Речь идет об очередных изменениях в устройстве местного самоуправления. Преобразование муниципального района в округ означает переход от двухуровневой к одноуровневой системе местной власти, когда вся она сосредоточится на уровне округа. При этом администраций и Советов сельских и городских поселений не останется. Процесс сложный. Регион его только начинает, хотя по стране примеров уже много. Преобразования в пилотном порядке решено провести в Собинском, Меленковском районах, округе Муром и Муромском районе уже в этом году, поскольку на сентябрь там намечены выборы в местные Советы. Напомним, что в Муромском районе своя особенность – его территория присоединится к округу Муром.
В общем, есть, что обсудить на площадке Общественной палаты. Речь идет о новых шагах в местном самоуправлении, которые в будущем предполагаются и в других районах области, а не только в трех пилотных.
Вел круглый стол председатель ОП области Анатолий Аннин. Он начал с того, как много изменений пережил 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. В том числе в него была внесена возможность преобразования муниципальных районов в округа.
Затем Анатолий Аннин предоставил слово эксперту – авторитетному практику и теоретику муниципального самоуправления Елене Шаломенцевой, ныне заместителю по правовым вопросам руководителя филиала Госфонда «Защитники Отечества», доценту филиала РАНХиГС.
Елена Шаломенцева объяснила, что происходит не реформа местного самоуправления, а лишь преобразования в рамках тех же основ законодательства. И преобразование районов в округа – это логичное совершенствование системы местного самоуправления на основе пространственного развития территорий. Ведь главное отличие будущего округа от района в том, что его территория становится единой для системы власти. А это дает возможность развивать ее более планомерно, по единому генплану, в рамках единой стратегии. А главная задача власти – оказывать услуги населению - при этом остается.
Однако возникает вопрос, не отдалится ли в округе местная власть от жителей, если исчезнет ее уровень в поселениях? Не усложнится ли взаимодействие жителей с властью в селах и городах?
Елена Шаломенцева и другие участники дискуссии считают, что нет.
- Все система коммуникаций, система возможности населения влиять на власть существует. Поэтому есть ли сегодня необходимость в этой двухуровневой системе власти? Она была нужна на определенном этапе. Но сегодня она уже, так сказать, сыграла свою роль. Сегодня пришло другое время. Сегодня созданы новые механизмы взаимодействия населения и власти, - полагает Елена Шаломенцева.
В пользу целесообразности преобразования муниципальных районов в округа прозвучало еще много аргументов.
Вице-спикер ЗС Роман Кавинов рассказал об этом на примере своей работы в Вязниках, когда в состав города были включены 53 деревни. Это оказалось оправданным решением.
Министр внутренней политики области Татьяна Адулова подчеркнула, что инициатива преобразований исходила от самих районов.
- Любая реорганизация, безусловно, должна работать для людей, исходить из их потребностей. В первую очередь министерство внутренней политики Владимирской области в рамках своих полномочий выполняет функцию координатора сегодняшних преобразований. Подчеркну: мы координируем реализацию пилотной инициативы, которая исходила от самих муниципальных образований и поддерживается населением. Каких положительных изменений стоит ждать, на что возлагают свои надежды граждане? Прежде всего, упростится разделение полномочий, более понятным станет вопрос, куда, за какими решениями следует обращаться. То есть мы приходим к одноуровневой системе местного самоуправления, и абсолютно верно. Фактически преобразование нацелено на повышение человекоцентричности, на воплощение принципа «одного окна» или «короткого диалога» между жителями и властью, - сказала Татьяна Адулова.
По ее словам, есть готовность муниципалитетов к этим переменам.
- Важнейшее условие отбора пилотных территорий сегодня для преобразований в том, что к ним готовы и руководство района, и депутатский корпус, и население. Уже прошла большая часть публичных слушаний. И мы видим большой интерес граждан, - добавила министр.
По словам Татьяны Адуловой, в районах видят очевидные плюсы преобразований. В округе будет проще аккумулировать, планировать распределять бюджет, рефинансирование. Повысится эффективность и скорость принятия управленческих решений, заработают единые правила и нормативы. Уменьшится количество нормативно-правовых актов. Будет общая на весь район правовая база, будет единая концепция развития района, которую Татьяна Адулова сравнила с «зонтиком» для территории округа.
Однако в министерстве осознают, что на местах при создании округов уменьшится количество депутатских мандатов.
- Соответственно, мы ставим для себя задачу помочь усилить работу институтов гражданского общества. Это местные общественные палаты, общественные советы. Основное в плане преобразований - не ухудшить, а только улучшить качество предоставления услуг, - подчеркнула министр внутренней политики.
Татьяна Адулова заявила о принципиальной поддержке со стороны министерства позиции сохранения квалифицированных управленческих кадров на местах. На месте сельской или городской администрации те же управленцы будут работать в территориальных отделах администрации округа.
Как отметила министр, опыт таких преобразований наработан уже в других регионах, и есть положительные отклики: в Нижегородской, Тамбовской областях и других. Этот опыт внимательно изучали в министерстве внутренней политики.
- Полагаем, что эти реорганизации принесут пользу и дадут дополнительный импульс развитию территорий, - резюмировала Татьяна Адулова.
Первый замминистра внутренней политики Артем Вязенов познакомил участников дискуссии с юридическими шагами по этим преобразованиям.
- Процедура сложная. Я бы даже сказал, очень сложная, - признал он.
Основных этапов два. Первый - до принятия законов Владимирской области о преобразованиях, а второй - после. Первый этап идет сейчас, это публичные слушания, затем требуется инициатива с проектом областного закона из районов в Заксобрание. В планах принятие законов относительно Собинского и Меленковского округов, а также двух поселений Муромского района, присоединяющихся к округу Муром. Итого – 4 областных закона. Также губернатор внес проект закона о главе округа.
Артем Вязенов сообщил и такую важную информацию: административно-территориальное деление затронуто преобразованием не будет. Документы жителям менять не придется. Они так и останутся жителями тех же районов, сел, поселков. Даже в Устав области, где перечисляются входящие в регион районы, изменения вноситься не будут.
Кстати, не раз звучало на круглом столе, что все льготы для сельских жителей после преобразования района в округ сохранятся. Это же касается и меры поддержки для специалистов на селе. Села никуда не исчезнут!
Заместитель главы администрации Собинского района Александр Жестков поделился информацией, как шли в районе публичные слушания по преобразованиям, какие перспективы развития открываются. Он отметил, что во время слушаний против преобразований никто из жителей не высказался, 99 процентов проголосовали «за», при единичных воздержавшихся.
В дальнейшей дискуссии ее участники высказали еще немало доводов – и все в поддержку преобразований, - о том, что они принесут пользу.
Например, депутат ЗС Александр Захаров, председатель недавно созданной региональной Ассоциации сельских старост, считает, что роль старост на селе возрастет при создании округов. Они уже активнее иных депутатов в плане взаимосвязи жителей и власти.
Экс-депутат ЗС Иван Алтухов тоже одобряет преобразования. Он уверен, что в будущих округах повысит свою значимость территориальное общественное самоуправление.
Однако вице-спикер ЗС Роман Кавинов все-таки напомнил, что процесс преобразования очень сложен, а любая система власти имеет как достоинства, так и недостатки.
- Коллеги, знаете, такую немножко благостную картинку мы себе уже нарисовали - будущего счастья региона. На самом деле, очень хорошо, что пока преобразуются только пилотные районы, потому что работы много. Идеальных схем местного самоуправления не бывает. За любой схемой должны быть люди, должны быть действия, должно быть осмысление, должна быть постоянная обратная связь. Потому что, условно: да, у сельских поселений, действительно, не хватает ни денег, ни полномочий и механизмов. Но иногда глава сельской администрации, если есть у него небольшой ресурс, а пришёл к нему житель с просьбой, так глава небольшую задачу здесь и сейчас решил. А у района ресурс большой, и так быстро с этим ресурсом не развернёшься. Поэтому мы понимаем, что какие-то управленческие издержки будут наверняка. Поэтому хорошо, что пока только три территории преобразуются. Давайте посмотрим, давайте «накатаем» процесс. Давайте примем законы. Ещё нужно пройти все переходные моменты. А дальше уже будем нарабатывать практику, - сказал Роман Кавинов.
Отталкиваясь от выступления вице-спикера, модератор дискуссии Анатолий Аннин в завершение круглого стола предложил:
- Есть такое предложение: у нас пилотные территории, это хорошо. Запустим процесс, посмотрим. И давайте через год снова соберёмся здесь, на круглом столе, послушаем о результатах, посмотрим, обсудим.
Все собеседники с этим предложением председателя Общественной палаты согласились.
Фото Натальи Лариной.