Нередко в особенно снежные дни от автовладельцев можно услышать нарекания к уборке дорог: «ничего не чистят, ни пройти, ни проехать». По словам руководителей территорий, сейчас коммунальные службы работают на пределе возможностей. Например, с территории Гусь-Хрустального с начала зимы вывезено уже больше 27 тысяч кубометров снега, что в 3 раза превышает план. Из Владимира ежедневно вывозят 4 тысячи кубометров снега. Губернатор Александр Авдеев отметил, что закупка дополнительной коммунальной техники летом помогла этой зимой избежать глобальных проблем с расчисткой основных дорог.
Как именно очищают наши дороги и какая техника задействована в этом процессе? За ответами на эти вопросы «ВВ» отправились в ГУП «ДСУ-3», отвечающее за чистоту более пяти тысяч километров межмуниципальных и региональных дорог. На сегодняшний день в филиалах и производственных участках предприятия в готовности находятся более 400 единиц дорожной техники: автогрейдеры, комбинированные дорожные машины (КДМ), трактора, погрузчики и шнекороторная техника. Для ликвидаций последствий снежного циклона, обрушившегося на регион в ночь с 4 на 5 февраля вышло 281 единица дорожной техники и порядка 200 дорожных рабочих. Для регулярной расчистки проезжей части и обочин, остановок и дорожных знаков, уборке снежных валов возможно задействовать 700 сотрудников.
Условно уборку дороги можно разделить на два этапа – КДМ, а затем грейдер. За состоянием дорог сотрудник предприятия ведет ежедневный мониторинг, уже по результатам его оценки на место выезжает снегоуборочная техника. Машинист КДМ Геннадий Никитин работает в «ДСУ-3» с 2019 года, до этого проходил срочную службу в армии, ранее уже имел опыт вождения КАМАЗа и ПАЗа. Говорит, новую технику было освоить не сложно, а единственное, к чему привыкал – это габариты. Наш собеседник задействован на суздальском направлении – Боголюбово, Сокол, Раменье, Новое и другие населенные пункты.
– Работаем по графику: снег пошел, мастер выехал и посмотрел дороги. Если они в неудовлетворительном состоянии, то он звонит нам. Можем днем, утром и ночью выехать на место. Сначала чистим снег, а потом посыпаем песко-соляной смесью, – рассказал машинист КДМ. К слову, в преддверии зимнего сезона ГУП «ДСУ-3» заготовило более 200 тысяч тонн (200 758 тонн) песко-соляной смеси. Это на 11 % больше (от норматива), чем в предыдущем году. На один выезд тратят 9-11 тонн. Время уборки 100-120 км дороги зависит от количества выпавшего снега, в среднем на это уходит примерно четыре часа.
Машинист автогрейдера с 25-летним стажем в «ДСУ-3» Виктор Осин выезжает по разным районам – Юрьев-Польский, Муромский и Собинский.
– Зимой работа заключается в том, чтобы «прижимать» обочины. КДМ отработали дорогу, скинули снег на обочину, наша задача – сбросить его в кювет. Где-то накат убрать, где-то развороты почистить… Мы работаем только день, ночью не работаем, разве что внештатные ситуации. Утром пораньше стараемся выезжать, – подчеркнул Осин. – В этом году намного больше снега выпало, чем в прошлом году, хотя и та зима была снежная, но не до такой степени. А тут… снег идет почти каждый день.
В среднем на уборку дороги от базы в направлении Юрьев-Польского уходит 8-9 часов. В сторону Судогды (от базы) – около 7 часов, в зависимости от того, сколько выпало снега и с какой скоростью едет грейдер. Впрочем сейчас техника автоматизированная, что значительно ускоряет темпы работы.
Грейдерист работает на практически новой машине. Главное – своевременное и качественное обслуживание. Кстати, эти работы наш собеседник также может выполнить самостоятельно. За свой срок эксплуатации пока техника ни разу не подвела, даже в аномальные январские морозы. Секрета никакого нет:
«Если залито свежее масло в гидравлическую систему, оно выдерживает до минус 30 градусов».
Виктор поделился историями помощи автомобилистам на дорогах:
«Бывало, что помогал машины легковые из снега вытаскивать, если они в кювете застряли или перевернулись. Если авто забуксовало, и я его могу вытащить, то вытаскиваю. Фуры, конечно, не осилю. Бывает станут на обочине, отдыхают, подходишь, спрашиваешь, что случилось. Скажут «спасибо» за то, что разбудил, и ответят: «со смены еду, заснул».
Летом без работы Геннадий и Виктор не остаются: первый занимается нанесением разметки, а второй – участвует в строительстве дорог.
Напомним, что парк снегоуборочной техники во Владимирской области продолжат пополнять. На недавнем еженедельном оперативном совещании с руководителями органов исполнительной власти и местного самоуправления глава региона Александр Авдеев озвучил, что правительство запланировало покупку 54 единиц коммунальной техники для муниципальных образований. На сегодняшний день 23 единицы уже переданы, до конца этой недели техника придет в пункты назначения в полном объеме. Также поступили еще 27 щеток и отвалов для переоборудования техники Владлесхоза.