Журналисты «ВВ» побывали во Владимирском детском доме имени Карла Либкнехта и поговорили с воспитателями, педагогами, психологом и директором учреждения. Сотрудники учреждения ежедневно и ежечасно дарят детям частичку своей души, а те называют их мамами и считают самыми близкими и родными.
Мама Наташа.
Наталья Александровна Денисова, воспитатель, мама двух взрослых дочерей. Стаж работы в учреждении - 20 лет.
- Я окончила дирижерско-хоровое отделение областного музыкального училища. Работала в домах культуры, занималась с детьми. Я их люблю, и это, наверное, мое призвание. В 1988 году в детдоме образовалась вакансия музыкального руководителя, и я перешла на эту должность.
Проработала музыкальным руководителем восемь лет. Наступили 90-е. Вспомните, какие времена. А у меня на руках двое детей. И я была вынуждена уйти. Устроилась в Водоканал… оператором газовой котельной. Зато платили хорошо, да и график удобный. Через несколько лет котельная перешла на автоматику, персонал сократили. Куда податься? Звоню в детдом: «Возьмите куда-нибудь». Предложили должность воспитателя. Согласилась.
Я обожаю творчество, поэтому сразу организовала кружок народного пения. Начали проводить с ребятами традиционные русские праздники - Масленицу, Кузьминки осенние, Плющиху. Участвовали в детских областных и городских конкурсах. Теперь с ужасом вспоминаю, как я все эти годы работала в котельной. Это же совершенно не мое.
В детском доме сложные дети. У каждого трагическая судьба. Но когда у ребенка складывается всё хорошо, он обретает дом и семью, сердце переполняется радостью. У нас был чудесный ребенок Миша. У него родители алкоголики. Настолько красивый ребенок! Эти розовые щечки! Однажды появилась бездетная семья, которая захотела его усыновить. Я видела, как они полюбили Мишку. И его действительно нельзя было не полюбить. Он всем западал в душу.
Через год приемные родители прислали фото - Миша повзрослел, но щечки такие же розовые. Ходит в спортивную секцию, показывает успехи в учебе. Как все мальчишки, где-то подерется, где-то нахулиганит. Нормальный парень. А у него в другом детском доме был брат. Миша стал раскручивать родителей, чтобы они взяли брата. Прошло года два. Вижу в соцсетях фото: Мишка, его приемные родители и тот самый брат. Такой же красавец, как наш розовощекий, и взгляд живой, осмысленный. Вот что значит семья, душевное тепло и любовь.
Мой внук Матвей заявил недавно: «Баб, можно я поживу в детском доме?» Ему хочется проводить со мной больше времени. А ведь действительно, я больше внимания уделяю детям из группы, чем своим внукам. В детдоме проходит большая часть моей жизни.
Дети рано или поздно уходят из учреждения, но оставляют след в моем сердце. Вот у нас воспитывалась с трехлетнего возраста девочка. Скоро ей будет пятнадцать. Она выпустилась. Девочка непростая: хулиганистая, с характером. Почти ровесница моей внучки. Я к ней тоже относилась, как к внучке. Прощала шалости. Мы же своих внуков прощаем. Знаю, что она очень по мне скучает, и я скучаю: созваниваемся, общаемся, делимся новостями. Я всегда рядом.
У нас дети сыты, одеты, обуты, но все равно ребенку лучше в семье, в нормальной семье. Понимаю, нашим детям не хватает свободы. Мы же за них отвечаем головой. Я всех обязательно провожаю до школы. Неважно, в каком классе ребенок. Понимаю, подросткам такая опека в тягость: перед домашними детьми неудобно. Хочется нашим деткам дать немного больше свободы, чтобы они чувствовали себя более взрослыми, самостоятельными.
У меня через две недели отпуск. Чувствую, что надо отдохнуть. Отпуск у нас большой - два месяца. К концу отпуска места себе не нахожу. Скучаю по нашим детям.
Мама Лена.
Елена Романовна Завьялова, учитель-дефектолог, мама маленькой дочки. Стаж работы в учреждении - 7 лет.
- Сначала в детском доме работала моя подружка. Она рассказала, что в учреждении набрали новую группу и требуется воспитатель: «Не поработаешь, Лен?» Тогда здесь были только маленькие дети - пришла, посмотрела: так стало их жалко! Написала заявление на трудоустройство. Вышла замуж, родила ребенка, а после декретного отпуска вернулась в должности учителя-дефектолога.
Сейчас занимаюсь с детьми дошкольного возраста, у которых нарушения когнитивной функции, речи, слуха, зрения, опорно-двигательной системы. Работаю индивидуально и в группе. В группе девять человек. Занятия у нас ежедневные.
В нашей работе важно иметь терпение и выдержку. Бывает, ребенок очень долго не показывает положительную динамику. Ему четыре года, а он не знает название того или иного цвета. Целый месяц с ним занимаешься - показываешь красный цвет, рассказываешь о предметах этого цвета. Вот красные носочки, а вот красные варежки, красный мячик. И когда ребенок начинает различать красный - это достижение. Значит, всё не зря.
Или другой пример - два месяца занимались с ребенком-аутистом. Сначала он вообще никак на меня не реагировал. И вдруг ловлю его мимолетный взгляд. Установился зрительный контакт - уже победа. Ребенок начал ждать моей помощи, оценки: правильно выполнил задание или нет.
Необучаемых детей нет. В каждом можно найти то, что надо и можно развивать. Просто у всех разный уровень развития. Радуюсь даже незначительным положительным сдвигам.
Дети часто зажаты, не уверены в себе. Я им говорю: «Посмотрите, раньше вы этого не делали, а теперь отлично справляетесь». Всячески их поддерживаю, искренне радуюсь с ними общим успехам. У ребят появляется желание приходить на занятия, они проявляют инициативу. Знают, что сегодня будет что-то интересное. Они воспринимают учебу как игру.
У деток с особенностями развития страдает лексико-грамматическая сторона речи. Каждую неделю на занятиях лексическая тема. Познаем окружающий мир. Недавно изучали рыб, а до этого - деревья. Развиваем память, обращаем внимание на особенности той или иной рыбки или дерева. Провожу занятия по формированию математических представлений. Детям открывается целый мир.
В нашей работе нужна дисциплина, и детки меня слушаются. Я заслужила их доверие. В чем секрет? Наверное, помогает не такая большая разница в возрасте. Они меня воспринимают как своего старшего друга.
Мама Вита.
Вита Владимировна Шафранская, социальный педагог, мама маленьких близнецов. Стаж работы в учреждении - 16 лет.
- В детский дом я пришла еще студенткой пятого курса, в 2008 году. Мне доверили гулять с детьми и мне так это понравилось! Решила для себя: буду работать в детдоме. Не каждый человек сможет работать в таких учреждениях. Временами было тяжело. Когда видишь деток, невольно возникает сочувствие. Думаешь о них, представляешь их будущее. Я ведь сама мама. Как только родители смогли оставить таких крох!
Работа у меня ответственная. Готовлю исковые заявления в суд, посещаю судебные процессы, защищаю права и интересы детей. Некоторые дети в детдоме находятся по заявлению родителей. У взрослых возникают трудные жизненные ситуации. Бывает, дети у нас находятся полгода, а то и год. Иногда мы детей возвращаем в семью, а случается, что лишаем родительских прав и ребята остаются у нас. За годы работы я насмотрелась на разные судьбы. Я человек довольно ранимый, поэтому все близко принимала к сердцу. С годами психологическая самозащита выработалась, но привыкнуть к такому невозможно. Не представляю, как можно работать в детском доме и относиться к своему делу формально.
Все дети нуждаются в ласке, тепле и заботе. Они нас называют мамами. Не было меня на работе несколько дней, уезжала на курсы, а когда вернулась, детишки меня тут же обступили, закидали вопросами: «Вита Владимировна, здравствуйте! Вы здесь! Мы вас давно не видели!» Ребенок может подбежать к тебе и обнять. И я его тоже обниму, поцелую и приласкаю. Всем детям нужны тактильные контакты и внимание, а нашим ребятам это необходимо вдвойне.
Мама Нина.
Нина Юрьевна Козлова, воспитатель, мама взрослого сына. Стаж работы в учреждении - 38 лет.
- Не мыслю себя без работы в детском доме, без детей. Хотя у меня есть свои дети и внуки. Сын меня как-то даже упрекнул: «Мам, ты всё в детство играешь». Я не играю, я так живу.
До того как устроиться в детский дом, работала в детском саду. Предложили перейти сюда. Пришла на «разведку», посмотрела. И почему-то испугалась. А вдруг не потяну? Решила попробовать. Седьмого мая исполнилось ровно 38 лет, как я здесь.
Мне нравится работать с детьми. Утром отвожу их в школу, после уроков забираю. Делаем вместе домашнее задание, каждому помогаю, стараюсь, чтобы ни у кого двоек не было. Если отстают в учебе, занимаемся дополнительно. «Читай, Вова, читай, Слава». Не хотите читать? Не надо. Но двойку принесете, я буду плакать. Взываю к совести. Иногда срабатывает. Ко всем можно найти подход.
Правила гигиены прививаем детям с раннего возраста. У каждого ручное и ножное полотенце, запас чистого нижнего белья. Ежедневная чистка зубов - это вообще не обсуждается. На ногах сами стригут ногти, а на руках я им подстригаю. Учатся стирать носочки, трусики. Пускай приучаются. В жизни пригодится.
По субботам - хозяйственно-бытовой труд. Ребята протирают комнатные растения от пыли, вытирают подоконники, убираются в комнатах, пылесосят. Это тоже воспитательный момент.
Люблю проводить занятия физкультурой на нашей спортплощадке. Раз в месяц устраиваю спортивный праздник. Все ждут этот день. Ну правильно! Где беситься-то можно? На улице. Кричите, визжите, топайте ногами, выполняйте спортивные упражнения. На моих уроках много свободы.
Вот все говорят: «Ой, детский дом!» Что детский дом? Есть у нас, конечно, свои проблемы. Бывают дети с девиантным поведением, но и к их сердцам можно подобрать ключик.
Мне в этом году исполнится шестьдесят восемь лет. Возраст не скрываю. Подруги говорят, пора бы уже на пенсию. А я не могу уйти. Что я буду дома делать? Мне не интересно сидеть у подъезда с бабушками. Вот лежала месяц в больнице. Выписали домой на долечивание. Не выдержала и приковыляла на работу с клюшкой. Как там мои дети?
Мама Лена.
Елена Анатольевна Клюшникова, педагог-психолог, мама дочери-подростка. Стаж работы в учреждении - 10 лет.
Как я сюда попала? Это долгая дорога. Мама мне рассказывала, что я еще в детстве часто повторяла: «Буду работать в детском доме». Сейчас этого даже не помню. Приняла решение связать свою жизнь с педагогикой. Но мысль о детском доме, видимо, во мне подспудно сидела. Окончила педагогический университет и стала работать в коррекционной школе с детьми с задержкой психического развития. Ту школу закрыли, и я оказалась на работе в детском доме.
В наше учреждение все дети приходят с психологическими травмами. И чем старше ребенок, тем травма больше. Залечивать душевные раны непросто. Ребенок должен доверять взрослому, чтобы раскрыться. Без этого хорошего результата не достичь. С маленькими детьми работать чуть легче. Они оттаивают быстрее.
Дети старшего возраста как «ёжики»: при малейшем стрессе сразу выпускают «колючки». Защитная реакция. Огромная работа для психолога.
С ребенком нужно подружиться. Воспитатель всегда находится в детской группе, и выделить кого-то из детей, показать особую симпатию не может. Это чревато конфликтной ситуацией в группе. Необходимо равное распределение внимания к каждому. Да, возникают ситуации, когда тому или иному ребенку требуется больше внимания. Детям нужно объяснять, что так надо.
Психолог в этом смысле в более выгодной позиции. Я могу проводить индивидуальную работу: поговорить по душам, приласкать, утешить.
Так случилось, что у меня не было своих детей. Я взяла в свою семью девочку из детского дома. Тогда Карине было четыре с половиной года, а сейчас ей уже двенадцать. Я реализовалась как мама и получила любовь дочки.
Много думаю о будущем Карины, о ее судьбе, профессиональном выборе. С одной стороны, дочка увлекается биологией, а с другой - ей близка гуманитарная сфера. Пусть выбирает сама. Поддержу ее в любом случае.
Мама Лена.
Елена Борисовна Вансович, директор Владимирского детского дома, мама взрослого сына. Стаж работы в учреждении - 26 лет, в должности директора - 17 лет.
- По первому образованию я учитель русского языка и литературы. Когда-то работала в школе. По второму образованию - учитель-логопед и олигофренопедагог. Все хотят работать со здоровыми детками, а с ребятами, которые имеют проблемы, - с ними гораздо тяжелее. А мне, наоборот, интереснее работать с особенными детьми. Когда они делают первые шажки в развитии - это такое счастье! Двадцать шесть лет назад я пришла сюда учителем-логопедом. Девять лет проработала в этой должности, а потом доверили руководство учреждением. Здесь прошла вся профессиональная жизнь.
Меня иногда называют «хозяйкой детского дома». Помните такой советский телефильм с Натальей Гундаревой? Фильм, кстати, замечательный, достоверный. Не люблю слово «хозяйка». Есть в этом что-то барское. Это мой «домик», и я тут руководитель.
Когда работаешь в школе или в детсаду, там дети уходят домой к родителям. У нас не так. Дом наших детей - здесь. Трудно абстрагироваться от работы. Когда отсутствую на рабочем месте, часто мыслями возвращаюсь сюда. По-другому никак. Бываю на работе и по субботам, и по воскресеньям.
Через мои руки проходят личные дела деток. Малыши с такими страшными судьбами! Всех хочется обогреть, окружить любовью и заботой, организовать быт, который они в своей жизни не видели. Многие поступают из асоциальных семей. Как у детей сложится жизнь - не знает никто. Дай бог, чтобы всё было хорошо. А если нет? Хочется, чтобы у детей остались самые светлые воспоминания о детском доме.
Нашим воспитанникам необходима социализация. Детский дом - не теплица. Мы стараемся доносить до ребят, что в жизни очень многое зависит от них самих, от их выбора. Одну ступеньку в развитии преодолел, вторую, третью - вот у тебя уже и «мышцы» выросли. Дальше - легче. Есть много примеров, когда наши дети вырастают и становятся прекрасными, успешными людьми, но бывают, к сожалению, и обратные примеры.
Иногда ребенка берут в семью и возвращают. Не справляются с воспитанием. Мы анализируем, почему так происходит, стремимся, чтобы такие случаи возникали как можно реже. Ведь для ребенка это огромный стресс.
Я руководитель, но это не значит, что не работаю с детьми. Иногда воспитатели уходят на больничный, и я подменяю коллег. Снова становлюсь «мамой». Ребенку может быть даже по десять-одиннадцать лет, а он всё равно тебя мамой называет. Детям нужна мама.
НАША СПРАВКА.
По данным регионального министерства образования и молодежной политики, сейчас во Владимирской области 2754 ребят, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 298 воспитываются в специализированных учреждениях. При этом 1420 ребят находятся под опекой (попечительством), еще 989 воспитываются в приемных и патронатных семьях, в отношении 47 детей органы опеки и попечительства исполняют обязанности опекуна (попечителя).
За последние годы в области наметилась позитивная тенденция к сокращению численности детей данной категории. За пять лет это число уменьшилось почти на 20 процентов. Региональный банк данных о таких детях также ежегодно сокращается. По итогам 2023 года в нем находятся сведения о 350 детях, которые ждут своих родителей.