Во Владимирской области продолжается эпопея, связанная с нашествием на сады и леса насекомого-вредителя - непарного шелкопряда. Прошлым летом в пабликах активно обсуждали ситуацию, когда гусеницы со зверским аппетитом массово уничтожали листву плодово-ягодных культур, оставляя огородников без урожая. От непарного шелкопряда серьезно пострадали и лиственные леса. В очагах наибольшего поражения деревья стояли голыми, будто зимой.
Процесс настолько далеко зашел, а общественный резонанс оказался столь громким, что на экологическую проблему обратили внимание на самом высоком уровне. Год назад губернатор Александр Авдеев провел оперативное совещание с руководством регионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, региональным минлесхозом и главами городов и районов. Дабы ситуация не повторилась, глава региона поручил принять меры.
Обработка пораженных участков леса в этом году - результат поручения губернатора. Гусь-Хрустальный район в числе наиболее пострадавших. На минувшей неделе на территории Гусевского лесничества прошла обработка лесных массивов на площади 3600 гектаров биологическим препаратом «Дефилигнум». Как проходит борьба с непарным шелкопрядом? Наш репортаж с места событий.
Кто такой непарный шелкопряд?
Мы подъезжаем к окрестностям поселка Анопино. С асфальтированной трассы поворачиваем на узкую каменистую дорогу. По обеим сторонам возвышается смешанный лес: сосны, березы, ели, осины. Типичный пейзаж средней полосы.
Показать журналистам, как идет обработка леса, приехали заместитель регионального министра лесного хозяйства Алексей Кузнецов и директор Гусевского лесничества Яков Орлов.
Директор лесничества срывает первую ветку березы и демонстрирует «следы» присутствия зловредного насекомого. На листочках видны невооруженным глазом маленькие гусеницы темного цвета длиной всего несколько миллиметров.
- Это и есть личинки шелкопряда, - рассказывает Яков Орлов. - Сейчас они в первом возрасте, совсем небольшие. Видите поврежденную листву с отверстиями? Их прогрызли личинки. Со временем гусеницы вырастают до семи сантиметров, окукливаются, превращаются в бабочек и откладывают яйца. Наша задача не дать гусеницам вырасти и нанести ущерб лесным массивам.
Нам рассказали, что личинки шелкопряда предпочитают лиственные породы деревьев, такие как береза, дуб, осина, ольха. Но если нет другой подходящей кормовой базы, они не брезгуют даже хвоей! С ростом гусениц пропорционально возрастают и их аппетиты.
В интернете можно найти фото и видео, где запечатлены деревья, буквально облепленные гроздьями личинок. Надо ли говорить, что после такого нашествия от растительности мало что остается. Прошлым летом особенно пострадала Мещера, Гусь-Хрустальный район, поэтому выбор локации для обработки леса не случаен.
- В прошлом году я видел участки пораженного леса на границах нашего лесничества. На улице лето, а деревья стоят голые, будто зима. Зрелище ужасное, - делится впечатлениями Яков Орлов.
А кто такой, собственно, этот непарный шелкопряд? Название вполне благозвучное. Это не какие-нибудь листовертки или плодожорки. Он что, прядет шелк? И почему непарный? «ВВ» обратились за комментариями к владимирскому биологу Руслану Жукову.
- Не следует путать непарного шелкопряда с тутовым шелкопрядом - основным видом, который используется при производстве натурального шелка, - комментирует Руслан. - Тутовый шелкопряд - из семейства настоящих шелкопрядов, а непарный - из семейства волнянки. Биологи так назвали насекомого-вредителя по некоторому сходству бабочек этих семейств. А непарный он потому, что самец и самка этого вида очень отличаются. Самка непарника гораздо крупнее. У бабочки могут быть крылья серовато-белого или бежевого цвета с темным узором. Самец - буровато-серый.
Бабочки мигрировали с юга?
С чем связано увеличение популяции непарного шелкопряда и почему это так будоражит общественность? Еще пять лет назад об этом насекомом вообще мало кто слышал. Руслан Жуков объясняет очаговые вспышки естественными причинами. Ну а широкий медийный резонанс - «продукт» информационного общества: новости и сенсации тиражируются за считанные часы.
- Для зимовки яиц бабочки непарного шелкопряда сложились благоприятные условия, - поясняет биолог. - Меньше стало паразитов и естественных врагов, которые регулировали их численность. Очаговые вспышки в популяции насекомых-вредителей - обычное дело.
По словам заместителя регионального министра лесного хозяйства Алексея Кузнецова, вспышки численности непарного шелкопряда отмечаются раз в шесть-семь лет. В области такие очаги фиксируются на протяжении последних трех лет, а на землях Гусевского лесничества - второй год. Специалисты считают, что часть насекомых мигрировали к нам из сопредельных южных территорий - из Рязанской области, а также из национального парка «Мещера». К счастью, после нашествия шелкопряда деревья не погибают, и кроны на следующий год восстанавливаются.
- Но это не значит, что с ним не нужно бороться. Мы пытаемся регулировать численность вредителей, - говорит Алексей Кузнецов. - Обработка леса должна дать положительный эффект. В соседних регионах тоже проводят борьбу с насекомыми-вредителями.
В прошлом году специалисты минлесхоза совместно с региональным Центром защиты леса провели мониторинг распространения непарного шелкопряда и оценили площадь поврежденных лесов. Кроме того, эксперты подготовили обоснование для мер профилактики. Документация учитывает сеть проезжих дорог, направления преобладающих ветров и санитарные ограничения.
- Наше обоснование было согласовано с Федеральным агентством лесного хозяйства. Мы получили финансирование из федерального бюджета и подготовили техническое задание для профилактической обработки леса. В результате конкурсной процедуры определен подрядчик работ. Сумма госконтракта - 5,6 миллиона рублей, - дает пояснения заместитель министра.
Процесс обработки.
Итак, сегодня предстоит обработать порядка тысячи гектаров леса из 3600 биологическим препаратом «Дефилигнум». Как выглядит технология обработки лесных массивов? Насколько препарат безопасен для флоры и фауны? И как служба лесоохраны оценит эффективность спецсредства? Ведь деньги потрачены немалые. Эти вопросы мы адресуем заместителю руководителя «лесного» ведомства.
- Оценка эффективности препарата предполагает два этапа: «до применения» и «после», - объясняет Алексей Кузнецов. - Перед началом обработки наши сотрудники выезжали на рабочие участки и проводили контрольный учет яйцекладок вредителя. Мы делали пробы на каждом участке с применением альпинистского снаряжения: выборочно спиливали ветки и определяли количество личинок. Через две недели после обработки - снова контрольная проба. Если число личинок уменьшится на 75 процентов, то эффективность хорошая. Если эффективность окажется низкой, подрядчик по условиям контракта должен провести повторную обработку.
Заместитель министра лесного хозяйства заверил, что биологический препарат «Дефилигнум» не наносит вреда природе, в том числе пчелам и большинству других насекомых, птицам, зверям, растительности и, разумеется, человеку, поскольку имеет определенный спектр действия. В составе препарата - бактерия Bacillus thuringiensis. Это биологический инсектицид, который направленно действует на пищеварительную систему гусениц-вредителей. Личинка, съев обработанный листок, получает кишечную инфекцию и через две недели погибает.
Как выглядит процесс обработки леса? По дороге со скоростью 20 км/ч едет автомобиль «Урал». На борту - гидродинамическая установка ГДУ-400 и бочка с раствором препарата. Из сопла, словно из гигантского баллона с аэрозолем, с гулом вырывается струя пара.
Впрочем, это и есть аэрозоль. Агрегат образует облако горячего пара, которое поднимается и оседает на кронах деревьев.
Обслуживает устройство оператор Владимир Мозжерин. Он рассказал, что ГДУ-400 - это отечественная разработка. В ее основе - стартер от вертолета Ми-8. Жидкость распыляет мощная газовая струя, которая образуется в результате сгорания топлива. Аппарат способен пропускать в час 40 тысяч кубических метров воздуха.
Жительница Волгограда Ольга Иванова - индивидуальный предприниматель, которая выиграла тендер на обработку лесов на территории Гусевского лесничества. Она специализируется на предоставлении услуг в сфере лесоводства. Владимирская область далеко не единственный регион, где ее организация проводила обработку лесных массивов. ИП Иванова работала в Подмосковье, в Башкирии, в Самарской области и в других субъектах. По ее словам, отечественный биологический препарат показывает хорошую эффективность.
- Во Владимирской области мы работаем впервые, - говорит Ольга. - Леса у вас очень красивые. В нашей Волгоградской области такого нет - кругом степи.
- А когда нет вспышек численности непарного шелкопряда, чем вы занимаетесь?
- Да разве мало вредителей? - смеется Ольга. - Совка, пяденица, листовертка, а еще есть шелкопряд сибирский. Мы всё время в борьбе!
НАША СПРАВКА.
По данным министерства лесного хозяйства, общая площадь лесных массивов во Владимирской области - свыше 1,6 млн га. Это чуть более половины территории региона. Для сравнения: вспышка размножения непарного шелкопряда зафиксирована на площади 20,9 тыс. га.
В «лесном» ведомстве обращают внимание, что не всегда целесообразно и возможно обрабатывать все лесные массивы. К тому же действуют определенные санитарные ограничения.
Там, где невозможно провести обработку леса из-за отсутствия проездных дорог, заболоченной местности, очаги непарного шелкопряда будут находиться под наблюдением, информирует региональный минлесхоз.