Наши корреспонденты дважды выезжали на место – в ноябре и январе, чтобы своими глазами увидеть ситуацию, – и ни разу им не удалось «застать» ни один подъемник в рабочем режиме.
Владимиру Ивановичу 78 лет, а супруге, которая передвигается с помощью костыля, – 75, и они оба не могут преодолеть надземный пешеходный переход. Автобусная остановка находится буквально в нескольких метрах от дома пары, поэтому съездить в сторону Москвы – вполне возможно, а вот вернуться обратно – задача уже со звездочкой. Пожилому мужчине приходится вызывать такси и отдавать за услугу по 400 рублей.
- Раньше были зебра и светофор, а сейчас двухэтажное здание поставили. Даже не просто инвалидам, а пожилым людям тяжело подниматься! Даже следов нет, чтобы кто-то ходил, не расчищено от снега. Очень много жителей, которые нуждаются в таком переходе. Моя соседка на двух костылях, но у нее сын с машиной, а у нас дети живут в других населенных пунктах, - вздыхает мужчина.
Альтернативный вариант перехода с противоположной стороны подразумевает опять же дополнительную трату денег, времени и сил:
- Нам сейчас с супругой надо ездить в областную больницу во Владимир. Мы здесь не можем перейти на ту сторону. Жена говорит так: «Мы сядем здесь, доедем до Собинки, где сядем на другой на автобус, приедем во Владимир». 70 рублей за место, и до Владимира еще ехать. Как ездим за продуктами? Здесь садимся, едем до Лакинска. Там только выходишь - сразу магазин «Магнит». Назад я сажусь в Лакинске на автостанции на 101-й кольцевой автобус, он меня по всему Лакинску прокатывает и привозит на ту сторону. Я выхожу и пересаживаюсь на 164-й, и потом вот здесь раньше поднимался, а сейчас не поднимаюсь. Небольшой магазин в Ворше есть, но аптеки нет. Раньше была, но закрылась, - рассказал Владимир Братухин.
Первый раз мы выехали на место и осмотрели проблемный пешеходный переход в конце ноября. Наш собеседник продемонстрировал алгоритм вызова подъемника. Судя по правилам пользования, должен гореть зеленый индикатор, означающий, что платформа стоит на месте, или красный – нужно дождаться спуска платформы. В момент нашего первого осмотра индикаторы не горели вообще, то есть попросту не работали. Владимир Иванович отметил, что в октябре система запускалась нажатием на кнопку вызова диспетчера, который, видимо, включал ее вручную. Однако нам никто так и не ответил. На инструкции указан также номер телефона диспетчерской службы – дозвониться по нему не удалось.
- Звонок бесплатный и бесполезный! – констатировал Владимир Братухин. – Здесь есть видеокамеры, диспетчеры видят, кто стоит. Они меня уже даже узнавали. Позвоню, они уже спрашивают, открывать ли мне двери, – поделился пенсионер.
К слову, такими платформами и лифтами оборудованы не все надземные переходы. Например, в соседних деревнях Демидово и Конино установлены упрощенные конструкции.
– Почему не предусмотрены лифты? Там же живет не молодежь, она уже вся уехала в Москву и Владимир. Здесь старики одни остались, – считает Владимир Иванович.
Когда мы возвращались к дому пожилой пары, встретили еще одну семью.
75-летняя Елизавета Васильевна Молодых согласилась со своим односельчанином и тоже пожаловалась на неработающую платформу:
- На этом подъемнике мы в жизни не ездили, он постоянно не работает! С противоположной стороны еще кое-как да работает, но в морозы кнопка не нажимается. В этот раз ступеньки хоть почистили, а то снег выпал - такие снежные кучи, не пройдешь.
Далее в тот день мы проехали по трассе М-7 в направлении Лакинска, и нам попалось еще несколько модульных переходов. Некоторые исковерканы вандалами до такой степени, что вырваны электрические контакты, а платформа покрывается коррозией. Ступени, ведущие к лифту, вовсе не почищены. По возвращении обратно во Владимир мы убедились, что на подъезде к городу подъемники тоже не функционируют должным образом.
Попытка разобраться.
После увиденного наша редакция направила запрос в ФКУ Упрдор «Москва – Нижний Новгород». Нас интересовал ряд вопросов: по какой причине диспетчер не отвечала на вызовы человека, который нажимал на кнопку вызова кабинки модульного перехода; когда в последний раз проводилось техническое обслуживание платформ и лифтов на данных надземных переходах в Собинском районе; и, главное, сколько средств ежегодно выделяется на обслуживание модульных надземных переходов во Владимирской области, какая часть суммы идет именно на лифты и платформы для маломобильных граждан?
Развернутый ответ от Упрдора пришел 8 декабря. В нем говорится, что с 1 декабря из-за нагрузки проводится перенастройка основного серверного оборудования, поэтому подъемные платформы отключили. Сразу возникает вопрос: а почему они не работали до этой даты? Мы своим визитом перегрузили серверы? Также прилагаем ответ на наш запрос полностью:
«Подъемные платформы в надземных переходах на трассах М-7 «Волга» и Р-132 «Золотое кольцо» (в г. Владимире) предназначены только для категории маломобильных граждан, в число которых входят в том числе граждане с ограниченными возможностями здоровья, с детьми в колясках. Допускается также использование оборудования пожилыми людьми.
Воспользоваться платформой можно следующим образом. Пользователь вызывает платформу и ожидает, когда она прибудет. Далее он нажимает на кнопку связи с диспетчером. Диспетчер у себя на мониторе видит, кому необходимо воспользоваться платформой, и активирует оборудование. Подробная инструкция размещена на входных группах и внутри кабины. В случае возникновения сложностей пользователи всегда могут обратиться по номеру диспетчерской, который указан непосредственно на переходах.
В случае получения информации о неисправности на место немедленно выдвигается инженер или дежурная бригада. В подавляющем большинстве таких ситуаций выясняется, что они связаны с неправильным использованием системы управления платформами – пользователи нажимают кнопку «аварийной остановки» (она подписана). Пока кнопка нажата, платформа не двигается до момента её возвращения в положение, разрешающее движение. Возможны также ситуации с отключением электроснабжения, перебоями в интернет-соединении из-за качества связи на территории или погодных условий. После его возобновления оборудование перезагружается.
Проверка работоспособности оборудования надземных пешеходных переходов проводится регулярно: плановая – не менее двух раз в неделю; по сигналам о неисправности – незамедлительный выезд. По ссылке видео https://disk.yandex.ru/d/NCNDI-ol0vbUkg с такой проверкой переходов на км 160+079 и км 160+700 в Ворше вечером 29 ноября и утром 30 ноября. Работоспособность в этот период подтверждена в том числе логами соединений с диспетчером по мобильному интернет-соединению.
Обслуживание надземных переходов как объектов дорожной инфраструктуры включено в единый государственный контракт на текущее содержание федеральной автодороги М-7 «Волга» в пределах Владимирской области на 2023-2025 гг. Его выполняет победитель открытых конкурентных процедур - АО «ДЭП 7» (генеральный подрядчик). С подробными сведениями вы можете ознакомиться на портале Госзакупок.
В последнее время наблюдается повышенная нагрузка на серверное оборудование, которое обеспечивает связь с диспетчерами и удаленное управление подъемными устройствами. Для повышения устойчивости и минимизации случаев отключения подрядная организация в настоящее время выполняет усовершенствование и перенастройку основного серверного оборудования. С 1 декабря и до завершения работ подъемные платформы во всех надземных переходах отключены.
Что касается «торчащих проводов», то на указанном вами участке в настоящий момент вызывные панели отсутствуют только в надземных переходах на км 153 и км 155 в Лакинске. Здесь ведется замена периферийного оборудования.
Кроме того, оборудование подъемных платформ часто используется не по назначению. Факты незаконного вмешательства в работу платформ прилагаем https://disk.yandex.ru/d/NCNDI-ol0vbUkg.
Дополнительно отметим, что подъемные платформы не предназначены для перевозки грузов. Не нужно силой открывать двери, чтобы попасть внутрь. Их частое использование не по назначению ведет к ускоренному износу механизмов и сокращению срока службы. Техобслуживание и замена элементов оборудования тоже занимает определенное время. В этот период платформы не работают, ими не могут пользоваться граждане, которым этим платформы действительно жизненно необходимы».
Владимир Братухин накануне направил обращение по теме переходов уполномоченному по правам человека во Владимирской области Людмиле Романовой. Ему ответили, что сообщение перенаправлено в местное отделение прокуратуры и в Упрдор.
Три года назад пенсионер с помощью прокуратуры смог решить проблему хотя бы в своем населенном пункте – подъемник подключали по звонку диспетчеру. Работал какое-то время, но в начале ноября все прекратилось, рассказал мужчина.
За разъяснениями ситуации «ВВ» обратились к предприятию «ДЭП №7», которое непосредственно исполняет государственный контракт по содержанию автомобильной дороги М-7 «Волга» и ее инфраструктуры во Владимирской области, в том числе надземных переходов. Начальник ЦУП АО «ДЭП №7» Михаил Кокорин заявил, что инженерной и диспетчерской службой их предприятия в ноябре не подтверждено отсутствие работоспособности НПП в Ворше.
Далее приводим полный ответ:
«Начиная с декабря в связи с кратно возросшей нагрузкой на серверное оборудование, которое обеспечивает связь с диспетчерами и удаленное управление подъемными устройствами, выполнялись его усовершенствование и перенастройка. Часть механизмов переходов и элементов системы управления – иностранного производства. Их поставки в РФ прекращены. Потребовалось время на поиск и выбор подходящих аналогов от других производителей, которые присутствуют на рынке. В данный день и час платформы на НПП на км 160+097 и на км 160+700 находятся в исправном и рабочем состоянии. При этом на НПП км 160+700 проводились дополнительные работы на подъемном механизме, который без движения замерз при последних морозах. Обращаем внимание, что при температуре -15℃ и ниже работа подъемных платформ приостанавливается согласно требованиям к эксплуатации от изготовителя.
Остановки в эксплуатации возникают в том числе из-за отключения подачи электричества. Такие ситуации приводят к необходимости заново настраивать оборудование в ручном режиме. Кроме того, на данном участке слабый уровень сигнала мобильной связи, что периодически приводит к разрыву соединения с диспетчерской и удаленному управлению. Оборудование дополнено необходимыми усилителями, стабильность канала связи обеспечена.
На представленных НПП в г. Лакинске планируется замена оборудования в связи с истечением срока эксплуатации данных систем. Оборудование находится в зоне агрессивной среды (противогололедные материалы) автомобильной дороги, наблюдается повышенная скорость коррозии материалов».
После новогодних праздников пенсионер снова обратился в нашу редакцию. По его словам, ситуация совершенно не сдвинулась с места. Мы снова выехали в Воршу, но в этот раз с командой «Народного фронта». Возле шахты лифта мы теперь обнаружили заботливо вывешенную бумажку с объявлением о проведении технических работ, но вообще без указания сроков: не обозначены ни начало, ни конец их проведения. Тропы к переходу для маломобильных граждан нет, она полностью завалена снегом. Похоже на то, что и сами жители уже отчаялись и просто никому не верят и ничего не ждут.
– Мужчина не может перейти дорогу возле своего дома, так как не работают надземные пешеходные переходы. Пенсионер имеет инвалидность второй группы, а его жена третью группу инвалидности. Они не могут сходить ни в аптеку, ни в магазин. Им приходится вызывать такси, чтобы переехать на другую сторону дороги. К сожалению, не удалось связаться ни с одной инстанцией, которая может помочь с этой проблемой. Мы будем обращаться в прокуратуру, – резюмировала Юлия Варакина, эксперт «Народного фронта» во Владимирской области.
Активисты ОНФ убедились, что буквально по всей близлежащей трассе подъемники для людей с ограниченными возможностями здоровья не работают. «Народный фронт» обратился в прокуратуру и добивается ремонта и обслуживания лифтов. К слову, с момента нашего последнего выезда (в конце ноября) Братухин получил ответ от прокуратуры. Представители надзорного ведомства подтвердили факт неработающих подъемников и внесли представление в адрес директора ФКУ Упрдор «Москва - Нижний Новгород».
По словам Владимира Ивановича, через подобные надземные переходы передвигаются жители нескольких близлежащих деревень.
– Скоро выборы, как пенсионеры смогут добраться до избирательных пунктов? – задается вопросом собеседник.
Отметим, что во Владимире жители тоже столкнулись с проблемой неработающих подъемников. Ранее мы писали, что сотрудники надзорного ведомства проверили все 11 надземных переходов в черте областного центра на федеральной трассе М-7. В нерабочем состоянии оказались два. На момент проверки не функционировали платформы у дома № 2 на ул. Зои Космодемьянской и у дома № 17 на ул. Куйбышева. Проверяющие отправили в ФКУ Упрдор «Москва - Нижний Новгород» представление об устранении нарушений, оно было проигнорировано. Тогда прокуратура подала иск в суд и выиграла его. По требованию надзорников на дорожное ведомство возложена обязанность привести подъемники в рабочее состояние. Решение суда в законную силу еще не вступило, вопрос остается на контроле проверяющих.
Как должно быть.
Модульные переходы играют важную роль в повышении уровня безопасности дорожного движения – разведение в разные уровни транспортных и пешеходных потоков. На сайте ФКУ Упрдор «Москва – Нижний Новгород» опубликованы итоги работы по безопасности дорожного движения в 2022 году. Так, на федеральной автодороге М-7 «Волга», общая протяженность которой во Владимирской и в Нижегородской областях составляет 468 километров, зафиксировано снижение всех показателей аварийности. Общее количество ДТП в этих регионах по сравнению с предыдущим годом сократилось на 11,5% – с 477 до 422. На 22,5% уменьшился показатель тяжести последствий происшествий. Количество погибших в ДТП снизилось на 29% – с 117 до 83, пострадавших на 4,5% – с 623 до 595. Данные цифры подтверждают планомерное снижение количества происшествий за последние 5 лет. К примеру, в 2017 году на М-7 «Волга» в этих субъектах произошло на 30% больше ДТП – 597. В результате происшествий погиб 121 человек, еще 833 пострадали.
В разрезе регионов цифры выглядят следующим образом. Во Владимирской области ДТП на М-7 «Волга» стало меньше на 10,3% (2022 г. – 227, 2021 г. – 253), количество пострадавших в них сократилось на 4,7% (2022 г. – 302, 2021 г. – 317), а погибших на 42,2% (2022 г. – 37, 2021 – 64).
Действующие наземные переходы обустраивают по современным стандартам безопасности: устанавливается освещение, повторители сигналов, дублирующие знаки со светодиодной подсветкой, двухсекционные импульсные светофоры Т7 для привлечения внимания. В перспективе на четырехполосных участках дороги разноуровневые пешеходные переходы должны полностью заменить обычные зебры. При условии, что все они в рабочем состоянии, конечно, а не бутафория.
К слову, Упрдор своими странными ответами на запросы, мало соотносящимися с действительностью, добился пока одного: на проблему обратил внимание губернатор Владимирской области. На встрече с главными редакторами региональных СМИ в редакции «Владимирских ведомостей» Александр Авдеев прокомментировал ситуацию и предложил вариант, как выйти из трудностей, если они действительно временные. Глава региона предложил, пока переходы проходят техническое обслуживание, использовать социальные службы для перевозки маломобильных людей и задействовать волонтеров для помощи.
Как объяснила директор Комплексного центра социального обслуживания населения Собинского района Светлана Зотова, есть три варианта услуг. Первый – мобильные бригады для доставки лиц старше 65 лет, которые проживают в сельской местности, в учреждения здравоохранения. В распоряжении центра четыре автомобиля – два из них как раз по такому целевому направлению. Владимир Братухин в прошлом году так добирался на диспансеризацию и вакцинацию.
Второй вариант – социальное такси. За 2023 год мобильные бригады перевезли в медучреждения более 1300 жителей Собинского района. Заказать это такси можно приблизительно за 2-3 дня, однако услуга платная: на данный момент километр стоит 13 рублей. Доставку осуществляют к социально значимым объектам – в аптеки, Пенсионный фонд, но не в магазины (разве что по пути). Третий выход из ситуации – социальный работник, который будет покупать продукты и медикаменты.
Кстати, 16 января стало известно, что привести подъемные платформы на надземных пешеходных переходах в Ворше в рабочее состояние потребовала прокуратура. По результатам ее проверки директору ФКУ Упрдор «Москва - Нижний Новгород» внесено представление. Фактическое устранение нарушений взял на контроль Собинский межрайонный прокурор.