Дело случая.
Как Любарова занесло в наши края? Всё произошло случайно. Владимир Семенович ехал в сторону Юрьева-Польского - и у него сломалась машина. И не где-нибудь, а у деревни Перемилово. Местные умельцы помогли столичному жителю отремонтировать автомобиль и заодно рассказали, что в Перемилове продается дом, причем недорого. Так владимирская деревня стала судьбой художника.
Владимир Любаров - успешный художник-график, который проиллюстрировал и оформил десятки книг русских и зарубежных классиков. Много лет он работал главным художником журнала «Химия и жизнь», а в перестроечные годы вместе с Аркадием Стругацким и группой писателей организовал первое в стране частное издательство «Текст».
Всё в его жизни складывалось хорошо и ничто не предвещало крутого поворота, если бы не тот роковой день с поломкой автомобиля. Говорят, любая случайность - непознанная закономерность. Вот и разгадай теперь ту самую закономерность!
Сам художник объясняет, что ему опостылела столичная суета и надоело делать картинки к чужим произведениям. Захотелось творческой свободы, тишины и уединения. Именно таким местом гармонии стало для него Перемилово. Владимир Любаров приобрел здесь дом, организовал мастерскую и пустился в свободное творческое плавание.
Одними из первых героев его произведений стали жители Перемилова и окрестностей. Но это, конечно, собирательные образы. Художник придумал свой мир под названием «Страна Перемилово». Если хотите, это мир авторских фантазий, как город Макондо у Маркеса или Средиземье у Толкиена.
От Пушкина до Депардье.
Творения Любарова невольно вызывают добрую улыбку, но не насмешку. Дородные сельские барышни и колоритные мужички предстают в разных ситуациях, порой даже сюрреалистичных. Есть в них какое-то очарование естества деревенской жизни и, безусловно, авторская ирония.
Вот картина «Девушки идут в Дом культуры на танцы». А вот «Девушки провожают Колю на конкурс гармонистов». На барышнях - ситцевые платья в горошек, платочки и кружева, а кавалер - в костюме винтажного покроя. Чем не 60-е годы прошлого века, время молодости Любарова?
Или вот серия картин с русалками. По рассказам односельчанина дяди Леши, в окрестной речке Шосе якобы завелись мифические существа. И хотя женщин с рыбьими хвостами в Перемилове отродясь не видали, Любаров взял и изобразил на картинке зажигательный танец Алексея с русалкой. На другой картине дядя Леша угощает русалку квасом. Смотреть такой сюр на полном серьезе невозможно. Ха-ха!
А в серии «Год театра в деревне Перемилово» предстают картины постановок народного деревенского театра. Служители Мельпомены проникновенно изображают героев произведений Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Островского и даже Вильяма нашего Шекспира, а заодно Мольера и Бомарше.
И это не просто самодеятельный театр, а, выражаясь современным языком, театр интерактивный. Принцип «четвертой стены» тут не в чести. Зрители становятся коллективным режиссером и, по ходу спектакля проникаясь сочувствием к героям, требуют хеппи-энда. Так, во время дуэли они помирили Онегина с Ленским, Отелло не задушил Дездемону, а чеховские три сестры остались жить в провинции. Ну ее, эту Москву.
Среди гостей деревни Перемилово изображен не кто иной, как сам Жерар Депардье. Французский актер стоит в очереди в буфете местного Дома культуры и широко улыбается. На других картинках Александр Сергеевич Пушкин с азартом лепит снежную бабу, а Дональд Трамп увлеченно рассказывает перемиловцам о преимуществах республиканской партии и, кажется, нашел благодарных слушателей.
А вот играют в карты Горький, Толстой и Пушкин в гостях у Кати. Лепота!
Где перемиловцы не пропадали!
Искусствоведы относят творения Любарова к наивному искусству, находя в них черты примитивизма или даже лубка. Этот творческий метод - сознательный выбор автора. Владимир Любаров - профессиональный художник. Он окончил Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова и факультет художественного оформления печатной продукции Московского полиграфического института.
Владимир Семенович не очень любит давать точные определения своего авторского стиля и теоретизировать. Он пишет так, как чувствует, как подсказывает сердце.
«…Говоря о картинах Любарова, знатоки часто произносят слова «лубок» и «наивность», - оставил отзыв о творчестве художника его друг писатель Владимир Войнович. - Но какая наивность? Любаров - высокий профессионал. И искусством своим владеет в совершенстве. Но что роднит его с наивными художниками, так это умение посмотреть на мир взглядом, не замутненным профессионализмом, удивиться увиденному, может быть, даже по-детски, и заставить нас испытать такое же удивление».
За десятилетия жизни во владимирской глубинке Владимир Любаров создал несколько живописных серий, и Перемилово занимает в этом ряду особое место. Обитатели чудесной деревенской страны исколесили самые престижные арт-пространства обеих столиц. У художника состоялись персональные выставки в Третьяковской галерее, Манеже, ЦДХ, Государственном Русском музее; его произведения хранятся в фондах этих музеев и частных коллекциях России и зарубежья. Перемиловцы в картинках выезжали даже за рубеж: Австрия, Бельгия, Германия, Люксембург, Швейцария.
Не обошлось и без телевизионного опыта. В программе «Школа злословия», выходившей на НТВ, ее ведущие Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова живо интересовались у Любарова, что же это за страна такая Перемилово и по какому уставу живут ее граждане. На телеканале «Культура» выпустили программы «Письма из провинции» и «Главная роль» с участием нашего героя. А прошлым летом на этом же телеканале шел прогноз погоды с анимированными картинками Владимира Любарова, где тоже угадывались перемиловские мотивы. В общем, где только наши перемиловцы не пропадали.
Болтовня на завалинке.
С некоторых пор обитатели «страны Перемилово» были увековечены и в литературных произведениях, которые вышли из-под пера Владимира Семеновича. Это эссе, небольшие рассказы, сопровождающие его альбомы с картинками. При этом автор утверждает, что эти эссе, в отличие от картинок, автобиографические.
«Я и впрямь пишу одну только правду. И если подвираю, то лишь чуть-чуть. А всё потому, что пока я еще «молодой» писатель. И даже не писатель вовсе, а рассказчик. <…> Я действительно рассказываю. И даже не рассказываю, а так, болтаю на деревенской завалинке - про всё, что со мной было. Вспоминаю, чтобы не забыть самому», - говорит автор.
За последние десять лет у него вышло несколько альбомов с картинками и рассказами - «Праздник без повода», «Страна Перемилово», «Цимес мит компот» и другие. Автобиографические заметки рисуют образы Нади и Коли Малышевых, Леши и Зои, соседа Митрича, собаки Динки и Зойкиных коз, повествуют об их жизни и взаимоотношениях.
И, конечно, в книгах не только Перемилово, но и воспоминания о детстве и юности автора, о родителях, бабушках и дедушках, о друзьях и коллегах, об учителях и о наставниках, о дорогих сердцу людях.
Проза Любарова настолько же иронична, как и его полотна. Временами очень смешно, временами грустно, с примесью ностальгии, иногда слышны и трагические нотки.
Великая сила искусства.
А как сами перемиловцы отнеслись к славе, которая на них обрушилась? Да, собственно, никак. В середине 90-х годов, когда о наших земляках заговорили в художественной среде, интернета и в помине не было, да и телевизионный сигнал до сих пор тут ловится неуверенно, как и мобильная связь. А теперь у перемиловцев и не спросишь: старшее поколение ушло, а их дети давно переехали в город. Местные жители понятия не имели, что Любаров известный художник и по-свойски называли его Семенычем.
Что до картинок Любарова, перемиловцы отнеслись к его творчеству снисходительно. Мол, настоящее искусство должно человека воспитывать: отучать от пьянства и курения, от совершения нехороших поступков. Ничего такого в его картинках односельчане не нашли. Любаров выслушал замечания безропотно и даже не обиделся.
Да и как обижаться, если благодаря перемиловцам Владимир Любаров обрел новую вселенную, поймал свою жар-птицу.
«Если бы тридцать лет назад в моей жизни не появилось Перемилова, я бы не стал тем Любаровым, которым, судя по всему, должен был стать», - признался художник.
С юбилеем вас, дорогой Владимир Семенович!