Абуязид Манцигов - пожалуй, самый известный владимирец с чеченскими корнями. Ему тридцать лет, и достижений за плечами немало: чемпион и призер чемпионатов мира, России и Европы по греко-римской борьбе, чемпион мира среди юниоров, обладатель и призер Кубков мира, мастер спорта России международного класса. Он имеет титул действующего чемпиона мира в весовой категории 72 кг среди мужчин. Не хватает только олимпийской медали.
Уже более десяти лет Абуязид живет во Владимире и тренируется у прославленного владимирского тренера, профессора ВлГУ Надира Магомедова, который воспитал целую плеяду борцов греко-римского стиля международного уровня. Надир Магомедович на одном из соревнований заприметил перспективного мальчишку и пригласил его во Владимир. Для нынешнего чемпиона наш город стал родным, и Манцигов, по его собственному признанию, никуда уезжать отсюда не намерен.
В России живет около полутора миллионов чеченцев. Это третий по численности народ нашей страны после русских и татар. Сами чеченцы, как, впрочем, и ингуши, называют себя вайнахами. Слово «вайнахи» в переводе - «наши люди».
Этому народу многое пришлось пережить - и депортацию в Среднюю Азию, и войны. К счастью, трагические времена остались в прошлом.
Во Владимирской области сейчас проживает от 250 до 300 чеченцев, для которых наш регион стал вторым домом.
Мы поговорили с Абуязидом о чеченском характере, о национальных традициях и о том, что его сформировало как человека и спортсмена.
Наша беседа состоялась дома, в новой высотке на улице Фейгина, в уютной трехкомнатной квартире. Сюда Абуязид переехал с семьей примерно полгода назад. Эта недвижимость - подарок тренера Надира Магомедова. Своего наставника Абуязид считает вторым отцом.
Срабатывает домофон, я поднимаюсь на восьмой этаж, звоню в дверь, и вот он - чемпион мира собственной персоной. Абуязид знакомит меня с супругой Иман, восьмилетней дочкой Раяной и пятилетним сыном Мухаммадом. Теплота их отношений видна невооруженным глазом.
В гостиной, в специальной витрине, сверкают чемпионские пояса, кубки и многочисленные медали. Сразу чувствуется, что я в гостях у выдающегося спортсмена. Но Абуязид не производит впечатления «звезды». Дома он просто папа и муж.
- Абуязид, вы чувствуете свои чеченские корни?
- Конечно. Я же до 2013 года жил в Чечне. Мы с женой говорим дома по-чеченски, чтобы дети знали свой родной язык.
- Как бы вы сформулировали такое понятие как «чеченский характер»?
- Чеченцы - народ гордый. Мы со своим характером всегда умели постоять за себя. Во мне тоже кипит горячая чеченская кровь. Если надо показать спортивную злость, я могу это сделать. А вообще про меня говорят, что я добрый человек. (В голосе Абуязида слышны ироничные нотки.)
- Расскажите о своих родителях. Вы больше унаследовали черты папы или мамы?
- Папа всю жизнь работал на стройке. Мама - старший повар в детском саду. Отец всегда был очень строгим. По чеченской традиции отцы должны быть строгими. Хотя бывает и наоборот. Я, наверное, больше в маму. Но могу сказать, что все мои спортивные достижения - это во многом заслуга отца и моих наставников: первого тренера Беслана Абиевича Альбукаева и нынешнего личного тренера Надира Магомедовича Магомедова.
- Чеченское общество считается традиционным и состоит из тейпов (родов). Из какого вы тейпа?
- В Чечне много тейпов. Я из тейпа Ширдий. Его основатели - выходцы из села Ширди-юрт, которое расположено у горы Ширди. Это недалеко от Дагестана. У нашего тейпа своя история. Я чувствую связь с ним, с родителями, братьями и сестрами. Храню память о дедушках и бабушках. К сожалению, некоторых уже не стало. Каждое лето обязательно приезжаю к родителям, к бабушкам, к близким.
- И, разумеется, встречи с родными не обходятся без застолий. Есть у вас любимое национальное блюдо?
- Их множество. Наши блюда в основном из теста и мяса. Например, жижиг-галнаш - мясное блюдо с клецками. Нет такого чеченца, который бы его не любил. Есть лепешки с тыквой - хингалш. Очень вкусные. Еще все любят лепешки с творогом и зеленью - чепалгаш.
- Вы уже думали, чем будете заниматься после завершения спортивной карьеры? Не собираетесь стать тренером?
- Пока не знаю. Я по образованию спортивный менеджер. Когда придет время, сядем с Надиром Магомедовичем за чашкой чая, обсудим, что делать дальше. Я себя в тренерской сфере не пробовал, но иногда провожу мастер-классы, показываю приемы. Многие говорят, у меня получается.