Юрий Долгорукий.
…Прошло сто лет после первого достоверного упоминания Суздаля (Суждали) в летописях по 1024 год, когда Ярослав Мудрый сформировал из Ростово-Суздальских земель особый удел и жестко разобрался в Суздале с мятежными волхвами.
Потом Суздаль долго оставался не самым значительным городом среди княжеских владений в этом регионе.
Однако наступил 1125 год. Киевский князь Владимир Мономах передает Ростово-Суздальские земли своему сыну Юрий Долгорукому. Тогда, правда, у Юрия еще не было такого прозвища, возникшего от убеждения его современников в том, что у князя слишком длинные руки в плане политических претензий.
Сохранилось предание, что амбициозный Юрий Владимирович был глубоко разочарован, когда отец Мономах дал ему такие отдаленные от Киеве места. И якобы воскликнул: «Неужели мне нет и удела в Русской земле?» Вот какой непрестижной окраиной считался Суздаль с окрестностями.
Зато именно Юрий Долгорукий дал мощный толчок развитию своего дальнего удела. Именно этот князь определил Суздаль столицей Ростово-Суздальского княжества, четко обозначил границы. Юрий укрепил уже существовавшие и основал новые города, во многих строил храмы.
Оказывается, что и Москву Юрий все-таки вовсе не «с нуля» основал.
«Юрий Долгорукий в 1147 г. Москву не основывал, так как к тому времени он уже владел ею. Москва при Юрии Долгоруком становилась юго-западным форпостом Суздальской земли, возвеличивая которую князь стал строить здесь белокаменные храмы», - писала специалист по просветительской работе ВСМЗ Татьяна Кузнецова.
От немалого числа храмов времен Юрия Долгорукого сохранилась самая древняя из церквей белокаменной суздальской архитектуры домонгольского периода— церковь Бориса и Глеба 1152 года в селе Кидекша. Историки полагают, что рядом стоял и княжий двор — загородная резиденция Юрия.
Историки спорят о том, было ли укрепление земель с центром в Суздале самодостаточной деятельностью Юрия Долгорукого или он прежде всего создавал здесь ресурс для достижения главной цели — киевского престола. Так или иначе, Юрий стал киевским князем, хоть и ненадолго. «Дотянулся» из-под Суздаля. Потому и Долгорукий.
Всеволод Большое Гнездо.
При правлении младшего брата Андрея Боголюбского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо главным городом уже сложившегося и самого влиятельного на Руси Владимиро-Суздальского княжества был все-таки Владимир. Однако и Суздаль находился в центре внимания Всеволода. Известно, что Всеволод построил в Суздале серьезную крепость, а также несколько церквей.
И жила семья Всеволода, по-видимому, тоже значительную часть времени в Суздале. Ведь именно в этом городе родился один из его сыновей Юрий (Георгий) Всеволодович, которому суждено было многое сделать для родного города.
Юрий Всеволодович.
Получается, что Юрий Всеволодович и рос в Суздале. Когда его в 1192 году еще маленьким постригли и посадили на коня (как было принято для княжеских сыновей), летопись зафиксировала, что «бысть радость велика в граде Суздале».
Юрий после смерти отца занял престол во Владимире, откуда его согнал старший брат Константин после победы в междоусобной битве при Липице в 1216 году. Брат-победитель сначала отослал Юрия в Городец, а затем отдал ему Суздаль. И вот в эти 1217 и 1218 годы под властью Юрия Всеволодовича Суздаль был центром особого княжества, которое затем тот же Юрий включил в состав Владимирского. Это случилось, когда он наконец получил престол во Владимире от умершего брата Константина.
Юрий Всеволодович оставил по себе рукотворный памятник, который до сих пор остается «визитной карточкой» и самым внушительным храмом Суздаля - собор Рождества Богородицы. Тот самый, под большими синими куполами со звездами.
По всякому оценивают историки военные и политические успехи Юрия Всеволодовича, но в истории Суздаля он не забыт прежде всего потому, что при нем построен единственный сохранившийся сегодня (пусть и не в первозданном виде) храм домонгольского периода в городе. Все остальные монастырские и городские церкви, украшающие город-музей, построены намного позже.
Причем, как показали раскопки, под собором Рождества Богородицы расположены фундаменты еще более древнего собора, который соорудил еще Юрий Долгорукий с использованием глиняного кирпича плинфы. А возможно, приложил руку и Владимир Мономах. Но к 20-м годам XII века тот собор обветшал, и Юрий построил, по сути, новый собор на старом основании.
К сожалению, Юрию Всеводовичу не удалось отстоять ни Суздаль, ни Владимир от монголо-татарского нашествия Батыя. В феврале 1238 года Суздаль был захвачен и сожжен, его окрестности разорены. А сам Юрий (Георгий) Всеволодович вскоре погиб в битве на реке Сити и был прославлен в лике святых.
Александр Невский.
Не только по всей Руси признавали особое значение Суздаля, но и в Европе. Князь Александр Невский был, как известно, выдающимся дипломатом — и на восточном, и на западном направлениях.
Сохранились два послания на латинском языке Александру от папы римского Иннокентия IV, датируемые 1248 годом.
Так вот, в первом из них папа величает Александра Невского «герцогом Суздальским». Письмо так и начинается: «Благородному мужу Александру, герцогу Суздальскому (Duel Susdaliensi) Иннокентий епископ, раб рабов Божиих...».
Хотя формально Александр в тот момент был переславским и новгородским князем, вероятным наследником владимирского престола. Но и европейцы знали, что он князь из Суздальской земли.
Дмитрий Константинович.
В XIV веке Суздаль достиг высокого значения как первая столица Суздальско-Нижегородского княжества. Кстати, Нижний Новгород и был основан уроженцем Суздаля — князем Юрием Всеволодовичем. И его нижегородцы очень чтут.
Александр Невский отдал Суздаль своему брату Андрею, город надолго закрепился за его потомками. Суздальские князья в XIV веке активно проявляли себя в большой политике с участием ордынских ханов, Москвы, Твери. И даже становились великими князьями владимирскими, то есть главными на Руси. Сначала великим князем владимирским стал суздальский князь Александр Васильевич. А в 1347 году его младший брат Константин Васильевич получил по решению хана Узбека три города - Нижний Новгород, Городец и Унжу. Так суздальские князья оказались еще и нижегородскими и взяли под контроль обширные земли на Оке и Волге. Историки называют Суздальско-Нижегородское княжество великим. И его князей — великими! В 1250 году Константин Васильевич перенес столицу из Суздаля в Нижний.
А вот его сын Дмитрий Константинович был одним из самых успешных и влиятельных суздальских князей своего времени. Он не без успеха конкурировал с юным московским князем и тезкой Дмитрием Ивановичем, в будущем - Донским, за великое княжение владимирское. Дмитрий Константинович дважды, пусть и не надолго, садился на великокняжеский престол во Владимире.
Но потом все-таки наладил настолько конструктивные отношения с Дмитрием Донским, что выдал за него замуж свою юную дочь Евдокию. Так что от суздальской княжны пошел в дальнейшем весь московский великокняжеский, а позже царский род Рюриковичей, вплоть до Ивана Грозного и Федора Иоанновича включительно. Евдокия Дмитриевна после кончины мужа ушла в монастырь и прославлена в лике святых как Ефросиния Московская.
Попытки восстановить самостоятельность на фоне усиления Москвы суздальско-нижегородские князья из ветви Константиновичей продолжали еще почти до середины XV века.
Именно в память о столичном статусе Суздаля как центра княжества город был позже удостоен особого герба - с изображением серебряного сокола.