22 мая в 11:08

Владимирским родителям рассказали, как работают алгоритмы TikTok и YouTube*

Фото: из личного архива Юлии Кузнецовой
Если ваш ребёнок уходит «на пять минут посмотреть видео» и возвращается через час — это не просто сила привычки. Это работа алгоритмов, которые точно знают, как удерживать внимание, особенно детское. В новом материале специального проекта нашего издание «Детство. Безопасность. Цифра» Юлия Кузнецова, медиаэксперт и председатель Родительского комитета Владимирской области, расскажет, как работают TikTok и YouTube*, почему они «затягивают» именно подростков, какие когнитивные искажения усиливают эти платформы и что может сделать родитель, чтобы вернуть контроль. (* - площадки являются нарушителями законов РФ, их работа ограничена).

Условно говоря, алгоритмы — это системы, которые анализируют поведение пользователя и подбирают контент, с наибольшей вероятностью вызывающий реакцию. Реакцией может быть лайк, репост, комментарий — но чаще всего это просто «просмотр до конца» или «ещё один просмотр».

Алгоритмы учитывают:
•  Что ребёнок досмотрел до конца;
•  Что пересмотрел дважды;
•  Какие видео он пролистывает;
•  Где задерживает взгляд;
•  Даже скорость пролистывания и паузы.

На основе этого платформа строит индивидуальную ленту подростка — своеобразный «информационный пузырь», где постоянно показываются похожие по эмоциональному тону видео.

Важно: TikTok и YouTube не делят видео на «хорошее» или «плохое». Они показывают то, что удерживает внимание, независимо от пользы или вреда.

Немного статистики:
•  Рост TikTok: с 2019 по 2024 год аудитория TikTok в России выросла более чем в шесть раз, с 8 млн до 49,1 млн пользователей. 
•  Вовлеченность: подростки проводят в TikTok больше времени, чем в других социальных сетях, что свидетельствует о высокой вовлеченности. 

Почему это особенно опасно для детей?

1. Мозг подростка «учится» через эмоции. У детей и подростков ещё не сформированы фильтры критического мышления, но эмоциональный отклик работает на полную мощность. Алгоритмы подсовывают именно то, что цепляет: страх, юмор, сенсация, драма, бунт, соблазн. Всё это — прямой доступ к вниманию подростка.

2. Формируется «информационный пузырь». Если ребёнок один раз посмотрел ролик с теорией заговора, в ленте появятся всё новые «доказательства». Если зашёл на видео про «хайповую» косметику, он утонет в рекламе. Через неделю он уже будет жить в мире, где это центральные темы.

3. Происходит «перепрошивка» восприятия времени. Короткие видео с быстрой сменой картинок приучают мозг к постоянной стимуляции. В обычной жизни становится скучно, внимание не удерживается, даже чтение книги вызывает раздражение.

4. Подмена наставников. Ребёнок начинает доверять «любимому блогеру» больше, чем родителю или учителю. В итоге, блогеры могут оказывать большее влияние на воспитание и формирование системы ценностей, чем истинные наставники.

Как это связано с когнитивными искажениями?

Алгоритмы усиливают искажения мышления:
•  Эффект подтверждения: платформа показывает только то, что ребёнок уже «одобрил», исключая альтернативные точки зрения.
•  Ошибка доступности: видео, которое вызвало сильные эмоции, «запоминается» мозгом как значимое, даже если это фейк.
•  Групповое мышление: дети видят, что «все так думают» — и перестают задавать вопросы.

Что может сделать родитель?

Не запрещать, а объяснять. Запретить TikTok — это как запретить подростку общаться с друзьями. Он всё равно найдёт способ. Лучше обсуждать, показывать подводные камни, вместе смотреть и анализировать видео.

Ввести практику цифровой осознанности. Помогите ребёнку задавать себе вопросы:
– Почему мне это показывают?
– Зачем это видео создано?
– Что я чувствую, когда это смотрю?
– Хочу ли я это выбирать сам?

Настроить рекомендации и ограничить время. На YouTube можно отключить автоматическое воспроизведение, настроить детский аккаунт, подписаться на проверенные каналы. TikTok также позволяет установить ограничение по времени.

Дать альтернативу. Важно не просто забирать — а предлагать что-то взамен. Интересные книги, кружки, активность, где ребёнок получает положительные эмоции и признание.

Собственный пример. Главное – общение в семье и собственный пример. Невозможно объяснить ребенку, что засиживаться в телефоне плохо, если сами родители не выпускают гаджет из рук.

Важно быть рядом. Алгоритмы не враг сами по себе. Но если они заменяют ребенку разговор с родителями, доверие и реальный контакт, они становятся сильнее. Наша задача — вернуть родителя в мир ребёнка, не как надсмотрщика, а как партнёра.

Вопрос родителю:
Вы знаете, какие видео чаще всего смотрит ваш ребёнок? А почему именно их?

Присылайте свои истории, вопросы и предложения тем мне в ВК: @kuznetsova_yl

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 14:41 Сергей Прыгунов из Владимира устанавливает законность на прифронтовых рубежах
«ВВ» продолжают серию публикаций в рамках патриотического информационного проекта «Мой герой», посвященного 80-летию Великой Победы. Ценности, которые мы хотим передать этим проектом, прежде всего, патриотизм, память о г…
вчера в 12:02 Во Владимире выстраивают образовательный процесс на время ремонта школ
В 2026 году в областном центре запланированы капитальные ремонты шести учреждений - пяти школ и детского сада. Они пройдут в рамках государственной программы «Развитие образования» по заявке регионального правительства.…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.