27 ноября в 15:10

Во Владимирской области ещё в 10 районах планируют создать муниципальные округа

Инфографика Валентины Черкасовой.  Фото: Владимир Чучадеев
В этом году во Владимирской области появились первые муниципальные округа вместо районов путем объединения всех бывших поселений. Такую систему местного самоуправления называют одноуровневой, так как вся местная власть сосредоточена в муниципальном округе, а поселенческие администрации и Советы уходят в прошлое. Дальше ‑ больше! Во Владимирском регионе к процедурам преобразования в муниципальные округа решили приступить еще в 10 районах. О планах местных властей в эксклюзивном интервью рассказал первый заместитель губернатора области Дмитрий Лызлов. Также Дмитрий Николаевич подробно ответил на многочисленные вопросы нашей редакции.

Они стали первыми.

Напомним, что пилотными территориями, преобразованными в муниципальные округа, в этом году стали Меленковский и Собинский районы, а также произошло объединение городского округа Муром и Муромского района. На месте сельских и городских администраций теперь появились территориальные отделы администрации округов. Переходный период в пилотных территориях продлится до конца этого года.

В результате во Владимирской области общее число муниципальных образований сократилось в 2024 году на данный момент со 127 до 105 (20-уровня городов и районов, а еще 85 - городские и сельские поселения).

И вот история с преобразованием в местном самоуправлении региона продолжается и значительно расширяется. Это говорит о том, что переход на одноуровневую систему местного самоуправления назрел в масштабе всего региона.

Еще 10 районов встают на путь преобразования в муниципальные округа: Александровский, Гороховецкий, Гусь-Хрустальный, Камешковский, Киржачский, Кольчугинский, Петушинский, Селивановский, Судогодский, Юрьев-Польский.

Это происходит благодаря обоюдной инициативе самих муниципальных районов и областного министерства внутренней политики, которое координирует процессы в местном самоуправлении.

Инфографика Валентины Черкасовой.
Инфографика Валентины Черкасовой.

Федеральный тренд.

Владимирский регион, по примеру ряда других субъектов Федерации, начал такие преобразования местного самоуправления одним из первых. Очень важно, что инициаторы этих перемен ‑ активные жители, депутаты городских и сельских поселений, руководители органов местного самоуправления.

- Действующий федеральный закон уже позволяет создавать муниципальные округа с одноуровневой системой. Сейчас у нас есть право выбора ‑ либо идти, либо не идти на эти преобразования. В ближайшее время ожидаем принятия федерального закона, который упростит процедуру преобразования и распространит ее на всю страну. Когда новый федеральный закон вступит в силу, переход на одноуровневую систему местного самоуправления станет уже обязанностью всех регионов. Конечно, будет предусмотрен переходный период. Важно, что мы уже сегодня действуем в соответствии с теми задачами, которые обозначает федеральный Центр, - говорит Дмитрий Лызлов.

Время на переход.

Главным условием преобразования является готовность к нему в самих муниципальных районах. Это подтверждают предварительные встречи представителей министерства внутренней политики с главами районов, сельскими и городскими депутатами, председателями Советов.

- Мы действуем с учетом мнения жителей, депутатов, глав, - акцентирует Дмитрий Лызлов.

Первый опыт показал необходимость достаточно длительного переходного периода от двухуровневой системы к одноуровневой. Поэтому в новых 10 районах пришли к выводу, что начать процедуру преобразования лучше уже в этом году.

А процедура такова: сначала принимает решение о начале преобразования районный Совет, затем Советы городских и сельских поселений. После этого в районе обязательно пройдут публичные слушания. Затем Советы районов и поселений закрепят окончательное решение об образовании муниципального округа. И уже в феврале-марте будущего года возможны решения областного Законодательного Собрания, которое рассмотрит соответствующие законы.

- Планируется, что районы будут существовать до сентябрьских выборов 2025 года. Если начать путь преобразования не откладывая, то в районах будет достаточный переходный период. Он необходим для того, чтобы принять нормативную базу, решить кадровые и другие вопросы, - объясняет Дмитрий Лызлов.

А плюсы в чем?

В случае преобразования всех запланированных районов в муниципальные округа общее количество муниципальных образований во Владимирской области сократится области со 105 до 38.

А для чего? - еще раз зададимся вопросом. Каковы преимущества одноуровневой местной власти в округе без уровня поселений? В чем плюсы?

Дмитрий Лызлов привел доводы в пользу преобразования:

- Местное самоуправление должно быть более понятно людям. Вот почему нужен один уровень местной власти с единообразными полномочиями на всей территории, с единой нормативной базой, на основе принципа единоначалия.

Еще одно преимущество - единый бюджет на весь округ. Сейчас же на одной территории действуют несколько поселенческих бюджетов и бюджет района.

В муниципальном округе все муниципальные учреждения ‑ школы, дома культуры, библиотеки и другие выравниваются в статусе и финансировании, ведь они все становятся окружными, если были, например, сельскими.

Единый бюджет означает более рациональное использование средств. Это можно сравнить с семьей, где либо один общий кошелёк, либо их несколько, и у каждого свой. Если кошельков несколько, то могут возникать нерациональные расходы.

Еще несколько плюсов: в муниципальном округе действует единый генеральный план, единые правила благоустройства и землепользования, единый подход к налогообложению. Это означает четкое распределение ресурсов по району, сокращение количества документов в разы.

Жителям станет понятнее, какими правилами руководствоваться, так как подходы на всей территории одинаковые.

К тому же многие поселения уже передали значительную часть полномочий на районный уровень, не имея достаточных сил и средств для их исполнения.

Есть и такой аргумент за преобразование: высокие требования при вхождении в государственные программы (например, в программу комплексного развития сельских территорий) могут казаться администрациям поселений слишком обременительными. Объединение в муниципальный округ, обладающий гораздо более крупными ресурсами, позволит проще это решить.

Это же касается реализации стратегических планов по развитию территории района, который преобразуется в округ.

У поселений слишком ограничены бюджетные и кадровые возможности для наиболее крупных, амбициозных проектов. В муниципальном округе шансы на их воплощение будут гораздо выше.

А кроме того, прекратятся возникающие порой споры о пересекающихся зонах ответственности между поселениями по различным вопросам. Например, при содержании тротуаров, пассажирских перевозках или вывозе мусора через границы поселений.

- Как итог: муниципальный округ - это более простая система управления территорией, основанная на принципе единоначалия: глава муниципалитета возглавляет администрацию. Глава отвечает за все, что происходит в округе, в конкретных деревнях, поселках, городах. И все сотрудники органов власти становятся его подчиненными. Мы уходим от дублирования полномочий, излишней регламентации. - добавляет Дмитрий Лызлов.

И кроме всего сказанного будет определенная экономия бюджетных средств за счет сокращения выборов в поселениях.

Что сохраняется в округе?

Однако Дмитрий Лызлов подчеркнул, что после преобразования районов в муниципальные округа сохранится многое из того, к чему жители привыкли.

Так, останутся все прежние административно-территориальные единицы ‑ города, деревни, села. Не нужно будет менять регистрацию по месту жительства. Значит, и адреса не меняются.

При этом власть из сел и деревень не должна удалиться куда-то в окружной центр.

- Важнейший принцип преобразования в том, что жители не должны почувствовать какого-либо ухудшения в коммуникации с органами власти. Там, где располагались представительства сельсоветов и администраций сельских поселений, там же в округах будут работать представительства окружной администрации ‑ территориальные отделы, - говорит первый вице-губернатор.

В тех же зданиях, где размещаются сегодня администрации, поселений, останутся те же сотрудники. Только они поступят на работу в администрацию района. С теми же задачами: рассмотрение обращений граждан, решение вопросов благоустройства, налогообложения, землеустройства. У них даже появится больше времени именно на основную исполнительную работу, а не на подготовку документов. Ведь документы, правила будут одинаковы для всех в округе.

И еще одно важнейшее условие: никто из жителей района, преобразованного в муниципальный округ, не потеряет льготы, которые у них есть сейчас как у жителей села. Это касается льгот сельских медиков и учителей, особых тарифов ЖКХ для сельских жителей и других.

Вопросы и ответы.

И все-таки вопросы остаются. На них также ответил Дмитрий Лызлов.

- В связи с тем, что в муниципальных округах не будет Советов поселений, смогут ли нынешние активные депутаты сельских, городских Советов проявить себя в местном самоуправлении после преобразования?

- Они вполне смогут принять участие в выборах в Советы народных депутатов округов. Их статус и возможность влиять на развитие территории в окружном Совете повысится. Вопреки ожиданиям, мы не зафиксировали повышения активности среди кандидатов в депутаты пилотных территорий, где прошло преобразование и состоялись первые выборы в Советы округов в 2024 году. Тем не менее мы готовы вести диалог с каждым активным депутатом, который хотел бы участвовать в общественной работе, и находить ему варианты применения сил.

- Будет ли сокращение штатов в органах местного самоуправления в связи с прекращением деятельности администраций в поселениях?

- Сокращений не будет точно, всем найдут применение. Дело еще в том, что количество муниципальных служащих, которое сейчас есть у нас в области, - одно из самых низких по России. Поэтому сокращать людские ресурсы в местном самоуправлении просто нерационально. Их численность эквивалентна тем задачам, что сейчас ставятся перед органами муниципального управления. А вот правильно планировать бюджет, кадровые процессы, формировать нормативную базу в муниципальном округе будет проще при организации власти на одном уровне.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 12:38 В Суздале 9 декабря стартует кинолаборатория «Время объединяться»
Гильдия продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России при поддержке Президентского фонда культурных инициатив с 9 по 13 декабря 2024 года организует и проведет Продюсерскую кинолабораторию «Время…
вчера в 10:30 Ольга Хохлова поздравила сотрудников Счетной палаты, ставших лучшими в России
Председатель Заксобрания Ольга Хохлова приняла участие в общем собрании членов Общественного совета внешнего финансового контроля при Счетной палате Владимирской области. Внимание было уделено актуальным вопросам работы…