Деревня в городе.
Владимирская художница Елена Сахарова-Староверова по традиции тоже приносит плоды в Сретенскую церковь. Она живет неподалеку в частном доме в исторической части Владимира, на улице Пушкарской. Эта уютная улочка утопает в яблоневых садах и чем-то напоминает деревню. Усыпанные красными и зелеными плодами деревья, заборы, поросшие девичьим виноградом, повсюду цветы.
- Это дом моих бабушки и дедушки, - раскрывает семейную предысторию Елена. - Дед Григорий Алексеевич Котенко - участник Великой Отечественной войны, родом из Запорожья. Бабушка Мария Степановна - из Вязниковского района, медсестра. Они познакомились во время войны в госпитале, где раненый дедушка проходил лечение. Полюбили друг друга и поженились. Сначала жили в Вязниках, а потом, в начале 70-х, купили дом на «Пушкарке» и переселились во Владимир.
По рассказам бабушки, эта часть города начала активно застраиваться после войны, когда офицерам раздавали тут земельные участки. В те времена денежные возможности у населения были ограничены - страна восстанавливалась после разрухи. Многие, желая сэкономить, приобретали дома в деревне, раскатывали их по бревнышкам и перевозили в город. Такова судьба и этого дома: обычная деревенская изба превратилась в городскую.
- Самому срубу, наверное, уже более ста лет, - заключает Елена. - Смене жительства дедушке и бабушке помогло и то, что тогда жить в частных домах было немодно. Люди предпочитали благоустроенные квартиры. В 60-70-х годах как раз развернулось строительство хрущевок, и владельцы дома охотно его продали.
Идем сажать тюльпаны.
Теперь мода переменилась. Иметь частный дом в центре города со всеми удобствами, да еще в окружении сада, с красивым видом не только модно, но и престижно. Находясь здесь, даже не чувствуется, что это центральная часть Владимира. А ведь буквально в двух шагах Дворец творчества юных, а там и до здания областного правительства рукой подать.
Елена оценила все прелести жизни в частном доме. Это тихий центр, где нет напряженного автомобильного движения. В саду щебетание птиц, чистый воздух. Просыпаешься и видишь, как в лучах солнца играют тени деревьев, а по стенам бегают солнечные зайчики. Можно выйти в сад и полной грудью вдохнуть «запах природной гармонии». Кажется, что сейчас выйдет бабушка и позовет к столу, угостит блинчиками с яблочным вареньем и ароматным чаем. Но нет… Время ушло безвозвратно. Остались только воспоминания, фамильный дом и сад, которые хранят отголоски прошлого.
- До сих пор перед глазами картина из детства, - вспоминает Елена. - Середина сентября. Мне двенадцать. Играю в саду. Под яблонькой сидит задумчивый дедушка, смотрит так и говорит: «Ну что, внучка, наигралась? Бери лопату. Тюльпаны пойдем сажать». И мы идем сажать тюльпаны. Эти ярко-красные цветы каждый год распускаются в саду - ко Дню Победы, в память о дедушке…
- …Сад - это вообще отдельная песня, - продолжает Елена. - Какие-то деревья от прежних хозяев, а есть и посаженные дедом. Некоторые подвои привиты несколькими сортами - получилось такое вот яблочное ассорти. Даже не определить, что за сорта, но яблоки вкусные, сладкие. Сохранились только четыре яблони и груша, растут малина и вишня. Мы сажаем цветы, целебные травы, стараемся, чтобы сад выглядел ухоженным.
- У Елены очень гостеприимный дом, здесь часто отмечают праздники, - вступает в разговор подруга Елены Надежда. - Собирается много гостей из разных городов и весей, даже из-за рубежа. Лена печет свои фирменные блюда - шарлотку и пирог по-корнуэльски. Последний десерт - тот же яблочный пирог, но сверху выложены дольки фруктов.
Визит журналистов - тоже, можно сказать, гостевой прием. Хозяева накрыли стол прямо в саду под грушей - чай, яблочное варенье и, конечно же, свежие яблоки. Присоединились мама Елены Лариса Григорьевна, дочь Соня и Надежда.
На руках у Нади дремлет кот Морсик. Котяра, между прочим, не абы какой: папа ведет родословную от кота художника Олега Модорова, а мама - кошка художницы Дарьи Тимошкиной. Кот шпротного окраса, высокохудожественный!
Память о родителях.
- Этот дом - память о родителях, - грустно улыбается Лариса Григорьевна. - Теперь здесь Лена хозяйка, и дом обрел вторую жизнь. Без сада он был бы совсем другим. Все-таки приусадебный участок многое значит. Яблоки здесь были превосходные. Взять хотя бы «антоновку» - крупная, ароматная. А еще в центре сада росла яблонька «белый налив». Плоды созревали рано - сочные, кисло-сладкие, душистые. Мы считали их деликатесом. Вот тут росли три груши - «бессемянки», старинный русский сорт. Сейчас сохранилось только одно дерево. Мама эти груши продавала - подспорье для пенсии. Эти яблоки и груши - вкусы моей юности.
Лариса Григорьевна может часами рассказывать, как она помогала родителям варить варенье, повидло и закатывать сок. И, конечно, яблоки сушили на зиму, чтобы варить компоты. Переработка урожая - особый ритуал. А какие ароматы окутывали дом во время заготовок! Яблочные карамельные нотки сливались в «сладкую симфонию», облаком выплывали в сад, на улицу, привлекая вездесущих ос-сладкоежек.
- Как варили варенье? Да очень просто, - делится рецептом Лариса Григорьевна. - Яблоки надо сперва почистить, нарезать дольками, поместить в кастрюлю и засыпать сахарным песком. Когда сахар пропитается фруктовым соком, ставьте емкость на огонь и пару раз доведите до кипения с перерывом, пока сироп не остынет. Вот и всё - варенье готово!
Дом как мечта.
Яблоневый сад нашел отражение и в творчестве Елены. Она не просто художница, а эмальер - пишет на металлической основе миниатюрную живопись эмалевыми красками. Причем работает Елена в технике горячей эмали. Краски изготавливаются на основе стекловидных порошков. После нанесения рисунка изделие помещается в печь на обжиг.
Под воздействием высоких температур эмаль превращается в стекло и приобретает глянцевую поверхность: краски становятся ярче, а образы - выразительнее. Художественные творения на основе горячей эмали сохраняют декоративные свойства веками, краски не тускнеют и не боятся коррозии.
Часть работ художницы выставлена у нее дома. Тут и натюрморты с яблоками, и цветочные композиции, храмы, ангелы и святые лики, колоритные деревенские улочки, декоративные узоры, коты и сказочные персонажи.
По словам Елены, она не сразу пришла к творческой профессии, несмотря на то, что художественные способности проявились еще в раннем детстве. Сначала окончила Владимирский машиностроительный техникум, но вскоре поняла, что техническая специальность не для нее. Захотелось заниматься тем, к чему лежит душа. Так судьба занесла ее на художественно-графический факультет Владимирского педагогического университета. Елена оказалась в родной стихии.
Правда, ее самая первая «художественная любовь» вовсе не эмаль, а керамика. Она и сейчас продолжает работать в этой технике - создает керамические декоративные бусы, фигурки и различные украшения. Но со временем ее увлекло искусство горячей эмали - прежде всего своей долговечностью, высокой сохранностью цвета и формы. Произведению из эмали может быть тысяча лет, а кажется, что его сделали будто вчера! Разве не чудо?
В доме на Пушкарской Елена и живет, и работает. Супруг Сергей выполнил перепланировку, возвел новую пристройку, заменил внутренние коммуникации, не говоря уже о наличии бытовых удобств. Расширение жилой площади позволило организовать в доме мастерскую, а в подвальном помещении - мини-цех для обжига эмали и керамики.
Многие хотели бы иметь возможность работать дома, а Елена взяла и воплотила свою мечту. В этом и заключается прелесть «надомной» творческой профессии, когда не надо вставать рано утром и спешить на работу, когда нет рутинных дел и грозного начальника. Ты в свободном творческом полете, занимаешься любимым делом и еще востребованный художник, со своими почитателями и покупателями.
Впрочем, иногда Елена на работу все же ходит. В последнее время она преподает основы академического рисунка в иконописной школе Владимирской епархии.
Образ из глубины веков.
Дочь Соня пошла по стопам мамы и выбрала творческую профессию. В этом году окончила Суздальский филиал Санкт-Петербургского института культуры по специальности «художник-реставратор». Ее обучили навыкам реставрации икон. Соня хотела бы продолжить образование, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела. Елена решение дочери одобряет и отдает должное ее достижениям.
- Соня делала дипломную работу - в течение полугода реставрировала икону. Я следила, как шла эта непростая работа. Это фантастика: икона из черной доски превращается в произведение искусства - постепенно проступает лик, и ты считываешь образ из глубины веков, созданный иконописцем. Просто поразительно! - признается Елена.
Софья, как и мама, тоже создает картины. Правда, она не использует технику горячей эмали - пишет на холсте маслом и темперой и даже рисует на компьютере.
Я спросил у юного дарования, что для нее означает яблоневый сад.
- Для меня сад - естественное продолжение дома, - пожимает плечами Соня. - Здесь можно сорвать что-то вкусное, съесть на завтрак или на обед, а заодно провести пленэр. Это душа нашего дома.
Лариса Григорьевна очень надеется, что внучка не променяет семейное гнездо на Москву или Питер и останется во Владимире. Сад на Пушкарской должен жить, чтобы сохранять душу родительского дома. Следующей весной снова распустятся красные тюльпаны в память о дедушке.