Открывал чудо театра. Спустя годы вспоминать даже об игре актера приходится в основном по его фотографиям в образах и впечатлениям тех, кто видел его на сцене. Для заведующей литературной частью театра драмы Татьяны Лавровой именно спектакль с участием Ильбара Туйметова в юности открыл «непостижимое чудо театра»:
- Во Владимирский театр драмы я впервые попала в 1968 году, в восьмом классе ‑ во время коллективного культпохода. Смотрели современную пьесу о несбывшейся любви каких-то молодых строителей Транссиба, наверное… Спектакль впечатления не произвел и не запомнился. Сам театр драмы ‑ еще на улице Гагарина, тесноватый и душный, каким он был до реконструкции и вселения туда областного театра кукол, ‑ тоже. А вот в начале 9-го класса мы опять пришли туда массово на спектакль «Уступи место завтрашнему дню» по пьесе Виньи Дельмар. (Очень популярна была версия этой пьесы в театре Моссовета с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом в центральных ролях и под названием «Дальше ‑ тишина». Тем более что ее показывали и по телевидению.)
На этом спектакле я сидела на 29-м ряду, ведь до реконструкции зал в старом здании театра был протяженностью до стены, где сейчас парадный вход. И сцена с этого ряда выглядела как нечто нереальное, как экранчик крошечного телевизора. Но акустика была феноменальной. И свет. И, наверное, мое зрение. Поскольку я всю жизнь помню и вижу тот сногсшибательный спектакль со звучащей лейтмотивом оркестровой версией «Колыбельной» из «Порги и Бесс» Гершвина и с невероятно теплым, родным, бесконечно понятным стариком Купером, которого мне, 15-летней девчонке, было жалко не просто до слёз ‑ до разрыва сердца! Я так была потрясена спектаклем, его болью и безысходностью, трагической любовью двух разлученных сердец, что по окончании постаралась отделиться от одноклассников. И не поехала на троллейбусе. А пошла через полгорода по гололеду одна, пешком ‑ чтобы никто не мешал ещё пожить в ЭТОМ… Чтобы не расплескать непостижимое чудо театра, - рассказывает Татьяна Лаврова. - Потом мне довелось писать об этом спектакле в курсовой под названием «Мой первый спектакль». И получить «пятерку» с плюсом и одобрительно-изумлённый комментарий преподавателя. Да, это был для меня, по сути, первый спектакль, который в дальнейшем, видимо, тоже повлиял на мою судьбу. И лишь через несколько лет я узнала, что старика Купера играл тот же актёр, который в другом спектакле - «Валентин и Валентина» так сказал о любви в монологе Прохожего, что меня точно током «прошило»… «Кто это?! Кто?..» - кинулась я выяснять у своих спутниц. «Туйметов, - снисходительно ответили мне. - Ты его разве не знаешь?»
Званием не кичился. На рубеже 60-70-х годов во Владимире не знать о Туйметове позволительно в культурной публике было разве что юной зрительнице, только переступившей порог театра.
Это были годы расцвета и признания для Ильбара Юсуфовича - актера яркого комедийного и трагедийного дарования, уникального обаяния и искренности. За те 40 лет, что Ильбар Туйметов отдал Владимирскому театру, проходных ролей в его исполнении, пожалуй, и не найти.
В 1966 году он был удостоен звания заслуженного артиста России. А в 1973 году - первым во Владимирском театре стал народным артистом.
Завлит театра в 1988-2008 годах Валерий Ильич Канахин был другом Туйметова.
Он вспоминал: «Мне - да, полагаю, и никому - ни разу не доводилось слышать из уст Ильбара Юсуфовича: «Я - народный артист!» Он не только не кичился этим высоким званием, не стриг для себя с его помощью какие-либо купоны, но ему, как много раз я это замечал, даже не очень и по душе было, когда его так величали...»
Сын дипломата. Удивительно, но народный артист Туйметов даже не окончил никакого театрального учебного заведения. Только среднюю школу. Похоже, образование - личностное и профессиональное ему дала сама жизнь.
Сама биография семьи Туйметовых достойна того, чтобы по ее мотивам писать пьесы для театра или снимать кино.
Ильбар Туйметов родился 14 апреля 1923 года в Ашхабаде в семье сподвижника Фрунзе в установлении советской власти в Туркестане - Юсуфа Галяутдиновича Туйметова. Потом партия направила его работать в дипломатический корпус. Знаток всех тюркских языков и персидского, Юсуф Туйметов служил в представительствах СССР в странах мусульманского Востока ‑ Иране, Йемене, Саудовской Аравии...
В Москве Туйметовы жили в знаменитом доме на Кузнецком мосту, где их соседями были коллеги отца.
И вырос бы Ильбар в среде столичной дипломатической элиты, если бы отца не арестовали в декабре 1937 года. Вскоре Юсуфа Туйметова расстреляли. Для его вдовы и сына последовали конфискация имущества, бегство из столицы.
Отца реабилитировали в 1965 году. И единственный предмет из его конфискованного имущества, о котором жалел Ильбар Туйметов, была шашка, которую вручил отцу сам Фрунзе.
Из фронтовиков в актеры. Дальше была война. 18-летний Ильбар стремился на фронт. С ярлыком «сын врага народа» юношу не брали сражаться с врагом, зато мобилизовали в трудармию, где он оказался вместе с амнистированными уголовниками. И только оттуда уже в 1942 году Ильбару все-таки удалось попасть на фронт.
В боях под Сталинградом он был тяжело ранен. Так тяжело, что матери в Орск (родной город отца) пришла похоронка на сына. Мать не пережила этого удара. А работала она кассиром в драматическом театре. Когда комиссованный из армии молодой фронтовик приехал в Орск, он устроился рабочим сцены. Подрабатывал в массовках. Как-то ему предложили подменить заболевшего актера. Дебют оказался удачным. И рабочий стал актером - в Орске, в 1944 году.
Потом Ильбар Туйметов работал в театре Ногинска, где встретил своего первого театрального педагога Василия Васильевича Познанского, актера, режиссера, человека высочайшей культуры. Познанский оказал определяющее влияние на отношение Ильбара Туйметова, не имевшего диплома театрального вуза, к актерской профессии.
Не играл, а жил. С 1959-го и до конца Ильбар Туйметов оставался владимирским актером. Его запомнили очень образованным, эрудированным человеком, наделенным талантами художника, режиссера, педагога, блистательного, остроумного рассказчика и собеседника. Недаром Ильбара Юсуфовича любила молодежь, которую поражали его приветливость, уважительность, галантность.
До последнего дня Ильбар Юсуфович был верен принципам «старой школы». Без театра он жить не мог.
Как вспоминает Татьяна Лаврова, и в 77-78 лет Туйметов был предельно занят в репертуаре: «Давным-давно», «Смута», «Фрол Скабеев», «Горе от ума», «Слепые», «Женитьба Белугина», «Дикарь», «Верная жена» и другие спектакли шли с его участием. Даже его самые крошечные рольки запоминались зрителю. Может, потому, что он любил всех своих героев? Всех! И смешных, нелепых, вроде Градобоева в «Горячем сердце», где он дал волю фантазии и сочинил потрясающе смешной грим, оригинальную характерность; и прелестного нахалюги и проныры Аркашки Счастливцева в «Лесе» Островского.
И трагических ‑ для которых характерна была общая тональность - честность, доброта, порядочность, детская чистота помыслов, вера в высшую справедливость. Таких, как его пронзительно трогательный Василий Семёнович Кузовкин в «Нахлебнике» Тургенева, нежнейший Афанасий Иванович в «Старосветских помещиках» Гоголя или вольнолюбивый, гордый Старик в трагикомедии Булякова «Выходили бабки замуж», в которой Ильбар Юсуфович выступил в триединстве: «режиссер - художник - исполнитель центральной мужской роли»...
Ильбар Туйметов ушел из жизни 11 ноября 2000 года. Это уже достоверная дата его кончины после ошибочной, которую ему приписали на войне в 1942 году.
Но все равно остался жив в воспоминаниях преданных поклонников его таланта.