Старинное полотно поступило в музей в 1920-е годы из имения Муромцево, из художественной коллекции отставного полковника лейб-гвардии гусарского полка Владимира Семеновича Храповицкого. На картине не было подписи автора, поэтому ее обозначили как работу «неизвестного художника эпохи Позднего Возрождения».
Дело в том, что художники, работавшие в то время, практически не подписывали свои произведения. К тому же существовало такое понятие как авторское повторение: одно и то же произведение живописец мог написать неоднократно. Кроме того, у художников были свои мастерские, где работали помощники-подмастерья, которые копировали работы учителя, отметил Олег Рыжков, заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника по научной работе.
- Антиведуто Грамматика - достаточно редкий художник не только для России, но и в принципе для Европы. И вокруг этой картины интересно, первое, как она попала в Россию. Совершенно понятно, что Владимир Семенович купил ее на одном из аукционов в Петербурге, но как она попала в Петербург - большой вопрос. Он пока не освещен. Второй же интересный момент - непосредственно история атрибуции, - поделился собеседник.
Попытки установить авторство были предприняты еще 100 лет назад. Так, в 1924 году директор тогда еще Владимирского губернского музея Алексей Иванов предположил, что картину мог написать неаполитанский мастер Лука Джордано. Версию об авторстве Джордано высказал и автор-составитель каталога выставки, посвященной 50-летию деятельности Владимирских художественно-реставрационных мастерских, Александр Скворцов. В 2021 году нижегородский искусствовед Сергей Акимов, основываясь на сравнительном стилистическом анализе произведения, выдвинул аргументы в пользу авторства Антиведуто Грамматики. Ее же высказала в 2023 году известный специалист по итальянскому искусству доктор искусствоведения Виктория Маркова.
Исследование полотна в 2024 году заняло два месяца. На протяжении этого времени картину изучали технологи, реставраторы и искусствоведы ГМИИ им. А.С.Пушкина. В июне специалисты завершили атрибуцию холста, и версия об авторстве итальянского художника Антиведуто Грамматики подтвердилась. Антиведуто учился в Риме у Джованни Доменико Анджелини из Перуджи, где получил прозвище Большеголовник из-за своей специализации в росписи голов известных людей и добился в этом такого успеха, что многие выдающиеся люди Рима стремились заказать ему свой портрет. К 1591 году Антиведуто стал независимым художником. В 1592 году короткое время в его мастерской работал Микеланджело Меризи да Караваджо. Самая ранняя работа художника из сохранившихся - алтарная картина, изображающая «Христа Спасителя со святыми Станиславом Краковским, святым Адальбертом Пражским и святым Гиацинтом Одровазом», - была написана для главного алтаря церкви Санто-Станислао-деи-Полакки в Риме.
Авторство картины из фонда ВСМЗ удалось установить по целому ряду признаков. Из результатов исследования следует, что изучение красочного слоя не выявило авторских изменений как композиции в целом, так и отдельных деталей. Живопись выполнена без предварительного рисунка графическим материалом. Композиция была намечена непосредственно кистью, коричневой охрой. Отсутствие авторских изменений свидетельствует об основательной проработке композиции уже на стадии предварительного наброска. Много лет считалось, что работа может представлять собой не оригинал, а копию. Однако в 2023 году было установлено, что это подлинник. Такой вывод был сделан по итогам исследования, проведенного в Лаборатории изучения культурного наследия ИТМО в Санкт-Петербурге.
«Христос и грешница» - это всего лишь вторая работа автора, представленная в российских музеях. Первая - картина начала 1620-х годов «Мария Магдалена у гроба воскресшего Христа». Она хранится в Государственном Эрмитаже. На выставке в ВСМЗ можно увидеть ее репродукцию.
Татьяна Меркулова, заведующая сектором изобразительного и прикладного искусства, рассказала про сюжет картины. Художник передал известный библейский сюжет: изобличенную в прелюбодеянии женщину по закону Моисея подлежало забросать камнями. «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень», - сказал Христос, который должен был объяснить необходимость отмены этого наказания. Следующий этап развития этого сюжета: толпа тихо расходится, а Христос оказывается наедине с грешницей.
Интересно, что на выставке представлено еще несколько произведений мастера, где используется тот же самый образ рыжеволосой женщины. Очевидно, что Грамматика выбрал для себя такой знаковый символ женской красоты и использовал его неоднократно. Это тоже можно считать подтверждением авторства.
Отдельно специалист остановилась на влиянии Караваджо на творчество Грамматики. Отличительная особенность техники первого - работа с «подвальным» светом по приему тенебросо. Луч света неравномерно охватывает пространство картины, выделяя из темноты отдельные фигуры. Так объекты выглядят более объемными и рельефными. Этот прием использовал и автор картины «Христос и грешница».
- Луч света падает сверху, и за изображенными персонажами организуется темное и глухое пространство. Это позволяет художнику высветить и более рельефно показать всех персонажей действия. И мы с вами видим, как обнажается лицо, грудь, руки, свет падает на лицо Христа, на его одежду, как освещаются складки одежды, чалма старца… Такое глухое замкнутое пространство ограничивает как будто бы внутренний объем, но это вписывается в принципиальную композиционную схему строения караваджистских произведений, - отметила Меркулова.
На выставке «Память усадебных интерьеров», которая открыта 21 ноября и завершится 2 февраля, Владимиро-Суздальский музей-заповедник впервые в полном составе представил коллекцию зарубежной живописи XVII-XIX веков. Коллекция небольшая: всего 20 работ. В ее основе произведения западноевропейских мастеров, некогда украшавшие интерьеры дворянских усадеб Владимирской губернии. Картины поступили в музейное собрание в результате национализации, в основном в начале 1920-х годов. Полотна отражают вкусы и предпочтения местных ценителей итальянской, нидерландской и немецкой живописи.
Самую большую часть экспозиции составили картины из имения Воронцовых-Дашковых в селе Андреевское Петушинского района. Еще представлены полотна из замка Владимира Храповицкого, имения Карповых в Сушневе, имения графини Натальи Зубовой в Фетинине.