Ольга Демина говорила об итогах 2023 года для сферы культуры и о задачах на 2024 год. А 2023-й был объявлен Президентом Год педагога и наставника. В связи с этим министр сказала о том, что в дополнительном художественном образовании должна действовать единая система подготовки кадров, включающая воспитанников детских школ искусств (предпрофессиональная подготовка), и студентов, и педагогов.
Тем временем образование в сфере культуры получает новые импульсы. В Гусь-Хрустальном открылась уже вторая после владимирской школа креативных индустрий в области, где дети могут получить новые компетенции и профессиональные навыки, не выезжая за пределы региона. Обучение включает не только теорию, но и отработку практических навыков. В ШКИ областного колледжа культуры и искусства в этом году состоится первый выпуск.
Высок профессиональный уровень и опыт преподавателей учебных заведений в сфере культуры. Десять из них губернатор в октябре наградил новой медалью «Педагогическая слава земли Владимирской».
Наши педагоги получают и высокие оценки на федеральном уровне. Например, преподаватель, руководитель оркестра народных инструментов ДШИ имени Балакирева города Гусь-Хрустального Василий Бывшев в 2023 году стал лауреатом российской премии «Лучший преподаватель» в области музыки детских школ искусств, училищ и вузов.
Однако, при явных успехах есть, над чем работать. По слова министра в дополнительном художественном образовании региона назрела проблема смены поколений.
В областной музыкальный колледж после получения высшего профессионального образования в качестве преподавателей вернулись 5 его выпускников. И это уже радостный факт. Ну а в школах искусств и музыкальных?
«У нас очень оживилось наше профессиональное сообщество. Есть очень инициативные руководители и педагоги детских школ искусств и детских музыкальных школ, которые понимают, насколько важно обновлять содержание музыкального образования, насколько важно школам быть интересными для того, чтобы дети, повзрослев, возвращались туда в качестве преподавателей», - сказала Ольга Демина.
Она отметила, найти замену руководителям кружков в городских и сельских ДК проще, а вот подготовить молодую смену преподавателями ДШИ и музыкальных школ гораздо сложнее.
«Чем отличается кружок в Доме культуры от школы искусств? Кружок может вести любой творческий человек. И законодательство не запрещает нам привлекает в Дома культуры для ведения творческих направлений мастеров своего дела. Они могут не иметь профессионального образования, но благодаря их таланту кружок уже состоится. Но возникает практически катастрофа, когда не хватает педагогов в детской школе искусств. Потому что обучение в школе искусств — это серьезная предпрофессиональная подготовка», - почеркнула министр.
Отсюда задача, которую ставит региональный минкульт перед своими колледжами - музыкальным и колледжем культуры и искусства, - «готовить педагогов для нашей системы дополнительного художественного образования».
«Считаю, что это важно и необходимо. Поэтому для педагогов возникают новые задачи, новое осмысление того, где мы сейчас находимся и куда мы должны пойти для того, чтобы образовательное пространство региона было и впредь наполнено талантливыми учениками, талантливыми педагогами, интересными конкурсами. Это должна быть единая экосистема»,- полагает Ольга Демина.
Упор при этом министр делает на предпрофессиональное и профессиональное ориентирование воспитанников непосредственно в коллективах государственных и муниципальных учреждений культуры, в которых выпускники колледжей найдут себя.
«Практикоориентированное образование - это хорошо и для коллективов, и для выпускников», - уверена Ольга Демина.
В качестве примера министр привела выступление двух студентов музыкального колледжа вместе с Губернаторским симфоническим оркестром в рамках Санкт-Петербургского культурного форума на площадке Государственной Академической Капеллы в городе на Неве.
«Это возможность, будучи студентом, понять, а какой коллектив мне интересен, а где я смогу себя найти», - отметила Ольга Демина.
И разъяснила серьезность проблемы с нехваткой преподавтаелей ДШИ.
«Если у нас освобождается место преподавателя ДШИ по разным объективным причинам, то это проблема. Например, при выходе на пенсию. Достаточно серьезная доля пенсионеров у нас сейчас преподает, и большое им спасибо за то, что они не оставляют свой труд и продолжают воспитывать подрастающее поколение в художественном образовании и делают это очень успешно. Я говорю о том насколько сложно быстро восполнить вот эту вакансию. Это своя специфика, своя подготовка педагогов. А что такое если не ведется предпрофессионаальная программа, что значит - невыдача часов в школе искусств? Это точно так же, как если в средней школе не ведется русский язык. Да, это проблема, которую необходимо решать», - сказала Ольга Демина.
И какие же пути решения этой проблемы видит министр культуры?
«Студент колледжа должен понимать, что такое детская школа искусств, когда он там сможет преподавать, как в вузах, где достаточно распространенная практика, когда студенту разрешается свободное посещение, если он трудоустроен по профилю, даже на неполный рабочий день. Я считаю, это очень важно для закрепления молодых кадров педагогов», - отметила первый из подходов к решению кадровой задачи Ольга Демиина.
Рассматривает министерство и такой перспективный ход:
«В перспективе очень бы неплохо, если бы во Владимирской области был открыт филиал вуза педагогической направленности. Чтобы мы готовили не артистов, например, а педагогов для системы дополнительного художественного образования. Этот вопрос тоже находится в проработке», - сказала министр культуры области.