Экономика.
Свое выступление перед журналистами Дмитрий Наумов начал с обзора экономических показателей.
За первое полугодие городскими предприятиями отгружено товаров и услуг на 88,2 млрд. рублей, что практически на 15% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Поэтому в целом тренд положительный.
Важным показателем глава считает среднюю заработную плату в городе. В первом полугодии 2023 года она составила 61,9 тысяч рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 16,8%.
- Это дает надежду на то, что квалифицированные кадры, молодежь начнут постепенно заинтересовываться нашими предприятиями и в большем количестве оставаться работать здесь, - полагает Дмитрий Наумов.
Задача состоит и в том, чтобы не только удержать активное население, но и создать условия для тех, кто хотел бы переехать во Владимир и вносить вклад в развитие города.
Доходы городского бюджета за 9 месяцев этого года составили более 8,4 млрд рублей, а прошлого - около 8 млрд. То есть заметно существенное увеличение доходной части бюджета.
Снижение муниципального долга в этом году произошло более чем на 42 млн рублей, а в прошлом лишь на 28 млн. руб. И это только бюджетные кредиты, а не коммерческие.
Общий объем инвестиций в основной капитал предприятий составил за первое полугодие 2023 года 14,3 млрд рублей, рост более чем на 20%.
По словам главы города, за новых инвесторов Владимир конкурирует с Собинским районом и другими территориями, где размещаются крупные производства.
- Нам есть что предлагать инвесторам, но мы должны четко понимать, что развитие инвестиционной привлекательности несет и отрицательные моменты. Заход крупного инвестора может привести к тому, что действующие предприятия могут лишиться определенного количества квалифицированных кадров. Поэтом здесь палка о двух концах. Политику привлечения инвесторов надо проводить аккуратно, - считает Дмитрий Наумов.
Дороги.
Одна из проблем состоит в том, что имеющиеся городские дороги «не вывозят», как выразился Дмитрий Наумов, тот объём транспорта, который есть сегодня.
Причем, Лыбедская магистраль и Рпенский проезд, по словам мэра, были указаны разработчиками Генплана Владимира еще в 70-е годы. Так что развитие городской дорожной сети необходимо.
Согласована установка светофора на перекрестке на М-7 у микрорайона Веризино. Кроме того, начнется проектирование выезда на М-7 через ул. Гастелло. Все это для того, чтобы разгрузить пересечение федеральной трассы с дорогой на Юрьев-Польский.
Для разгрузки проспекта Ленина город планирует вернуться к разработке проекта связки улиц Нижняя Дуброва и диктора Левитана». Увод части транспорта с проспекта прорабатывается и на ул.Новоямскую.
Тем временем по нацпроекту выполнен ремонт 9 км дорог, по другим программам -дорожные работы идут в Юрьевце и Пиганово.
Но порой подводят подрядчики, как при ремонте на Вокзальном спуске и улице Карла Маркса.
Общественный транспорт.
Решение проблем общественного транспорта, на работу которого много нареканий у горожан, идет непросто, признает Дмитрий Наумов.
С одной стороны, город впервые за многие годы приобрел 100 автобусов и 4 троллейбуса.
С другой стороны, глава города отметил:
- Хотелось бы более оперативно выходить из сложившейся ситуации. В начале года на линии выходило 90% необходимого общественного транспорта. К маю-июню мы вышли на уровень более 90%, а сегодня по разным причинам мы опять скатились на 80%.
Среди причин: плохое состояние ряда дорог (например, в Мосино), изношенность автобусного парка, часть которого проходит капитальный ремонт.
Необходимо решить системную проблему с привлечением новых водителей автобусов, повысить зарплату для них.
На вопрос, почему приходится подолгу ждать автобуса, например, в Энергетике, глава города ответил, что не все маршруты обслуживает муниципальный «Владимирпассажиртранс». А у частных перевозчиков выходят на линии порой лишь 30-40% необходимого транспорта. Приходится подключать прокуратуру, применять штрафные санкции, чтобы частники выполняли свои обязанности по перевозке пассажиров.
Образование.
В сфере образования глава подчеркнул проблему неравномерного распределения детей по городу. В одних микрорайонах их количество превышает возможности учебных заведений. Пришлось даже открыть вторую смену в новой школе в Коммунаре. А в других территориях школы заполнены учениками лишь на 70 процентов. Такая же ситуация с детскими садами.
- Сейчас рассматриваем вместе с губернаторам разные варианты, как можно решать эту проблему. Одно из направлений – возведение пристроек к существующим школам за счет областных средств. Сейчас делаем анализ, насколько это будет эффективно, - сказал Дмитрий Наумов.
Стоит задача также обеспечить достойное качество питания детей в школах. Выявлен ряд нарушений. Даны две недели на исправление ситуации. Организациям, взявшим на себя кормление детей в школах, за нарушения грозит ответственность вплоть до расторжения контракта.
«Колоссальные вложения», по словам Наумова, необходимы для капитального ремонта школ и детских садов. Например, особых усилий требует приведение в надлежащее состояние школы №1, чтобы дети могли нормально заниматься. Большая надежда у города на областное правительство, которое привлечет больше федеральных средств.
И все это на фоне дефицита учительских кадров. На вопрос «ВВ», каким цифрами он измеряется, и как власть в городе намерена решать эту проблему, Дмитрий Наумов ответил:
- По данным управления образования, в школах не хватает 180 учителей. Это много. Наши педагоги могут заменить и двух, и трех коллег, но нагрузка в разы превышает норму и становится все тяжелее с увеличением возраста учителей.
Подготовка и привлечение кадров - задача №1 для управления образования. Идет поиск путей решения проблемы. По словам Дмитрия Наумова, в подготовке кадров может помочь институт наставников, который был анонсирован Президентом России, указы о повышении зарплаты, снятие несвойственной педагогам нагрузки, увеличение набора студентов в Пединститут ВлГУ.
- Уже есть тенденция привлечения молодежи в школу. Учительская профессия становится более привлекательной. Престиж профессии учителя растет, - считает Дмитрий Наумов.
Очистка города зимой
Проблему зимнего содержания города по итогам прошлой зимы Дмитрий Наумов назвал «больной».
- С целью решения этой проблемы мы создали единое учреждение на базе ЦУГД, объединив ряд организаций, чтобы уйти от пересечения зон ответственности. Прошлой зимой получалось так, что одну и ту же территорию, например, Центр города, убирали 3-4 организации. И каждая убирала свой участок, а в итоге снег тупо переваливали с одной территории на другую, - отметил мэр.
По словам главы города, в рамках одной организации сейчас идет оптимизация количества техники, в том числе вновь приобретенной, и личного состава работников.
Также Дмитрий Наумов намерен решить застарелую проблему очистки от снега проездов между дворами, уборку которых часто упускали из виду. Об этом тоже спросили «ВВ». По словам мэра, если управляющие компании не будут справляться, им поможет муниципальная организация со своей новой техникой.