировать овощи в парниках и теплицах. Им удавалось даже выращивать дыни, арбузы и круглогодично цветы.
– В 1858 году в Дворянском собрании была устроена выставка Владимирской губернии, которую посетил Александр II. Более всего на выставке императора поразил восьмикилограммовый арбуз, пудовый кочан капусты и 80-сантиметровая свекла, выращенные во Владимире, на южном берегу Лыбеди, – отмечает Татьяна.
Муравкины жили на улице Воскресенской, сейчас это улица Луначарского. Кстати, сохранился не только их дом, но и склады. В начале 70-х годов XIX века склады уже не могли вместить всю продукцию, которая вызревала в парниках. Назар Трофимович обратился к местным властям с просьбой предоставить ему территорию за торговыми рядами под строительство здания для складов и лавок. Ему эту землю выделили, но с условием, что через 25 лет все эти помещения отойдут городу. И спустя четверть века потомки Муравкина передали здание городу и уже у него стали арендовать нужные площади.
После революции в этом здании открылся, выражаясь современным языком, бизнес-центр – всевозможные конторы, артели и учреждения. А в 1949 году здание передали швейной фабрике. Впоследствии ее назвали именем XX партсъезда, присоединив к ней трикотажную фабрику. Для того чтобы фабрика смогла здесь разместиться, здание реконструировали: надстроили третий этаж, изменили форму окон, фасад украсили советской лепниной. Производство просуществовало на Гагарина до 90-х годов прошлого века. В 2000-х годах инвесторы снова реконструировали здание и открыли современный торговый центр. «Немного обидно, что его назвали «Гагаринским», а не «Муравкинским», – с сожалением вздыхает Татьяна.
От трезвости – к куклам.
Мы подошли к зданию Областного театра кукол. Оно было построено в 1905 году как народный дом общества трезвости. На рубеже веков была принята государственная винная монополия, поэтому по всей России массово закрывались харчевни и трактиры, торгующие водкой. Государство стало держать торговлю спиртным в своих руках. Чтобы унять волнения недовольных, во всех губерниях стали создаваться попечительства о народной трезвости. Обычно во главе попечительства стоял сам губернатор.
Иными словами, попечительства боролись с пьянством – открывали в бывших питейных заведениях чайные, столовые, народные аудитории. При чайных организовывались бесплатные библиотеки, лектории, устраивались музыкальные или танцевальные вечера. Так, например, в начале ХХ века «антиалкогольное» общество курировало деревянное здание театра около Золотых ворот, там, где сейчас находится исторический корпус ВлГУ.
– Своей труппы у нас на тот момент не было, но попечительство связывалось с антрепренерами, которые привозили профессиональных артистов. К началу века здание театра пришло в ветхость, и попечительство решило построить собственное здание – так называемую народную аудиторию. Министерство финансов на эти цели выделило 20 тысяч рублей, остальные 40 тысяч «общество трезвости» нашло самостоятельно. Новое общественное пространство было оборудовано по последнему слову техники. Здесь имелись свое электричество, которое вырабатывала динамо-машина, и паровое отопление. Причем первая электростанция в городе появилась только через несколько лет. Благодаря собственному электричеству в Народном доме были диковинные по тем временам театральные спецэффекты: восходящее солнце, пожар Рима, лунная ночь, – рассказывает Татьяна.
Из-за смены антрепренера театральная жизнь в народной аудитории постепенно пришла в упадок. Новые менеджеры не смогли восстановить утраченные позиции. В лучшие времена на сцене народной аудитории в сезон давали до 150 спектаклей. А в 1914 году началась Первая мировая война, и развлекательные мероприятия здесь были и вовсе приостановлены. Здание отдали для нужд беженцев.
Театр был восстановлен только при советской власти, причем труппа была полупрофессиональной. Всё изменилось после 1929 года, когда театр получил статус городского. Именно из него и вырос наш Владимирский областной академический театр драмы. Он находился в этом здании вплоть до 1971 года, когда построили современное здание у Золотых ворот. А дом на Гагарина передали театру кукол, который, в свою очередь, вырос из небольшого коллектива при областной филармонии.
36 маршрутов по городу.
Экскурсия по улице Гагарина продолжалась около двух часов, и пересказать всё в одном репортаже невозможно. Татьяна поведала об истории дома № 13, где когда-то располагалась общественная баня старообрядца-предпринимателя Тимофея Куликова, о доме № 15, связанном с семьёй поэта Александра Безыменского, автора комсомольского гимна «Молодая гвардия» и авторского перевода французской песни «Всё хорошо, прекрасная маркиза». А затем последовал рассказ о доме № 31, известном как дом писателя Ивана Шмелева, автора произведений «Солнце мертвых» и «Лето господне», о его трагической судьбе и неоднозначных общественных взглядах.
Татьяна проводит по Владимиру 36 тематических экскурсий, не считая отдельных маршрутов по Боголюбову, Суздалю, Собинке, Судогде, Сновицам и другим населенным пунктам. После каждой экскурсии слушатели искренне благодарят ее за новые знания и увлекательную подачу информации. Экскурсия по улице Гагарина тоже не стала исключением.
– Узнала об экскурсии «ВКонтакте», пришла впервые и обязательно приду еще, – признается жительница Владимира Наталья. – Татьяна очень интересно рассказывает и так доступно! Огромная ей благодарность за то, что она так блестяще знает наш город! Я сегодня будто открыла Владимир заново.