Орган - совершенно особая «планета» музыкального мира. Неслучайно его называют королем музыкальных инструментов за внушительные размеры, уникальный диапазон звучания и потрясающее богатство тембров. Органная музыка звучит под сводами храма объемно и гармонично, вызывая непередаваемую гамму чувств.
Органные концерты - неотъемлемая часть культурной жизни Владимира. И всё благодаря замечательной органистке Татьяне Калашниковой, чье исполнительское мастерство по достоинству оценили не только в России, но и далеко за ее пределами.
Наша встреча состоялась на репетиции в храме Святого Розария Пресвятой Девы Марии. Мы поговорили с Татьяной о загадках уникального инструмента и о творческом пути музыканта.
- Татьяна Евгеньевна, по первому музыкальному образованию вы пианистка. Как вы пришли в органную музыку?
- Орган появился в моей жизни с раннего детства, задолго до того, как родители подарили мне фортепиано, поэтому не могу сказать, что я пришла в «органный мир» после фортепиано. Мои родители - музыканты, и дома практически каждый день звучала музыка, в основном органная. Мой отец очень любил и любит игру Леонида Исааковича Ройзмана. Это был известный органист, ученый и педагог, непревзойденный исполнитель-виртуоз. Он автор двухтомника «Орган в истории русской музыкальной культуры». Я была с детства воспитана на такой музыке.
- Далеко не в каждом областном центре есть орган. Более того, у нас сохранился прекрасный католический храм. Расскажите об этом музыкальном инструменте.
- Насколько известно, во Владимире существовал не один католический храм, разумеется, были и механические органы, но с течением времени многое утеряно. Наш инструмент цифровой, его привезли из Нидерландов. На нем можно исполнять сочинения различных эпох и стилей. Надо сказать, что каждый инструмент может по-разному звучать в определенном зале. Здесь же, в храме Святого Розария Пресвятой Девы Марии, уникальная акустика. Это католический собор XIX века, историческое место с необыкновенной атмосферой и совершенно особым духом. Когда находишься на балюстраде за инструментом и играешь, всё остальное уходит на второй план.
- На органе приходится играть не только руками, но и ногами. Важна координация движений. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда исполняете органную музыку?
- Во время исполнения я полностью погружаюсь в творческий процесс, нахожусь как бы в другом измерении. О координации движений, регистровых комбинациях, о множестве других вещей не думаю. Всё происходит естественно: играю то, что хочу исполнить и рассказать посредством той музыки, которую выбираю для программы концерта.
Орган - сложный, многосоставный инструмент, требующий от исполнителя определенных качеств, а проще говоря - таланта. Я преподаю орган во Владимирском областном музыкальном колледже, уделяю основное внимание освоению навыков игры на этом непростом инструменте, его истории. Не каждый музыкант сможет сыграть на органе. Редко встречаются восприимчивые, талантливые люди. Но такие ученики у меня есть, некоторые из них окончили Московскую консерваторию. Я бы отметила Александру Давыдову (Кульбицкую) и Софью Игнатенко, которая еще продолжает обучение на органе.
- Вы играли на органе на самых престижных площадках, в разных странах, в том числе в Нотр-Дам-де-Пари, в главном англиканском храме Великобритании Кентерберийском соборе. Игра на каком инструменте произвела на вас самое неизгладимое впечатление?
- Я до сих пор помню ощущение от концерта в Кентерберийском соборе. Там находится роскошный, внушительный по размерам инструмент, звучание которого надолго остается в глубине сердца. Потрясающее чувство! Мне очень понравился орган XVIII века кафедрального собора в голландском Харлеме. Одно из самых сильных впечатлений произвела игра на органе во французском Бордо. Там сохранился орган известного мастера XVIII века, бенедиктинского монаха Дома Бедоса де Селля. Таких инструментов в мире очень немного. Это классический французский орган. Ну и, конечно, не могу не упомянуть орган французского мастера Аристида Кавайе-Колля в парижском соборе Нотр-Дам.
Что касается нашей страны, прежде всего надо выделить исторический инструмент французской фирмы «Кавайе-Колль» в Большом зале Московской консерватории и орган в концертном зале Калининградской филармонии. Один из лучших органов в России в Казани, в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева. Но нельзя ограничиться только этим перечнем. В нашей стране немало замечательных инструментов.
- В массовом сознании органная музыка ассоциируется в первую очередь с Иоганном Себастьяном Бахом. А есть современные композиторы, которые сочиняют органную музыку? Вы исполняете их произведения?
- Да, конечно. Из последних сочинений я сыграла в Малом зале Московской консерватории объемную пьесу Михаила Степановича Петухова «Свято-Успенский монастырь (Печоры)». Он написал три пьесы, две из них посвящены рижскому Домскому собору и костелу Святой Анны в Вильнюсе.
- В произведениях наших современников чувствуется дыхание сегодняшнего дня или это сочинения, написанные по определенным классическим канонам, вне времени?
- Думаю, что наше время, его мотивы и дух, безусловно, чувствуются. Я бы отметила нетрадиционные гармонии, может быть, более жесткое звучание, иногда непривычное уху слушателя. Об этом нужно рассказывать, готовить публику, чтобы она могла воспринимать такую музыку.
В органной игре есть определенные преимущества. Очень много необычных, интересных и разнообразных тембров. Можно сделать такое звучание, которое будет восприниматься даже на интуитивном уровне. Орган - инструмент уникальный, на нем можно играть всё, включая современную музыку.
- Вы отмечаете для себя терапевтический эффект органной музыки? Она лечит, гармонизирует душевное состояние?
- Если говорить о публике - лечит, и это абсолютно точно. У меня случались концерты, после которых слушатели признавались, что они чувствовали, как через них проходит свет. Если говорить об исполнителях, то органная музыка влияет в какой-то степени на характер - он становится более «ритмичным», собранным. Органисты - люди серьезные, с внутренним стержнем. Орган, если можно так выразиться, формирует личность.
- Мы встречаемся в преддверии концерта. Что ждет зрителей?
- Прозвучит музыка разных эпох: от добаховского времени до очень поздней романтики. Я включила в программу сочинения Риттера, Маршана, Мендельсона, Сен-Санса, Видора, Вьерна; сыграю совершенно уникальное сочинение испанского композитора Франсиско Корреа де Араухо. Его «Tiento» удивительно трагические и глубокомысленные, трогают душу и слушателей, и самих исполнителей. Конечно, прозвучит музыка великого мэтра Иоганна Себастьяна Баха - без его произведений не провожу ни один концерт. Слушатель всегда ждет Баха.