В древности на территории нынешней Владимирской области проживали финно-угорские племена – мурома, меря и мещера и другие. Сейчас в регионе зарегистрировано около 10 тысяч представителей общности (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года). В основном это мордва – примерно 4 тысячи человек, а также марийцы, удмурты, коми, карелы, эстонцы и другие.
Этногруппа мордва, к которой относит себя герой, состоит из трех субэтносов – эрзя, мокша и шокша. Интересно, что последний практически перестал существовать – во всей Мордовии сохранилось порядка двух-трех деревень.
– Основной поток приехавших во Владимирскую область из Мордовии приходится на начало 1960-х годов. Многие приезжали семьями. Сейчас большое количество именно мордвы живет в поселке Энергетик, селах Следнево Александровского района, Головино Петушинского района, поселке Тюрмеровка Судогодского района. В Гусь-Хрустальном есть целая улица, где проживают выходцы из Мордовии. Есть семьи, где три поколения мордвы уже выросли на этой земле, – рассказал зампредседателя общественной организации.
Василий Сызганов родился в 1965 году в поселке Озерный Ивановской области. Его отец – эрзянин Василий Федорович родом из с. Жабино (ныне - Инелей Ичалковского района), мать Тамара Ивановна – из Великих Лук, по национальности – русская. В свое время отец приехал из Мордовии в Озерный к дяде. Работал по набору мастером на строительстве канала Волга-Уводь, затем окончил Ивановский педагогический институт. Сам Василий Васильевич окончил юридический факультет Ивановского государственного университета, а с 1983 по 1985 год служил в армии. С 1989 по 2000 год работал заместителем начальника ОБЭП в Иванове, уже с 2000 до 2005 года – адвокат, с 2005 по 2022 год. – председатель коллегии адвокатов «Владимирский юридический центр». В настоящее время трудится в сфере ЖКХ. В начале «двухтысячных» с семьей переехал во Владимир.
Сохранение языка – одна из главных задач.
Отец говорил по-мордовски только тогда, когда приезжали гости из Мордовии, вспоминает собеседник. В семье же Василия Васильевича не говорят по-мордовски, хотя его двоюродные и троюродные братья и сестры хорошо владеют эрзянским языком.
– У нас хорошие связи с Республикой Мордовией. Мы оттуда получаем большое количество литературы на мордовском языке, которую затем распространяем по библиотекам в том числе. Ежегодно проводим встречи в большом формате – конференции, куда приглашаем всех, кто относится к финно-уграм. Чаще всего встречи происходят в городе Владимире, Александровском или Петушинском районах. В этом году в конце сентября пройдет большой мордовский праздник «ШумБрат», – анонсировал председатель организации.
Отличный способ улучшить языковые навыки для детей – поездка в этнокультурный лагерь:
- Самое интересное, у меня дочь туда ездила несколько раз. Она подружилась с девочками, две девочки были из районного центра Мордовии, где 90 процентов – татары. Приехала, начала мордовские и татарские песни петь. Когда приезжали с ней в Мордовию, она к ним в гости ездила.
Из поколения в поколение люди передают песни, что тоже помогает сохранить язык. В «Вайгеле» есть музыкальные группы, семейные ансамбли, которые исполняют песни на родном языке. Например, Мария Грызунова поет на коми-зырянском языке, группа «Марья» и семейный ансамбль Соломайкиных поют на мордовском языке. К слову, последние однажды даже участвовали в «Поле Чудес».
– У нас богатая коллекция национальных костюмов (которые безупречно дополняют национальный колорит во время выступлений. – Прим. ред.). Есть эрзянские и мокшанские. Большое различие как в языке, так и в костюмах. У одних преобладает красный цвет, у других – белый. Два красочных костюма (мужской и женский) три года назад были получены нами из мастерской столицы Республики Мордовии, – рассказал Василий Сызганов.
Не семейные традиции, а жизненные устои.
В семьях, как правило, муж отвечает за «внешнюю политику», а жена – за «внутреннюю». Впрочем, современные мордовки – очень активные и целеустремленные. Одна из участниц организации Мария Зимина – мать четырех детей, при этом успешно гастролирует и дает концерты в других населенных пунктах. Молодая женщина сама сочиняет музыку и преподает. И это реалии сегодняшнего дня. Наши женщины – учителя, библиотекари, председатели профкомов и даже руководители предприятий. Залог успеха семейных отношений – в доверии и уважении, уверен наш собеседник:
- Не знаю ни одной мордовской семьи (имеет в виду из членов организации во Владимирской области – Прим. ред.), которая бы развелась! Настолько дружные и сплоченные, воспитаны в духе уважения к старшим и друг другу.
В научной статье «Брачно-семейные обычаи финно-угорских народов Поволжья: юридико-антропологический анализ (конец XIX в. – начало XX в.)» упоминается интересный момент, что «большим авторитетом у мордвы пользовался брат матери, которого ее дочери почитали как кормильца». Спрашиваем, сохранились ли подобные семейные иерархии по сей день.
– У нас, как правило, братья матери становятся крестными отцами. Например, у мамы трое детей. Есть брат, неважно, старший или младший. В моей семье мой дядя был крестным для всех своих племянников. Его не звали даже по имени, именно крестным и к нему огромное уважение, – поделился Сызганов. Он добавил, что среди мордовских семей в нашем регионе есть те, которые бережно сохраняют обычаи своего народа и передают их следующему поколению. Однако в основном это касается национальной кухни, музыки, костюмов и других атрибутов.
Есть традиция, которую соблюдают неукоснительно почти все представители мордвы:
- Во время Троицы территория Владимирской области пустеет [именно места, где живут мордвины]. Каждый уважающий себя мордвин уезжает на родину, поскольку это престольный праздник для всей Мордовии. Когда я приезжаю к себе на родину, в село Инелей, там машины стоят с мурманскими номерами, магаданскими и другими. Вначале все у себя по домам празднуют, потом выходят около церкви, там березка увешана разноцветными ленточками, и потом этот крестный ход идет к реке и березку бросают в реку, и она уплывает. Считается, что с этой березкой уплывает все самое плохое из жизни твоей семьи.
Профессиональные семейные династии.
Василий Сызганов с супругой – оба юристы. У пары трое детей – два старших сына и младшая дочь, есть маленькие внуки. Дочка учится на медика и фактически продолжает семейную династию. Сестра нашего собеседница – медик, бабушка Тамара Ивановна – также работала в медицине, ее «чистый» медицинский стаж – 64 года, прабабушка и прадедушка – медработники. Причем прадед был военным медиком, ногу потерял в 1943 году во время Великой Отечественной войны.
– В семье юристов разговоры за столом в основном ведутся на юридические темы, само собой подразумевается, ребенок вовлечен с детства. Некоторые, наоборот, скажут, что так надоело и будут кем угодно, но только не юристами. Мы предполагали, что у дочери нет другого пути, как идти в юристы, поскольку мы же все юристы! Но она выбрала свой путь сама. Сейчас закончила третий курс. Сыновья сами сделали свой выбор стать юристами, – рассказывает Василий Васильевич. Он уверен, что главная цель родителей – помочь детям достичь той цели, которую они перед собой поставили, в том числе и в выборе профессии.
Патриотизм объединяет все народы России!
Представители финно-угорского мира участвуют во всех акциях по поддержке участников СВО от регионального правительства: начиная от плетения маскировочных сетей, сбора гуманитарной помощи для военнослужащих в зоне спецоперации и переселенцев из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и заканчивая участием непосредственно в боевых действиях в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.