7 апреля в 11:25

Фильм «Суздаль. Роман с кино» покажет город-музей с новой для туристов стороны

Фото: Владимир Чучадеев
Создатели документального фильма «Суздаль. Роман с кино» – продюсер Алексей Беляков, режиссер Татьяна Малахова и оператор Сергей Стариков – в интервью «ВВ» рассказали о самых ярких эпизодах проекта и его легендарных героях.

- Поделитесь, с чего началась идея создания фильма?

А.Б.: Идея создания фильма пришла в 2016 году Владимиру Михайловичу Гориккеру (советский и российский режиссер театра и кино, сценарист, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР – Прав. ред.). По сути, он был одним из первооткрывателей Суздаля как натурной площадки для съемок художественных фильмов. В 1963 году снимал там один из своих фильмов «Царская невеста» (фильм-опера). Сначала с художником-постановщиком и оператором поехали в Александров (там происходят события, отраженные в опере). Когда они приехали, Александров им не понравился, потому что уже был застроен современными домами. По сути, это промышленный город. Проезжали мимо Суздаля, заехали, посмотрели. Прошло какое-то время, влюбились в этот город и именно там сняли «Царскую невесту». Начиная с 1963 года другие режиссеры стали приезжать. Только за 1963 год в Суздале было снято три художественных фильма – «Женитьба Бальзаминова», «Метель» и «Царская невеста». 

Гориккер поделился идеей создания документального кино о Суздале с Татьяной Малаховой, она с ним уже давно дружила и работала (в 2015 году сделала фильм – «Владимир Гориккер. Редкий жанр»). С того времени Татьяна заразилась этой идеей, собрала группу и стали искать финансирование. Хоть на тот момент и был подписан Указ Президента РФ «О праздновании 1000-летия Суздаля» (от 29 января 2015 года), но празднование будет в 2024 году, а тогда был 2017 год – еще целых семь лет. Вроде как не совсем актуально для федеральных каналов производить этот фильм тогда было. Финансирование не было найдено. Но съемочная группа горела идеей: находила героев, актеров, операторов, режиссеров тех фильмов, которые снимались в Суздале в разные годы, записывала с ними интервью. В 2020 году случилась пандемия и еще на два года все это отсрочили. Только в 2023 году пришла идея обратиться за финансовой поддержкой в Президентский фонд культурных инициатив, который нас поддержал. С этого момента началась очень активная фаза работы над фильмом. Она заключалась в том, чтобы написать сценарий и записать интервью с теми героями, которые были запланированы, но с которыми не удалось поговорить до 2020 года. Последние полгода жизни были посвящены этому фильму. 

К слову, когда идея появилась, речь шла об одном фильме. Бывают разные телевизионные форматы – 39, 44 и 52 минуты. Материала набралось настолько много, что было принято решение делать из этого цикл – четыре серии по 39 минут.

Алексей Беляков, Татьяна Малахова и Сергей Стариков. Фото Владимира Чучадеева.

- Как разделили серии? Каждая будет посвящена определенной теме?

Т.М.: Первая серия так и называется «Встреча», посвящена первым трем фильмам 1963 года. Там участвуют не только люди, задействованные в съемках этих фильмов, но и другие герои из следующих серий. Они отвечали на вопрос: «Почему Суздаль стал такой кинематографической меккой?» Особенно интересно об этом говорят художники-постановщики, которых обычно не спрашивают о таких вещах. Художник не только создает декорацию, но и ищет место съемки. Суздаль – готовая декорация. Можно ничего не строить, на все найдется площадка. Во второй серии мы рассказываем о том, как Суздаль Москву играл. Здесь уже именно говорили о декорациях, ведь приходилось и что-то достраивать.

А.Б.: Во второй серии взяли за основу самые масштабные и сложные по съемкам проекты – сериал советско-американского производства «Петр Великий», второй фильм – «Царь» Павла Лунгина. Его снимали в 2009 году, там тоже большие масштабные декорации строились: церковь, мосты, целые улицы деревянной Москвы (церковь потом сожгли). Эти фильмы были выбраны, потому что они самые сложные по декорациям. 

Т.М.: Третья серия «Чудеса преображения» о том, как Суздаль преображался в другие города. Как удавалось Суздалю играть разные города и не быть узнанным? И как сам Суздаль преобразился с того времени, как туда нагрянули кинематографисты. Как превратился в международный центр туризма. Последняя серия завершающая – вся на эмоциях. У нас весь фильм на эмоциях! Мы старались какие-то факты интересные рассказать о городе, но дали интригу, чтобы люди сами приехали и все посмотрели своими глазами. Нам важно, чтобы зритель полюбил этот город так же как и мы. Эта серия называется «Звезды Суздаля» о замечательных людях, которые помогали кинематографу, участвовали в съемках. В основном это местные жители, массовка, которая там уже профессиональная, и отдельные герои. 

Не все истории вошли в фильм, к сожалению. Вот одна из них. Владимир Гориккер снял четыре фильма в Суздале. И у него сложилась традиция – премьера фильма, снятого в Суздале, состоится в этом городе. Так случилось с фильмом «Осенние колокола» по мотивам произведения Александра Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Когда режиссер пришел на киностудию имени Горького, начались разговоры в духе: «а вот пусть письмо напишут», «мы им выставим счет» [жителям Суздаля]. Владимир Михайлович был экспрессивным человеком и возмутился: «Какой счет? Это бесплатный показ. Весь город участвовал в съемках. Мы обязаны показать!» Но бюрократ настаивал на запросе. В это время известный режиссер того времени Сергей Герасимов, имя которого сейчас носит ВГИК, должен был в Суздале снимать один из своих фильмов. Группа уже собиралась туда выезжать. Когда Гориккер получил отказ, он пошел к директору картины, так в те времена назывались продюсеры, и сказал: «Вы можете даже туда не ехать. Ищите другой город. Вам в Суздале никто не будет помогать. Никакой массовки вы не получите, потому что город обманут. Ему обещали премьеру, но фильм не покажут. Город обидится». Через 15 минут коробки с пленкой были у него в багажнике, и фильм поехал в Суздаль. Когда приехал Герасимов, его встречали с распростертыми объятиями. 

- Это будет фильм с художественными элементами или исключительно документальный? 

Т.М.: Там не будет реконструкций. Это документальный фильм с участниками съемок и представителями города. Алиса Ивановна Аксенова – человек, который практически с нуля создала Владимиро-Суздальский музей-заповедник (была генеральным директором музея с 1960 по 2010 год) и принимала первых кинематографистов в Суздале. Она стала нашим консультантом и одной из героинь, которая водила нас по местам города. Она прекрасный рассказчик. Кроме нее у нас начиналась работа с Юрием Беловым – суздальским журналистом, который написал книгу «В главной роли Суздаль» (Белов умер в октябре 2023 года). Гориккер – это единственный, который был жив из режиссеров трех картин 1963 года на тот момент, когда мы начали съемки. Он украсил фильм своими воспоминаниями. Его не стало в возрасте 96 лет в 2021 году. В целом, фильм мы снимали около восьми лет. 

С.С.: Мы показываем Суздаль во все времена года. Город, который не увидят туристы. «Роман с кино» – это роман киношников и города. Это взаимная любовь. И сам город идет навстречу всем идеям: дает возможность создавать киномиры, а людям сочиняющим – придумывать историю. Самый яркий эпизод в работе над этим фильмом – ночь на колокольне Ризоположенского монастыря. Это когда вы в центре города, на самой высокой точке, рядом летают стрижи, видны звезды и туман… Та ночь оказалась очень короткой, но мы успели снять столько портретов города во всей красе, ведь погода и сам город способствовали этому. У нас получилось такое неспешное художественное произведение. Фильм – документальный, но в этом смысле художественный.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
9 минут назад Владимирцам рассказали о применении декоративной капусты в ландшафтном дизайне
«На отдыхе в санатории увидела, что цветочные клумбы обрамляют декоративной капустой. Но так и не поняла: это какие-то несъедобные сорта или декоративную капусту тоже можно есть?» - спрашивает читательница «Владимирских…
сегодня в 12:31 Князь Всеволод Большое Гнездо и его жена Мария стали символом многодетной семьи
На Год семьи в России пришелся огромный юбилей - 870 лет со дня рождения великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, который за многодетность получил прозвание Большое Гнездо.