Анастасия Старчак - выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Она преподаватель Владимирского областного музыкального колледжа им. А.П. Бородина, обучает студентов игре на гуслях.
Антон Пахомов - руководитель мужского хора Спасо-Евфимиева монастыря, выпускник Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки по специальности «хоровое дирижирование», лауреат всероссийских и международных конкурсов. Он автор духовной программы «Поющие фрески» и историко-просветительской (образовательной) программы «История Суздаля в песнопениях». Мужской хор Спасо-Евфимиева монастыря много лет работает во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и является главным хором Суздальского благочиния.
В январе этого года музыканты реализуют уникальный для Владимирской области проект, в котором можно будет услышать сочетание мужских голосов и звучания древнейшего русского инструмента. В концертной программе будут исполнены духовные стихи, рождественские песнопения, старинные романсы, а также советские и классические произведения в оригинальных обработках.
Как и кому пришла такая необычная идея? Журналист «ВВ» встретился с Антоном и Анастасией.
- Это абсолютно новый формат нашей творческой коллаборации, - говорит Антон Пахомов. - Взаимодействие мужских голосов и такого древнего русского инструмента, как гусли, мне видится в разных плоскостях, но не одна из них не подразумевалась как примитивный аккомпанемент гуслей для хора. В каких-то произведениях я делал обработки, чтобы гусли вторили нам или давали определенный инструментальный фон. А в каких-то произведениях гусли дополняют один из голосов, который добавляется к общей звуковой палитре. Получается, Анастасия - полноценный участник нашего хора.
- А кому пришла такая идея?
- Проявила инициативу Анастасия. Мы встретились с ней на одном из проектов в Суздале. Слава богу, мы ее поддержали, и это вылилось в такой интересный проект. Уверен, это только начало и наше сотрудничество продолжится. Я вижу в этом огромное творческое поле, где и хор чувствует себя гармонично, и гусли очень хорошо сочетаются с голосами. И это удивительно! Хотя, не скрою, изначально отнесся к предложению Анастасии скептически. Всю жизнь я считал, что гусли - это простой, если не сказать примитивный, инструмент. Но Анастасия своим профессиональным подходом и душевным отношением к своему инструменту развеяла этот миф.
Анастасия Старчак рассказала корреспонденту «ВВ», что любовь к гуслям к ней пришла не сразу, поскольку первоначальное образование она получила по классу аккордеона и народного вокала. Ее смогла увлечь талантливый педагог, профессор РАМ им. Гнесиных, заслуженная артистка России Любовь Жук, которая известна как выдающийся деятель отечественной народно-инструментальной культуры и активный популяризатор этого инструмента. (К сожалению, несколько лет назад Любови Яковлевны не стало. - Прим. ред.)
Выбор гуслей для исполнительницы стал судьбоносным, ведь профессиональных гусляров в нашей стране крайне мало, что открывает широкие возможности для развития академического гусельного инструментального исполнительства.
В 2017 году Анастасия вернулась из Москвы на свою малую родину, во Владимир, и теперь развивает академическое гусельное направление в нашей области, передавая свое мастерство воспитанникам Владимирского областного музыкального колледжа им. А.П. Бородина и учащимся Детской музыкальной школы при колледже. И, разумеется, выступает с концертами на различных площадках, причем как сольно, так и в сопровождении оркестров.
- Я уже не представляю себя без этого инструмента. Гусли - будто часть моего организма. У меня есть планы открыть класс гуслей и в других детских музыкальных школах и школах искусств нашего региона. К этой работе могут подключиться мои воспитанники, которых с каждым годом становится всё больше, - поделилась своими задумками Анастасия.
Как уже было отмечено, Анастасия Старчак своими выступлениями развенчивает мифы, что гусли - инструмент простой. Это происходит в том числе и благодаря обогащению репертуара произведениями современных композиторов, которые учитывают специфику гуслей, их приемы игры.
- Я играю на семнадцатиструнных гуслях. Это профессиональный академический инструмент. Диапазон - от си малой октавы до ми третьей октавы. Механика гуслей позволяет повышать звучание струны на полтона вверх, делая инструмент хроматическим, то есть можно извлекать все двенадцать полутонов в пределах октавы, что дает возможность исполнять даже очень сложные произведения, - пояснила Анастасия.
- А классическую музыку можно исполнять на гуслях?
- Да! Мой студент готовится исполнять произведение Вивальди из «Времен года». Композитор Елизавета Панченко сделала переложение. Это смелый шаг, но мы попробуем. На гуслях хорошо звучат скрипичная музыка, сонаты Скарлатти, тот же Вивальди, музыка эпохи Барокко.
Как призналась Анастасия, в период профессиональной деятельности в Москве ей приходилось исполнять немало программ с капеллой Вадима Судакова, с мужским хором Сретенского монастыря и другими творческими коллективами. Вернувшись во Владимир, она решила внедрить этот опыт у нас.
Следите за афишами, и в самое ближайшее время вы сможете оценить творческий эксперимент владимирских музыкантов.