- Людмила Валерьевна, о чем свидетельствует появление государственных правозащитников в России?
- Институт Уполномоченного по правам человека был предусмотрен Конституцией России с 1993 года. То есть еще 30 лет назад. На мой взгляд, это признак зрелости и демократичности государства, которое обязуется восстанавливать нарушенные права и приносить извинения в тех случаях, когда эти права были нарушены.
- В регионах уполномоченные появились в разные годы. Как это происходило у нас? Трудно было вам стать первой в этой должности?
- Закон об Уполномоченном по правам человека во Владимирской области датирован 9 июля 2013 года. Через несколько месяцев, в самом конце ноября, решением Законодательного Собрания я была назначена на эту должность.
Вспоминаю немного курьёзный и одновременно грустный случай. Когда я вышла с заседания Законодательного Собрания, кроме самого решения, не было еще ничего, что позволяло бы сразу начать работать. Но средства массовой информации транслировали то заседание, и люди уже узнали о моем назначении. И вот мне поступает первый звонок: «Мы прочитали, что вы сейчас назначены Уполномоченным по правам человека. Где вы проводите прием?» А мне и ответить-то нечего. Я в тот момент стою на остановке, жду общественный транспорт... Потому что, собственно говоря, кроме депутатского голосования ещё ничего не состоялось, не было пока даже бумаги о назначении меня на должность.
Почти три месяца у меня заняла работа по организации государственного органа. С нуля! Это означало разработать первоначальный пакет документов, подать его на регистрацию. Создать рабочие условия: подобрать помещение, причем такое, чтобы оно было удобным и доступным для жителей, в том числе приезжающих из районов области. Закупить необходимое оборудование, подобрать первоначальный штат юристов. (Тогда в аппарате у нас было всего три человека.)
Когда уполномоченный вступает в должность, он всегда приносит клятву о том, что в своей деятельности будет руководствоваться не только нормами законов, но и голосом совести и справедливости. Эту клятву я принесла немного позднее, когда уже госорган был создан и появилось понимание, где мы будем вести прием обращений граждан. А разместились мы во Владимире, на улице Луначарского, 3, офис 205.
Клятву я принесла на заседании Законодательного Собрания в конце января 2014 года. А с середины февраля мы начали приём первых заявителей. И это тоже был очень сложный и интересный период.
- А каковы особенности статуса уполномоченного?
- Уполномоченный и его аппарат - уникальный государственный правозащитный орган. Уполномоченный не может никого наказать, отменить судебное решение или приговор. Вмешиваться в деятельность иных органов власти я тоже не имею права. Поэтому мой главный инструмент это - слово и убеждение. И для того чтобы восстанавливать права, мне с самого начала нужно было наладить взаимодействие со всеми органами власти, чтобы они тоже понимали, кто такой уполномоченный и почему он вдруг обращается в защиту прав конкретного заявителя. Приходилось объяснять функционал этого правозащитного института, что тоже занимало достаточно большое время.
Но за десять лет всё у нас сложилось! И я благодарна всем органам власти за то, что мы выработали наши траектории взаимодействия. Сегодня все ответственные лица прекрасно понимают, что, если к ним обращается уполномоченный, значит, на этот вопрос нужно обратить самое пристальное внимание.
А для граждан Уполномоченный по правам человека - дополнительная возможность, в первую очередь, провести, скажем так, юридический аудит, проверку сути своего вопроса. Ведь уполномоченный — это механизм досудебного разрешения ситуации. И уж только если в итоге ничего не получается, конечно, приходится обращаться в суд. А сначала много сил уходит на то, чтобы понять юридические тонкости конкретной проблемы.
Поэтому лучше всего, когда гражданин не просто пожалуется мне на нарушение прав, но и приложит документы, подтверждающие, что он попытался самостоятельно восстановить нарушенные права в административном или судебном порядке. И я обязательно изучаю эти документы. Впрочем, если человек только планирует начать путь к восстановлению нарушенных прав, то я и коллеги из аппарата уполномоченного обязательно подскажем - даже просто по телефону, – с чего начать и правильно ли человек действует.
Задача у меня триединая: во-первых, понять суть обращения, переведя его на юридический язык, во-вторых, поддержать человека любыми возможными способами и, в-третьих, помочь – не только словом, но и делом.
А сфера моей деятельности — это вся 2-я глава Конституции России, в которой указаны личные, социальные, экономические, политические права человека.
- Те самые права человека, которые превыше всего?
- Да, и для меня нет разницы, обратился ли ко мне гражданин России, житель Владимирской области или другого региона, иностранный гражданин или человек без гражданства. Допустим, человек проездом находится во Владимирской области и столкнулся с какой-то проблемой, когда его права были нарушены именно организациями, которые располагаются на территории нашего региона.
Конечно, мы тесно работаем с моими коллегами - уполномоченными не только по России, но и в зарубежных странах.
- Как шло у жителей области узнавание, кто такой Уполномоченный по правам человека?
- Конечно, узнавание происходило со временем. Кто-то рассказал о нас знакомым после того, как обратился сам и получил поддержку. Помогли наши выезды в муниципалитеты и учреждения, прием граждан, разъяснения. Если в 2014-м мы начинали примерно с 800 обращений в год, то в 2022-м ко мне поступило почти 5,5 тысячи обращений - письменных и устных.
Всего более 32 тысяч обращений поступило к уполномоченному за десятилетие, из них более чем в четырех тысячах случаев удалось восстановить нарушенные права. В разные годы превалировали обращения по разным видам прав. В последние годы в тематике обращений преобладают социальные права.
- Кто помогает справиться вам с этим валом обращений? Опишите в целом качества сотрудников аппарата уполномоченного.
- Сегодня рядом со мной работают удивительные люди, делающие всё возможное и невозможное, чтобы помочь обратившимся. Вначале численность аппарата была всего три человека, сейчас у нас работают 12 человек, в числе которых 9 юристов. Это специалисты по детству, по уголовному праву, по экономическим и социальным правам и другим. При этом каждому из наших юристов нужно знать целый свод законодательства, быть универсалами. Узкой специфики у нас мало. Иногда одна проблема человека тянет за собой как снежный ком другие.
Тяжело бывает даже в моральном плане, потому что хорошие сигналы к нам не поступают. Люди всегда приходят с бедами, с болью, со слезами. Надо помочь человеку разобраться в комке юридических проблем, выслушать его, поддержать, обнадёжить в том, что он не один и мы обязательно поможем. Конечно, не каждый сможет в нашем аппарате работать.
Поэтому я благодарна всем коллегам за то желание помогать людям, с которым они каждое утро приходят на работу.
Хотела бы обратиться ко всем читателям: если вы столкнулись со сложной жизненной ситуацией, достаточно просто позвонить в аппарат Уполномоченного по правам человека и получить правовую помощь. Наш телефон: (4922) 53-11-31.