По словам министра государственного регулирования цен и тарифов Марии Новоселовой, более 90 % многоквартирного жилого фонда в области уже оборудовано счетчиками тепловой энергии. В текущем сезоне переход на оплату отопления «по факту», то есть по схеме «1/7», состоялся в 12 муниципальных образованиях – во Владимире, Радужном, Камешкове, Собинке, Юрьев-Польском, поселке Городищи Петушинского района, сельских поселениях Брызгаловское и Вахрамеевское Камешковского района, Красносельское и Небыловское Юрьев-Польского района, Березниковское Собинского и Григорьевское Гусь-Хрустального районов. Остальные муниципальные образования перейдут на фактическую оплату с начала отопительного периода 2024-2025 годов.
Новоселова напомнила жителям, что у них есть право обратиться в ресурсоснабжающие организации за рассрочкой платежа. Такая услуга доступна потребителю, если платеж превышает на 25 % начисленный размера платы за коммунальную услугу за расчетный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Можно оформить рассрочку на срок до 12 месяцев с начислением процентов в размере ключевой ставки, увеличенной на 3%.
Спикеры обратили внимание на отдельные инциденты ненадлежащей поставки ресурса в многоквартирные дома в начале этого года. Во всех случаях пообещали перерасчет. Поскольку январь очень холодный, те, кто оплачивает услугу по прибору учета, могут столкнуться с повышением тарифа, ведь ресурса было затрачено больше. Потребители, которые платят по нормативу, не столкнуться с повышением в следующем месяце.
Начальник Инспекции государственного жилищного надзора Елена Андреева озвучила цифры скорректированной платы за отопление по области. По предварительным данным сумма составит 307,2 млн рублей в сторону снижения платы и 153 тысячи рублей – в сторону доначисления платы. Такая «минусовая» корректировка объясняется тем, что 2023 год был теплее, чем 2022-й, и отопительный период в прошлом году был короче, чем годом ранее.
Перерасчет может быть также выполнен в связи с некачественной коммунальной услугой, если температура воздуха ниже 18 градусов, в угловой квартире – ниже 20 (в ночное время падение температуры по закону может варьироваться до 3 градусов). Для того, чтобы зафиксировать холод в квартире, нужно обратиться в УК, которая вместе с РСО должна установить факт падения температуры и составить акт. Если не получается добиться результата – следует обратиться в ГЖИ. Заявки, которые касаются отопления, там рассматривают в оперативном порядке.
Если теплоноситель перестает поступать в помещение при аварии, имеет значение количество часов, когда было ограничение отопления. Этот момент фиксируется в журнале регистрации РСО. В первую очередь нужно звонить в аварийно-диспетчерскую службу УК. Перерасчет будет произведен и тем, у кого есть общедомовой счетчик, и тем потребителям, которые платят по нормативам.
Андреева объяснила, при каких обстоятельствах проводится перерасчет за вывоз ТКО. В зимний период, если температура воздуха ниже -5 градусов и больше, мусор вывозят не реже одного раза в трое суток. Если отходы вывозят реже, то можно получить перерасчет. Опять же представители УК должны составлять акт, если нарушены эти нормативы.
Директор Владимирского филиала компании «ЭнергосбыТ Плюс» Валерий Маковский отметил, что в январе 2024 года средняя температура ниже, чем в декабре 2023-го на 4,6 градуса. Это вызовет увеличение потребления многоквартирных домов:
«Такого января не было уже несколько лет. Средняя температура ниже, чем в 2022 на 4,2 градуса».
Компанией «ЭнергосбыТ Плюс», осуществляющей поставку тепловой энергии жителям Владимира и Юрьева-Польского, эта корректировка в сумме 198,5 млн рублей к возврату уже произведена в квитанции за октябрь 2023 года. Владимиртеплогаз провёл корректировку в квитанциях за ноябрь 2023 года. Она составила 1,159 млн рублей к возврату – в связи с переходом на способ оплаты по факту. Остальные ресурсоснабжающие организации планируют провести корректировку платы за отопление в феврале-марте.
Ранее мы писали о том, как можно поменять управляющую компанию. Существует несколько инстанций, куда жители могут обратиться с жалобой на УК. В первую очередь нужно обратиться к ее директору с письменным заявлением, в котором должны быть подробно перечислены все претензии. При несоблюдении правил технического обслуживания, связанных с некачественной подготовкой домов к отопительному сезону или некачественным содержанием площадок, жалобу подают в государственную жилищную инспекцию. Жалобу на некачественную работу или бездействие управляющей компании может подать владелец жилья или арендатор, имеющий на руках договор найма. ГЖИ после обращения обязана провести проверку. Подробнее можно почитать здесь.