Сегодня мы знакомим вас с учительской династией Крыловых. Она насчитывает двадцать три родственника-педагога, общий стаж которых - трудно вообразить! - более 500 лет. Члены династии удостоены высших наград и медалей за добросовестный многолетний труд в педагогике.
Мы отправились в поселок Ставрово Собинского района, где живут старейшие представительницы династии - родные сестры Нина Петровна Трутнева и Татьяна Петровна Коровина (до замужества - Крыловы). Старшей Нине - 86 лет, она сорок лет преподавала русский язык и литературу. Младшая сестра Татьяна - учитель математики, у нее за плечами тридцать три года педагогического стажа.
На пороге нас встречает Татьяна Владимировна, дочь Нины Петровны - тоже, между прочим, педагог по образованию. В уютной квартире уже накрыт стол: пирожки, чай с печеньем и конфетами. Пока мы угощались, Нина Петровна прочла наизусть стихотворение о своей комсомольской юности, о романтике целины. В 50-е годы студентка Нина Крылова, как и сотни тысяч комсомольцев, осваивала целинные земли Казахстана. В те времена это была очень почетная и благородная миссия.
А затем наш разговор продолжился о родоначальнике педагогической династии Петре Кузьмиче Крылове, отце Нины и Татьяны.
Жизненные университеты.
Петр Кузьмич Крылов родился в 1894 году в селе Гостево Тумской волости Суздальского уезда. Учился в церковно-приходской школе. Однако его путь в педагогику был тернист и извилист. В 16 лет Петра определили в Москву осваивать столярное дело в частной мастерской, где изготавливали футляры для часов и патефонов, а также различные изделия из дерева. Через несколько лет он был призван в армию и окончил там курсы военных фельдшеров. А затем водоворот Первой мировой и Гражданской войн. Петр был участником сражений, но каким-то чудом остался живым и невредимым. В лихолетье Гражданской войны работал фельдшером в Суздале. В 1921 году женился на красивой девушке Серафиме. Но как же он стал учителем?
- В 1929 году Петр Кузьмич, чтобы содержать семью с детьми, уехал на заработки в Иваново-Вознесенск, сейчас это город Иваново, - рассказывает о «жизненных университетах» своего дедушки Татьяна Владимировна. - Днем он работал в столярной мастерской, а вечером учился на рабфаке, чтобы повысить уровень образования. За три года завершил обучение и вернулся в родное село. Перед войной семья переехала в село Богдановское Юрьев-Польского района, где Петр Кузьмич работал учителем младших классов. При этом дедушка заочно окончил Юрьев-Польский педагогический техникум.
С началом Великой Отечественной войны ушел на фронт старший сын Крыловых Павел. Ему только исполнилось 18 лет. А в декабре 1942 года за ним последовал и глава семьи. Жена Серафима Филипповна осталась в тяжелейших условиях с семью детьми, будучи при этом беременной. В 1944 году для подготовки военного кадрового резерва забрали 17-летнего Арсения.
Петр Кузьмич участвовал в жестоких сражениях от Сталинграда до Праги в составе 222-го гвардейского стрелкового полка. И снова возвратился домой живым, как и его старшие сыновья! Основателя династии будто хранила сама судьба для его высшего предназначения.
После войны он вернулся к своему любимому делу, в школу села Богдановское, где проработал четверть века. В этой же школе получили образование все его десять (!) детей: Павел, Зоя, Лида, Арсений, Олимпиада, Юрий, Нина, Александр, Владимир, Татьяна. Из них семеро связали свою жизнь с педагогикой. Ну а верной супруге и любящей матери Серафиме Филипповне государство присвоило звание «Мать-героиня».
Сестры Нина и Татьяна бережно хранят семейные альбомы, дневники и скрипку отца, на которой он играл и преподавал. Петр Кузьмич организовал школьный оркестр, приучал детей к прекрасному. Теперь работу по сохранению семейного наследия подхватила внучка Петра Кузьмича Татьяна.
Пример отца стал определяющим.
- Нина Петровна, пример отца стал определяющим в выборе вашей учительской профессии? - поинтересовались мы у самой старшей из ныне живущих дочерей Петра Крылова.
- Конечно! Мой папа был учителем. Родной брат мамы был директором школы. Мои старшие братья и сестры выбрали профессию учителя. А как иначе?
У Нины Петровны желание стать учителем появилось в раннем детстве. Она поступила во Владимирский педагогический институт на филологический факультет. По окончании вуза, в 1960 году, молодого педагога направили учительствовать в Новосибирскую область. Спустя два года она вернулась на родину и начала преподавать в восьмилетней школе села Калитеево Собинского района, став впоследствии директором.
А еще через несколько лет - очередной поворот судьбы: переезд с семьей в поселок Ставрово, преподавание в местной школе. Молодого перспективного словесника с организаторскими способностями заметили в районо и предложили должность директора новой, еще строившейся Ставровской школы. Нина Петровна согласилась и семнадцать лет руководила учреждением.
- В начале 80-х годов активно развивался завод автотракторного оборудования, приезжали молодые специалисты, население поселка Ставрово росло. Соответственно увеличилось число учеников. Площадей новой школы не хватало. Возникла необходимость возведения трехэтажной пристройки на 270 мест для начальной школы, - рассказывает Нина Петровна. - Приходилось постоянно контролировать строительство, чтобы всё было сделано качественно и в срок. В нашей школе сформировался коллектив единомышленников, профессионалов своего дела. Крепкая материально-техническая база была заложена именно в те годы. Многие выпускники школы поступали в различные вузы страны и впоследствии добились больших успехов.
За многочисленные заслуги Нина Петровна награждена значком «Отличник народного просвещения РСФСР», почетными грамотами и медалью «За добросовестный труд», званием «Почетный житель поселка Ставрово». Но, пожалуй, самая главная для нее награда - любовь и благодарность учеников. Они не забывают своего учителя, поздравляют с профессиональным праздником, звонят и по возможности навещают.
- Для меня Нина Петровна была примером доброты и отзывчивости, чего-то близкого и родного. Я всегда с теплотой вспоминаю своего учителя и благодарна ей за бесценное время, которое она с радостью отдавала своим ученикам. Благодарю ее за то, что научила необходимым навыкам, за веру в каждого из нас, - высказалась о своем любимом педагоге ее бывшая ученица Ирина Ионова.
Сестра Нины Петровны - учитель математики Татьяна Петровна - тоже педагог с большими профессиональными заслугами. После окончания Владимирского пединститута она работала в Кольчугинской школе №1, а выйдя замуж, перешла в Ставровскую среднюю школу. Она - отличник народного просвещения, награждена многочисленными грамотами и воспитала несколько поколений учеников.
- Мы пошли учиться в педагогический вуз не потому, что некуда было поступать, а потому, что не представляли для себя лучшей профессии, чем учитель, - объясняет свой выбор Татьяна Петровна. - На селе учитель - уважаемый человек. А в школе нас учили прекрасные педагоги! Они были полны творческой энергии, проявляли большую любовь к ученикам. Эта профессия для нас была настолько притягательной, что мы даже не задумывались о другом пути. Мои сестры Зоя, Лида, Нина, брат Володя - все они окончили филфак. Маргарита, жена брата, - учитель физики и математики. Я стала учителем математики. Другой брат Александр окончил сельскохозяйственную академию имени Тимирязева, но работал учителем трудового обучения.
Труд создал человека.
Татьяна Петровна вспоминает, что во время ее педагогической деятельности особое внимание уделялось трудовому воспитанию школьников, и эти традиции во многом сохранены. На школьном участке организованы сад, огород, теплица, а летом работал лагерь труда и отдыха. Старшеклассники трудились на совхозных полях. В качестве поощрения совхоз «Ставровский» выдавал бесплатные турпутевки. По такой путевке она посетила с классом столицу советской Эстонии Таллин.
- Сейчас снова восстанавливают в школах трудовое обучение. Труд создал человека, и это основа. Школа давала базовые знания, приучала к труду, закладывала патриотизм. Земля матушка-кормилица. Ведь кто-то должен работать и в сельском хозяйстве. Не всем же быть артистами или офисными работниками. При Нине Петровне были налажены тесные связи с местным заводом автотракторного оборудования. Она добилась строительства учебного цеха, и старшеклассники стали работать на заводе один день в неделю. Это был важнейший элемент трудового обучения и профориентации. Дети не боялись рабочих специальностей. И очень хорошо, что система образования начала возвращаться к этому опыту, - радуется Татьяна Петровна.
Она убеждена, что воспитание патриотизма у школьников невозможно без чувства любви к своей малой родине. Учителя Ставровской школы показывали ребятам, как прекрасен и интересен их родной край. Ученики ходили в походы на природу, посещали музей-усадьбу отца русской авиации Николая Жуковского в деревне Орехово Собинского района, были на родине Героя Советского Союза Сергея Герасимова в деревне Чижово, ездили в Суздаль на концерты колокольного звона, в Боголюбове любовались храмом Покрова на Нерли, знакомились на экскурсиях с предприятиями области.
Поселок развивается, династия продолжается.
Справедливости ради надо сказать, что такая работа проводится в Ставровской школе и в наше время. А Ставровский индустриальный парк продолжает динамично развиваться - в его составе десятки больших и малых предприятий. Инвесторы увеличивают производственные мощности и создают дополнительные рабочие места. Это значит, что у поселка есть будущее.
Да и местная школа, социальная инфраструктура не остановились в развитии. За последние годы модернизирована школьная столовая, создан школьный центр естественно-научной и технологической направленности «Точка роста». В поселке открылись современный плавательный бассейн и многофункциональная спортивная площадка.
Все эти достижения зиждятся на фундаменте, который заложен трудами предыдущих поколений, в том числе династией Крыловых. Что немаловажно, учительская династия продолжается. Так, внук Нины Петровны Семен преподавал геодезию во Владимирском строительном техникуме. Сейчас он является экспертом учреждения и продолжает образование в магистратуре Московского автомобильно-дорожного технического университета. А внучка Софья после школы собирается поступать в педагогический институт, на филологический. Есть среди молодых поколений не только учителя, но и врачи, инженеры, экономисты. Петр Кузьмич правнуками был бы доволен.