- Александр Александрович, рожок действительно владимирский?
- Да. Хор владимирских рожечников Николая Кондратьева стал известным уже к 1883 году, он выступал перед императором Александром III в Петербурге, побывал на гастролях во Франции. Тот легендарный хор составили владимирские пастухи, для которых рожки были изначально рабочими инструментами.
Большие группы пастухов, игравших на рожках, собирались на Макарьевской ярмарке. Говорят, даже до 300 человек. Там их нанимали сельские общины по окрестным губерниям. И каждое село старалось нанять рожечников получше. Так владимирских пастухов-рожечников стали приглашать в Ярославскую, Костромскую, Тверскую, Нижегородскую и другие губернии. Поэтому рожок и распространился больше всего во Владимирской и окрестных областях.
- Вы как-то рассказывали, что в юности выбрали рожок во многом из-за того, что на нем играть сложно. А в чем сложность?
- Здесь по-особому нужно приложить губы. Есть и особенности звукоизвлечения. А главная сложность – «попасть» в чистую интонацию. Все равно что петь мелодию правильно или как попало. Рожок - как продолжение твоего голоса. И как обычно в хоре запевает солист, а потом вступает весь хор, так и у нас – один рожок вступает, и остальные рожечники подхватывают. Та же песня, только исполняется на рожках.
- Получается, что рожки звучат как певческие голоса?
- Так и есть. Рожки размером поменьше называют сопрано. А самые большие - басовые рожки, они на октаву ниже. В старину в хорах рожечников были только рожки сопрано и бас. Сегодня мы используем и альтовые, и полубасовые рожки.
- Из чего исторически изготавливают рожки?
- Самым хорошим материалом для рожка в наших местах считался можжевельник. Кроме того, его делали из клена, яблони, груши. Очень ценился самшит, но это дерево из южных краев.
- Ваши современные рожки отличаются от старинных?
- По сути, ничем не отличаются. Конструкция та же. А дошли они до нашего времени разными путями.
Например, в Нерехте Костромской области мне удалось приобрести классический владимирский рожок. В старину нерехтские рожечники, как они сами признают, научились играть у владимирских пастухов, которые, приходя на работу в Костромскую губернию, брали в обучение местных мальчишек-подпасков. Получилось, что у нас те старинные рожки давно сгинули, а в Нерехте они по старым владимирским технологиям сохранились. Кстати, там проходит свой фестиваль рожка.
- Вы возглавляете уже два коллектива: взрослый ансамбль «Владимирские рожечники» областного Центра народного творчества и молодежный ансамбль рожечников Владимирского музыкального колледжа, который вы организовали ровно 25 лет назад. Почему молодежный коллектив сложился именно при отделении сольного и хорового народного пения колледжа?
- На отделении сольного и хорового народного пения, которое я и сам окончил, мы изучаем все наши владимирские традиции: песни, танцы, костюмы, народные инструменты и, конечно, владимирский рожок. Ведь это наш именно владимирский народный инструмент, за которым далеко ходить не надо.
Все поступающие на наше отделение изучают тот или иной народный инструмент. Девочки обычно учатся играть на балалайках, гуслях, жалейках. А у парней основной инструмент - владимирский рожок.
Рожок сегодня очень востребован. Если ребята-рожечники пойдут учиться дальше в вуз или работать по профессии, они везде навыки рожечников используют. Например, мой ученик, выпускник нашего колледжа Валерий Колбин создал в Московской области ансамбль «Дмитровские рожечники». Это уже известный коллектив! Мы и работаем для того, чтобы создавались другие коллективы рожечников.
- Как меняется со временем исполнение на владимирском рожке?
- Мы с ребятами из ансамбля рожечников музыкального колледжа - а это уже самостоятельный народный коллектив - прежде всего учимся на рожке играть. И, конечно, мы исполняем рожечные наигрыши по старым записям знаменитых хоров Кондратьева, Пахарева, Сулимова. Это так называемая классика, которая до нас дошла.
Но восприятие слушателей меняется с годами. Сегодня мы добавляем к рожкам более современные инструменты - балалайку, баян, ударные.
Кстати, скоморохи использовали самые разные народные инструменты. А мы, я считаю, продолжаем древнюю традицию скоморохов тоже. Однако скоморохи оказались под запретом еще при царе Алексее Михайловиче. Поэтому, кстати, и пропали многие древние русские народные инструменты, в том числе шлемовидные гусли, домра и гудок.
Но если скоморохов преследовали, то пастухов нет. Вот поэтому от пастухов и дошли до нас старинные рожечные наигрыши. И кроме рожка у нас больше ничего своего из народных инструментов не осталось.
- Почему сегодня во владимирском рожке только парни? Девушкам он неподвластен?
- Это интересная традиция, связанная с тем, что работа пастуха крупного рогатого скота была чисто мужская. Стада были огромные, до 300 голов. И пастухи пользовались рожками для сигналов - между собой и для скота. Порой заблудившаяся скотина выходила на звук рожка. Кроме того, пастухи — это отхожий промысел, уходить на него могли именно мужчины, а женщины оставались дома с детьми и на хозяйстве. Сегодня рожок могут освоить и девушки. В годы учебы в Москве я встречал коллективы, где играли и девушки на таких инструментах. Ничего настолько сложного нет, чтобы девушки не освоили его.
- А как вы учите молодежь играть на рожке?
- По большому счету, особо учить играть на народном инструменте и не надо. Раньше в деревнях гармонисты обучались как: посмотрел, как другой играет, и сам научился. Ноты игре на народных инструментах больше мешают, чем помогают, в моем понимании.
Конечно, мы, музыканты, расписываем партитуры, чтобы все у нас рожки звучали хорошо и правильно. Но ведь как говорил легендарный Кондратьев, который был простым пастухом? Его спрашивали: как вы добились такого звучания от своих «Владимирских рожечников», вы же нот не знаете? «Да они сами знают, как играть, не маленькие ведь», - отвечал Кондратьев.
- А сегодня как чувствует себя владимирский рожок среди других инструментов?
- Когда я пришел работать в музыкальный колледж (тогда еще училище) в начале 90-х, то сначала стеснялся показать игру на рожке в сравнении с фортепиано, скрипкой, баяном. Тогда у нас на рожке хорошо никто еще не играл. А сегодня я горжусь нашим владимирским рожком. Сегодня это обычный музыкальный инструмент. Хотелось бы, чтобы рожок как можно шире звучал в народных оркестрах или хорах. Ведь это самый русский народный инструмент.
Мы стараемся, чтобы наш владимирский рожок звучал везде. Это наша цель. Если наши предшественники сохранили для нас эту народную музыку, то наша задача передать ее дальше нашим детям и внукам.
По словам учеников.
Знакомимся с учениками Александра Лебедева из ансамбля рожечников музыкального колледжа.
Максим Фадеев все четыре года в колледже занимается в ансамбле, где ему достался рожок-бас.
- Сначала не получалось. Нервничал из-за этого. К концу первого курса стало получаться. Сейчас рожок уже так полюбился, что не забудешь его и после колледжа, - говорит Максим Фадеев.
Максим Капусткин — первокурсник, тоже играет на басовом рожке:
- Первый мой басовый рожок был яблоневый, с большими дырками, на нем у меня не получалось хорошо играть. Потом дали мой, на котором я сейчас играю. На нем у меня уже настал прогресс. Занимаюсь только первый год. Очень нравится.
А вот первокурсник Семен Коньков начинал на рожке играть в детстве еще в студии «Русь» и музыкальной школе. Теперь возобновил этот опыт под руководством Александра Лебедева.
- Играть в коллективе - это совершенно по-другому, намного интереснее, чем когда один в классе занимаешься на рожке. И все-таки надо работать на инструменте самому как можно больше - без труда не выловишь и рыбки из пруда, - уверен Семен.
Али Исоев много лет учился игре на гитаре, а в колледже увлекся игрой на рожке.
- Меня привлекло живое природное звучание - что голоса, что рожка, - говорит он. - Играть на рожке то же, что и петь. Естественное живое звучание. Это просто завораживает, когда звучат сразу много рожков. Очень завлекательно!